Вдогонку к статье о детских книгах Нила Геймана небольшой рассказ о его произведениях для подростков. Многие вспомнили "Океан в конце дороги", а Даша @knizny_enot совсем недавно о ней писала, но в предыдущую подборку я этот роман не могу включить, так как разделяю категории детская литература и подростковая литература. "Океан в конце дороги" - прекрасная книга от Геймана-сказочника, но я не могла бы её дать ребенку в том возрасте, в котором давала "Коралину", "Историю с кладбищем", "Деву и веретено" и другие. Заодно расскажу и о двух других книгах, которые тоже подходят для чтения в подростковом возрасте, с лет 15-ти.
Самый теплый океан: "Океан в конце дороги"
Первым будет рассказ о той самой книге, благодаря которой родилась эта статья. Увы, из моей библиотеки она куда-то испарилась. Пошла делать фотографии книг для этого текста, а "Океан..." утёк... Печально. Придется снова покупать, потому что эта та книга, которая обязательно должна быть в моей коллекции. Поэтому вместо фото будут обложка и найденные в сети иллюстрации.
Эта сказка Нила Геймана в своё время стала очередным открытием в книгах этого жанра. Да и до сих пор истории Геймана не оставляют меня равнодушной. Но эта затронула что-то особое в душе, что-то личное, очень близкое.
Эта сказка о взрослых и детях, о разном восприятии мира, о доверии. Это книга о дружбе и самопожертвовании. Эта книга о волшебстве и страхе. В воображении автора в очередной раз родилось нечто, что проникло в наш обычный человеческий мир и принесло с собой не только хорошее, но и совсем иное, чуждое для нас и поэтому страшное.
Сразу скажу, что сказка эта реально страшная, от некоторых сцен становилось даже жутко. К примеру, как семилетний мальчик вытаскивает у себя из пятки червя, при этом понимая, что это не простой представитель этого вида. Или как этот мальчик бежит в ночи через поле в поисках помощи. Мурашки появляются, когда читаешь подобные сцены. Или просто размышляешь о том, каково это - знать, что в тебе живёт нечто чуждое, пришлое, жестокое, разрушающее всё то, что ты так любишь. А поделать с этим ничего не можешь. К этим впечатлениям и размышлениям добавляются нарисованные воображением картинки. О, Нил Гейман - мастер по всякого рода нечисти! В этом произведении им снова созданы жуткие твари. Но есть и те, что способны противостоять им. Фермерши Хэмпсток оказываются вовсе не теми, кем кажутся с первого взгляда. Это весьма необычная семейка.
"Океан в конце дороги" - добрая, но очень грустная сказка. В ней заключено много тем. Кого-то больше зацепит сам сюжет, кого-то то, что творится в отдельно взятой семье. Кто-то задумается о том, как легко на самом деле разрушить всё то, что создавалось годами и как хрупок каждый наш отдельный мирок. А кто-то дойдет до мысли, что те самые чудища из других миров не плохие, а другие - они мыслят своими категориями, у них своя мораль и свой уровень развития. Есть одна расчудесная мысль, которая очень понравилась лично мне: по мнению Летти взрослые на самом деле не становятся взрослыми, а остаются в душе детьми. И это не об играх или о несерьёзности. Дети на самом деле серьёзные люди. Это о той чистоте восприятия, вере и верности, с которыми дети познают этот мир и любят его. Летти - добрая душа. Теплая и яркая, как солнце. Вот тут мне немного жаль, что автор решил распорядиться этим персонажем именно таким образом...
Читать или не читать? Читать. Тем, кто любит хорошие и полезные сказки. Тем, кто выбирает книги для детей, прочитывая их сам. Тем, кто любит интересные захватывающие истории, не лишенные волшебства. Тем, у кого есть интерес к различным легендам и мифам. И кого не отталкивает темноватая атмосфера, это особенность творчества Геймана. Он темный волшебник, пишущий о том, как найти добро в нашем и другом мирах.
__________________
Настоящее Задверье: "Никогде"
Я читала эту книгу в переводе М. Мельниченко и Н. Конча. Но, как мне показалось после прочтения, название "Задверье", которое было у перевода Комаринец, более удачное и лучше отражает и место, и суть произведения. Ведь отправился Ричард за Дверью, всё скрывается за дверью, вся интрига находится за Дверью. Да и нижний Лондон тоже получается за дверью, некой невидимой перегородкой, за которую просто так не проникнуть - нужны ключ или Дверь. И нет, это не тавтология, кто читал, тот поймет. А тем, кто не читал, дополнительная интрига.
В этой книге Гейман описывает приключения одного молодого человека, которому неожиданно выпал случай увидеть другой Лондон - Нижний. Почему-то тут шло абсолютно идиотское ассоциативное сравнение со старым диваном, крепким и очень дорогим, у которого периодически меняют обивку. Также здесь выглядит и город - сверху современный и сверкающий, а внутри, с изнанки, всё темно, пыльно, но жутко интересно, так как туда могут завалится самые неожиданные вещи. Слово "изнанка" очень подходит к сказкам Геймана, так как любит он всё вывернуть. Вывернуть Лондон, вывернуть судьбу обычного паренька, вывернуть представления и впечатления о своих персонажах. Каким можно воспринять Маркиза Карабаса, когда уже есть стереотип, а нынешний герой поначалу ведет себя несколько подозрительно? А как мы посмотрим на прекрасного крылатого ангела? А на знаменитую Охотницу - грозу и победительницу страшных чудовищ, коими были и монстры, и люди? А к крысам как относиться?
