Найти тему
93,4K подписчиков

Эмоциональный интеллект

Термин «эмоциональный интеллект (EQ)» впервые появился в статье Джона Майера и Питера Соловей в 1990г..

Термин «эмоциональный интеллект (EQ)» впервые появился в статье Джона Майера и Питера Соловей в 1990г.. Они предложили рассматривать EQ , как отдельный вид интеллекта, который позволяет анализировать данные получаемые с помощью эмоций. Статья осталась незамеченной научным сообществом, поэтому концепция эмоционального интеллекта не обсуждалась.

Широкую огласку и обсуждение, EQ получил после того, как в 1995г. Дэниэл Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ». В этой книге он выделил четыре составляющих EQ:

Самосознание- знать свои сильные и слабые стороны, способность осознавать и понимать свои эмоции.
Например: «Я сейчас плачу, значит я испытываю грусть» или «Я сейчас смеюсь, значит я испытываю радость».

Самоконтроль- уметь управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс в любых ситуациях.
Например: «Я стою в большой очереди на кассу в магазине, я злюсь, потому что кассир работает очень медленно, но я не буду кричать на кассира, а попрошу администратора открыть вторую кассу».

Эмпатия- уметь понимать эмоции других людей и вести диалог с ними с учетом их внутреннего состояния.
Например: «Моя подруга рассказывает мне, как ей тяжело после развода. Я понимаю, что она грустит и мне надо ее поддержать».

Навыки отношений- уметь общаться и решать конфликты, уметь работать в команде или быть лидером.
Например: «На работе новый проект, на совещании обсуждение переросло в крики и взаимные обвинения, каждый «тянет одеяло» на себя. Я осознаю, что это неконструктивный диалог и это только вредит общему делу. Беру на себя роль медиатора, привожу аргументы «за» и «против» и выношу их на всеобщее обсуждение, перевожу обсуждение в конструктивное русло».

Осознавая свои эмоциональные реакции и контролируя их, мы способны принимать правильные решения и совершать те действия, которые максимально раскрывают наши возможности.
Эмоциональный интеллект оказывает влияние на формирование нашей личности, способность общаться и устанавливать крепкие связи не только с коллегами, но и с семьей, близкими и друзьями.

Фактически, эмоциональный интеллект - это инструмент, позволяющий нам контролировать свою жизнь.

А вы умеете понимать и контролировать свои эмоции?

Автор: Волкова Ольга Николаевна
Психолог, Коуч и нейрокоуч

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru