Найти тему

Нил Гейман для подростков: "Океан в конце дороги", "Звездная пыль" и "Никогде"

Оглавление

Вдогонку к статье о детских книгах Нила Геймана небольшой рассказ о его произведениях для подростков. Многие вспомнили "Океан в конце дороги", а Даша @knizny_enot совсем недавно о ней писала, но в предыдущую подборку я этот роман не могу включить, так как разделяю категории детская литература и подростковая литература. "Океан в конце дороги" - прекрасная книга от Геймана-сказочника, но я не могла бы её дать ребенку в том возрасте, в котором давала "Коралину", "Историю с кладбищем", "Деву и веретено" и другие. Заодно расскажу и о двух других книгах, которые тоже подходят для чтения в подростковом возрасте, с лет 15-ти.

Моя коллекция книг Нила Геймана
Моя коллекция книг Нила Геймана

Самый теплый океан: "Океан в конце дороги"

Первым будет рассказ о той самой книге, благодаря которой родилась эта статья. Увы, из моей библиотеки она куда-то испарилась. Пошла делать фотографии книг для этого текста, а "Океан..." утёк... Печально. Придется снова покупать, потому что эта та книга, которая обязательно должна быть в моей коллекции. Поэтому вместо фото будут обложка и найденные в сети иллюстрации.

"Океан в конце дороги" Нил Гейман, обложка издания от АСТ, 2013 год, перевод Виталия Александровича Нуриева
"Океан в конце дороги" Нил Гейман, обложка издания от АСТ, 2013 год, перевод Виталия Александровича Нуриева

Эта сказка Нила Геймана в своё время стала очередным открытием в книгах этого жанра. Да и до сих пор истории Геймана не оставляют меня равнодушной. Но эта затронула что-то особое в душе, что-то личное, очень близкое.

Эта сказка о взрослых и детях, о разном восприятии мира, о доверии. Это книга о дружбе и самопожертвовании. Эта книга о волшебстве и страхе. В воображении автора в очередной раз родилось нечто, что проникло в наш обычный человеческий мир и принесло с собой не только хорошее, но и совсем иное, чуждое для нас и поэтому страшное.

Иллюстрация с обложки англоязычного издания от William Morrow
Иллюстрация с обложки англоязычного издания от William Morrow

Сразу скажу, что сказка эта реально страшная, от некоторых сцен становилось даже жутко. К примеру, как семилетний мальчик вытаскивает у себя из пятки червя, при этом понимая, что это не простой представитель этого вида. Или как этот мальчик бежит в ночи через поле в поисках помощи. Мурашки появляются, когда читаешь подобные сцены. Или просто размышляешь о том, каково это - знать, что в тебе живёт нечто чуждое, пришлое, жестокое, разрушающее всё то, что ты так любишь. А поделать с этим ничего не можешь. К этим впечатлениям и размышлениям добавляются нарисованные воображением картинки. О, Нил Гейман - мастер по всякого рода нечисти! В этом произведении им снова созданы жуткие твари. Но есть и те, что способны противостоять им. Фермерши Хэмпсток оказываются вовсе не теми, кем кажутся с первого взгляда. Это весьма необычная семейка.

"Океан в конце дороги" - добрая, но очень грустная сказка. В ней заключено много тем. Кого-то больше зацепит сам сюжет, кого-то то, что творится в отдельно взятой семье. Кто-то задумается о том, как легко на самом деле разрушить всё то, что создавалось годами и как хрупок каждый наш отдельный мирок. А кто-то дойдет до мысли, что те самые чудища из других миров не плохие, а другие - они мыслят своими категориями, у них своя мораль и свой уровень развития. Есть одна расчудесная мысль, которая очень понравилась лично мне: по мнению Летти взрослые на самом деле не становятся взрослыми, а остаются в душе детьми. И это не об играх или о несерьёзности. Дети на самом деле серьёзные люди. Это о той чистоте восприятия, вере и верности, с которыми дети познают этот мир и любят его. Летти - добрая душа. Теплая и яркая, как солнце. Вот тут мне немного жаль, что автор решил распорядиться этим персонажем именно таким образом...