Сама идея Задверья не нова. Авторы часто используют такие изнанки, для того, чтобы соединить наш мир и параллельный, где может происходить то, что здесь просто невозможно - законы физики не позволяют. Где могут уживаться самые различные существа. Где всё неоднозначно. Но гейманское Задверье всё же очень своеобразная изнанка - здесь есть такие места, которых больше нигде не встретишь. Здесь сложная система взаимоотношений между разными представителями города. Здесь существует своя магия. Здесь очень любопытно.
Это ещё одна чудесная страшная сказка. С очень хорошей, на мой взгляд, концовкой. Хотя очень многие покрутили бы пальцем у виска, узнав про такой выбор. Да и, честно признаться, он хорош только для сказки. Это там герои предпочитают неведомое знакомому, а опасное безопасному. Большинство же людей выбирают спокойствие и стабильность - хороший фундамент для счастливой жизни.
Кто, кто? Маркиз в пальто: "Как Маркиз вернул своё пальто"
И немного вбоквела к основной истории - рассказ о рассказе про одного из второстепенных персонажей "Никогде".
На что только не пойдет человек, чтобы вернуть любимую вещь! Куда угодно голову сунет! Хотя, ради такого пальто я бы тоже полезла к черту на рога. Вещь ведь! Вещь с большой буквы. Ну и образ опять же. Можно, конечно, и новое пошить или купить. Но это уже будет не то. Пальто Маркиза Карабаса - это нечто такое, что уже срослось с его личностью. И даже в какой-то мере эту личность сотворило-сформировало-воспитало.
В этом рассказе Гейман вернул меня в Под-Лондон (тут изнанка города так называется), где я познакомилась с новыми персонажами, а также узнала о своеобразных кланах врановых, грибников и побывала у пастухов. Страшные это люди - пастухи. Берут и превращают людей в овец. Не в буквальном смысле, конечно... Хотя, это как посмотреть. Овцами себя считают? Считают. В стаде? В стаде. Овцы и есть. Но, как выясняется, при должной смекалке и понималке и на таких можно управу найти. Применить одну ловушку против другой. И вуаля! Маркиз Карабас и здесь показал, что он не так-то прост. И поймать его - ещё не всё. Вы удержать попробуйте.
Было приятно познакомиться со старшим братом Маркиза Перегрином и понаблюдать за соперничеством двух неординарных личностей. Перегрин, конечно, крут. Но мне всё же Маркиз Карабас больше нравится. Шикарный парень!
______________
Сказочная новелла о мечте и любви: "Звёздная пыль"
Когда-то я посмотрела кино и решила, что книгу читать не буду. Но потом мне объяснили, что кино - это очень сильно по мотивам, а книга совсем другая. Так и оказалось. Книга действительно другая. Она оказалась очаровательной сказкой с небольшим, но заметным темным оттенком, без которого Гейман никогда не обходится.
Где-то существует такое милое местечко, как Застенье, которое граничит с самой настоящей Волшебной страной. Раз в девять лет в стене, что является своеобразной оградой от проникновения волшебного в обычный мир, а обычного в волшебный, открываются ворота, через которую жители Застенья и его гости могут попасть на луг по ту сторону, чтобы принять участие в необычной ярмарке. Там встречается то самое волшебное с тем самым обычным. А потом снова ворота закрываются на долгий срок. Но, как оказалось, стена - не всему преграда, а в обычное всё же проникает частичка волшебного...
С этого всё и начинается. А потом в привычный ход событий вмешивается любовь и одна звезда. И вот тут популярное выражение "Достать звезду с неба" превращается в буквальную цель. Ради любви молодой человек по имени Тристран Торн отправляется на поиски упавшей с неба звезды. И ни куда-нибудь, а в саму Волшебную страну. Поэтому поиски звезды превращаются в поиски сказочных приключений на свою пятую точку...
Чего только не придется повидать Тристрану! Сколько придется пережить! Сразиться со страшной ведьмой, покататься на настоящем единороге, полетать на корабле ловцов молний и даже прожить несколько дней в личине хомяка. Но самое главное его ждёт в конце. Это будет чудесное открытие и самое лучшее приобретение. Ну и сказка есть сказка, а значит будет королевство, принцесса и прекрасный принц.
Эта сказочная новелла получилась у Геймана практически классической. Но он не был бы собой, если бы не добавил кое-что из своего фирменного набора. Мне безумно понравилась линия братьев-принцев, хотя как раз она и является вкраплением темного фэнтези в этот сказочный сюжет. Ну и другие детали. Очень классно выписана Королева ведьм. Хороша и строптивая Звезда со сложным характером. Но девушку можно понять. Можно.
Интрига тоже хорошо придумана и раскрыта. Через действия и поступки, через испытания мы постепенно шли к тому, чтобы тайна Тристрана наконец-то была раскрыта. Для него. Читатель-то уже многое знал. Но не всё. Но догадывался. Но не обо всем. Но... Короче, читайте, книга хороша.
_______________
А ещё есть у меня "М - значит магия", но я пока не прочитала до конца, сборник этот отложен на неопределенное время. И тем не менее, судя по описанию и паре прочитанных рассказов, эта книга тоже пойдёт для подросткового возраста.
Вот теперь пока с Гейманом точно всё. До нового прочитанного, которого в ближайших планах нет. Но кто знает, планы - вещь непостоянная, то вмешивается в них что-то, то они сами меняются...
А вот к книгам для подростков скоро вернусь и снова в рубрике "Авторская колонка", так как будет рассказ об одной писательнице и некоторых её книгах, прочитанных мною.
Спасибо за внимание!