На Заседании клуба Улица Правды Борис Марцинкевич дал важные пояснения по теме:
Мы никуда не торопимся. Сможем ли мы нарастить объем производства СПГ, сказать сложно. Поручается Новаку подписать соглашение о намерениях с компанией Новатэк о работе по направлению производства оборудования для СПГ. Ответственный орган Министерство промышленности и торговли, исполнительный орган Координационный совет по импортозамещению.
Внимание, вопрос. Куда до этого выделялись деньги по этому направлению?
Деньги начали выделяться в 18-м году. За это время выделено 14 млрд. Ответственных нет. Координационной компании никакой нет. Дорожной карты нет. Куда-то деньги выделялись. Почему только Новотек? Почему нет Роснефти? Почему нет Газпрома, у которого технология Газпром ЭМЭР запатентована в 2013 году? Вопросов больше, чем ответов.
Неизвестно, чем мы собираемся заниматься. Что касается строительства танкеров-газовозов, здесь очень сложное отношение прежде всего с Южной Кореей.
Курируют строительство судостроительного комплекса Звезда компания Роснефть. Известная судостроительная компания с богатым опытом. Прекрасное организационное решение, я считаю. Ну кого еще можно было поставить? Конечно, Роснефть. Это же судостроительный завод. Правильно? Значит, Роснефть. Однозначно. Роснефть, я так понимаю, прочитав соответствующий учебник, что можем делаем сами, что не можем, берем наилучшие образцы. Ну, набрали.
- Криогенные емкости от французов,
- Винторулевые колонки, которые позволяют судно развернуться на 180, не сходя с места от Дженерал электрик,
- Двигателя, работающие на СПГ, от финской компании Верселла.
Все нормально, все ушли. Здравствуйте.
Почему с нами работали корейцы до последнего? Мы для них не конкуренты. Нам требуется не просто танкеры газовоза, а танкеры усиленного ледового класса для международной классификации, отдельная строчка Ямал-макс. Они знают, что в России никому эти танкеры не передастся. Они в два раза тяжелее, в два раза дороже. Они требуют больше топлива. Ну кто такую радость купит? Даже если купишь дешево, ты потом на топливе все проиграешь.
Начинали мы с крупноблочной сборки, то есть блок готов, доставили на завод, здесь его связали. А сейчас продвинулись глубже. В этом году южно-корейцы должны были отдать шесть танкеров, отдать не могут, попали под санкции, все какие только можно было. Продать некуда, по сказанным причинам. Слишком дорогая игрушка. Отдать в аренду еще как-то.
Наверное, надеюсь, что Леонид Викторович придумает. Он не первый раз в таких ситуациях оказывается всегда придумывал. Может быть, эти танкеры спишут или их приобретет какая-нибудь компания Ивановы Пыльки островов Крокодильи слезы или еще что-то произойдет. Пока просто не работает.
Вынуждены остановить линию, соответственно остановлена добыча. Жидкость капает, ведра нет. Лужа будет. Так что разговоры о том, что Россия вырвется вперед и помчится в этот СПГ-бизнес семимильными шагами, которые мы постоянно слышим от высокопоставленных чиновников. Может быть, мы увидим дорожную карту?
Напомню, что общими усилиями Минпромторга, Новотека и Росатома на базе НИИ (Научно-исследовательский Институт) город Санкт-Петербург построен испытательный стенд для оборудования крупнотоннажного сжижения. Их два в мире. Наш второй. Загрузка, т.е., мы производим незнакомое нам оборудование. Где-то его надо проверить. Вот стенд. Совершенно уникальное. Все испытания, которые там проводили, проводят подразделение Росатома. Больше желающих нет.
Росатом научился делать насосы, стендеры. Много чего еще. Сам у себя проверил. Пригласил правительственную комиссию. Галочку поставили. Молодцы. Больше желающих нет.
Сейчас появится дорожная карта. Заявлено, что будет финансирование в размере 24 млрд рублей. Новотека правительства пополам. Может быть, немножко раньше надо было. Может быть, вот эти вредные анекдоты про горячих эстонских парней на территории России вообще запретить законодательно, как оскорбляющую честь и достоинство нашего прекрасного, замечательного правительства и министерства торговли и, как ее там, Промышленности.
Те ошибки, которые были у министра промышленности, Дениса Мантурова, я надеюсь, что сейчас их будет легко исправлять, потому что новый вице-премьер, отвечающий, курирующий вот это развитие, Денис Мантуров, с этим министром что-нибудь сделает. Тоже хорошее кадровое решение. Сам себя курирует.
М.Х. Но сама по себе формулировка “Денис Мантуров что-нибудь сделает”, представляется мне несколько самопротиворечимой.
Б.М. Но я уверен, что у него это получится. Вот такие ответы. Скоро пойду в МГИМО преподавать.
То есть вот такая обстановка, которую не сказать, чтобы сильно выигрышная была по части СПГ-индустрии, по-прежнему есть надежда на трубопроводный газ. Надежда не только юношу питает, но и Россию, Газпром.
Понятно, что поэтапно выходит на полную мощность Сила Сибири. В 22-м году поставки по Силе Сибири были 15 млрд кубометров в год. Проектная мощность 38 с поэтапным наращиванием. То есть вот одну часть потерь бы компенсировали здесь. Началось строительство Сахалинского маршрута с Северного шельфа Сахалина через Хабаровский Приморский край в Китай. Еще 10 млрд кубометров и ведутся переговоры по Силе Сибири-2.
С какой скоростью они будут идти? Сказать сложно, потому что китайцы сами по себе сложные переговорщики и то место, куда должен прийти маршрут Северо-Запад Китая. Малонаселенный промышленности нет. То есть им надо совмещать планы пятилеток с планами строительства газопровода. То есть переговоры здесь простыми не будут.