Читать или не читать? Читать. Тем, кто любит хорошие и полезные сказки. Тем, кто выбирает книги для детей, прочитывая их сам. Тем, кто любит интересные захватывающие истории, не лишенные волшебства. Тем, у кого есть интерес к различным легендам и мифам. И кого не отталкивает темноватая атмосфера, это особенность творчества Геймана. Он темный волшебник, пишущий о том, как найти добро в нашем и другом мирах.

__________________

Настоящее Задверье: "Никогде"

Я читала эту книгу в переводе М. Мельниченко и Н. Конча. Но, как мне показалось после прочтения, название "Задверье", которое было у перевода Комаринец, более удачное и лучше отражает и место, и суть произведения. Ведь отправился Ричард за Дверью, всё скрывается за дверью, вся интрига находится за Дверью. Да и нижний Лондон тоже получается за дверью, некой невидимой перегородкой, за которую просто так не проникнуть - нужны ключ или Дверь. И нет, это не тавтология, кто читал, тот поймет. А тем, кто не читал, дополнительная интрига.

"Никогде" Нил Гейман, издание от АСТ, 2015 год, перевод М. Мельниченко и Н. Конча
"Никогде" Нил Гейман, издание от АСТ, 2015 год, перевод М. Мельниченко и Н. Конча

В этой книге Гейман описывает приключения одного молодого человека, которому неожиданно выпал случай увидеть другой Лондон - Нижний. Почему-то тут шло абсолютно идиотское ассоциативное сравнение со старым диваном, крепким и очень дорогим, у которого периодически меняют обивку. Также здесь выглядит и город - сверху современный и сверкающий, а внутри, с изнанки, всё темно, пыльно, но жутко интересно, так как туда могут завалится самые неожиданные вещи. Слово "изнанка" очень подходит к сказкам Геймана, так как любит он всё вывернуть. Вывернуть Лондон, вывернуть судьбу обычного паренька, вывернуть представления и впечатления о своих персонажах. Каким можно воспринять Маркиза Карабаса, когда уже есть стереотип, а нынешний герой поначалу ведет себя несколько подозрительно? А как мы посмотрим на прекрасного крылатого ангела? А на знаменитую Охотницу - грозу и победительницу страшных чудовищ, коими были и монстры, и люди? А к крысам как относиться?

Форзац издания
Форзац издания

Сама идея Задверья не нова. Авторы часто используют такие изнанки, для того, чтобы соединить наш мир и параллельный, где может происходить то, что здесь просто невозможно - законы физики не позволяют. Где могут уживаться самые различные существа. Где всё неоднозначно. Но гейманское Задверье всё же очень своеобразная изнанка - здесь есть такие места, которых больше нигде не встретишь. Здесь сложная система взаимоотношений между разными представителями города. Здесь существует своя магия. Здесь очень любопытно.

Задняя сторона обложки с аннотацией
Задняя сторона обложки с аннотацией

Это ещё одна чудесная страшная сказка. С очень хорошей, на мой взгляд, концовкой. Хотя очень многие покрутили бы пальцем у виска, узнав про такой выбор. Да и, честно признаться, он хорош только для сказки. Это там герои предпочитают неведомое знакомому, а опасное безопасному. Большинство же людей выбирают спокойствие и стабильность - хороший фундамент для счастливой жизни.

Кто, кто? Маркиз в пальто: "Как Маркиз вернул своё пальто"

И немного вбоквела к основной истории - рассказ о рассказе про одного из второстепенных персонажей "Никогде".

На что только не пойдет человек, чтобы вернуть любимую вещь! Куда угодно голову сунет! Хотя, ради такого пальто я бы тоже полезла к черту на рога. Вещь ведь! Вещь с большой буквы. Ну и образ опять же. Можно, конечно, и новое пошить или купить. Но это уже будет не то. Пальто Маркиза Карабаса - это нечто такое, что уже срослось с его личностью. И даже в какой-то мере эту личность сотворило-сформировало-воспитало.

Маркиз Карабас из сериала "Neverwhere" 1996 года
Маркиз Карабас из сериала "Neverwhere" 1996 года

В этом рассказе Гейман вернул меня в Под-Лондон (тут изнанка города так называется), где я познакомилась с новыми персонажами, а также узнала о своеобразных кланах врановых, грибников и побывала у пастухов. Страшные это люди - пастухи. Берут и превращают людей в овец. Не в буквальном смысле, конечно... Хотя, это как посмотреть. Овцами себя считают? Считают. В стаде? В стаде. Овцы и есть. Но, как выясняется, при должной смекалке и понималке и на таких можно управу найти. Применить одну ловушку против другой. И вуаля! Маркиз Карабас и здесь показал, что он не так-то прост. И поймать его - ещё не всё. Вы удержать попробуйте.

Было приятно познакомиться со старшим братом Маркиза Перегрином и понаблюдать за соперничеством двух неординарных личностей. Перегрин, конечно, крут. Но мне всё же Маркиз Карабас больше нравится. Шикарный парень!

______________

Сказочная новелла о мечте и любви: "Звёздная пыль"

Когда-то я посмотрела кино и решила, что книгу читать не буду. Но потом мне объяснили, что кино - это очень сильно по мотивам, а книга совсем другая. Так и оказалось. Книга действительно другая. Она оказалась очаровательной сказкой с небольшим, но заметным темным оттенком, без которого Гейман никогда не обходится.

"Звёздная пыль" Нил Гейман - обложка издания от АСТ, 2014 год, перевод А. Дубининой
"Звёздная пыль" Нил Гейман - обложка издания от АСТ, 2014 год, перевод А. Дубининой

Где-то существует такое милое местечко, как Застенье, которое граничит с самой настоящей Волшебной страной. Раз в девять лет в стене, что является своеобразной оградой от проникновения волшебного в обычный мир, а обычного в волшебный, открываются ворота, через которую жители Застенья и его гости могут попасть на луг по ту сторону, чтобы принять участие в необычной ярмарке. Там встречается то самое волшебное с тем самым обычным. А потом снова ворота закрываются на долгий срок. Но, как оказалось, стена - не всему преграда, а в обычное всё же проникает частичка волшебного...

С этого всё и начинается. А потом в привычный ход событий вмешивается любовь и одна звезда. И вот тут популярное выражение "Достать звезду с неба" превращается в буквальную цель. Ради любви молодой человек по имени Тристран Торн отправляется на поиски упавшей с неба звезды. И ни куда-нибудь, а в саму Волшебную страну. Поэтому поиски звезды превращаются в поиски сказочных приключений на свою пятую точку...

Форзац издания
Форзац издания

Чего только не придется повидать Тристрану! Сколько придется пережить! Сразиться со страшной ведьмой, покататься на настоящем единороге, полетать на корабле ловцов молний и даже прожить несколько дней в личине хомяка. Но самое главное его ждёт в конце. Это будет чудесное открытие и самое лучшее приобретение. Ну и сказка есть сказка, а значит будет королевство, принцесса и прекрасный принц.

Эта сказочная новелла получилась у Геймана практически классической. Но он не был бы собой, если бы не добавил кое-что из своего фирменного набора. Мне безумно понравилась линия братьев-принцев, хотя как раз она и является вкраплением темного фэнтези в этот сказочный сюжет. Ну и другие детали. Очень классно выписана Королева ведьм. Хороша и строптивая Звезда со сложным характером. Но девушку можно понять. Можно.

Задняя часть обложки с анноацией
Задняя часть обложки с анноацией

Интрига тоже хорошо придумана и раскрыта. Через действия и поступки, через испытания мы постепенно шли к тому, чтобы тайна Тристрана наконец-то была раскрыта. Для него. Читатель-то уже многое знал. Но не всё. Но догадывался. Но не обо всем. Но... Короче, читайте, книга хороша.
_______________

А ещё есть у меня "М - значит магия", но я пока не прочитала до конца, сборник этот отложен на неопределенное время. И тем не менее, судя по описанию и паре прочитанных рассказов, эта книга тоже пойдёт для подросткового возраста.

-12

Вот теперь пока с Гейманом точно всё. До нового прочитанного, которого в ближайших планах нет. Но кто знает, планы - вещь непостоянная, то вмешивается в них что-то, то они сами меняются...
А вот к книгам для подростков скоро вернусь и снова в рубрике "Авторская колонка", так как будет рассказ об одной писательнице и некоторых её книгах, прочитанных мною.

Спасибо за внимание!