Найти тему

История тантры. Три корня тантры.

Оглавление

То, что мы знаем как современную тантру, имеет три корня:

  • A. Тантризм (индуистский и буддистский).
  • B. Психология как западная духовная практика (“психе”: др.греч. Ψυχή — “душа”, “дыхание”).
  • C. Нью Эйдж Тантра (англ. New Age, буквально “новая эра” — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном синкретического характера)

Рассмотрим каждый корень по отдельности – его историю и влияние на современную тантру.

© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.
© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.

Тантризм

Тантризм – это религиозно-философская, эзотерическая традиция, использующая в качестве своих священных текстов тантры. Эта традиция получила распространение в индуизме и буддизме.

Словосочетание “религиозно-философская” указывает на неразделимость религиозных и философских элементов тантризма. В Индии, в отличие от западных философских систем, не закрепилась практика отстраненного, «теоретического» познания истины, а значит, и не произошло отрыва философии от религии.

Цель тантризма – окончательное освобождение от круговорота рождений и смертей (от сансары). Освобождение (“мокша”) – это кардинальная цель не только тантрического пути, но и всех индийских традиций. Поэтому важно понять, при общей цели всевозможных индийских традиций что выделяет тантризм из общего круга.

Важнейшими особенностями тантрического способа достижения данной цели является то, что:

1) С помощью тантрической практики цель эта достигается не на протяжении многих следующих жизней, а уже в этой, данной жизни, в этом теле.

При этом человеческая жизнь является высочайшей ценностью. Тантрические тексты прямо говорят о редкости и ценности обретения рождения в теле человека. Так, по словам “Куларнава-тантры”, “истинное знание не обретается без человеческого рождения. … Человеческое рождение, эту лестницу к освобождению, получить нелегко. Разве не хуже всех тот, кто обретает такое рождение и все-таки не спасается?”

2) “Освобождение” (“мокша”) связывается с многообразием чувственного опыта, прежде всего с наслаждением. Идея “наслаждения” (“ананды”). С точки зрения тантрических мыслителей, в основе вселенной находится одушевляющий ее абсолютный принцип, высшая реальность (далее – ВР).

ВР – это вечное соединение двух первопринципов, мужского и женского, которые персонифицируются в виде пары божественных супругов – Шивы и Шакти, находящихся в сексуальном союзе.

Подчеркиваются не столько сами эти аспекты, сколько их тесная связь друг с другом. Иными словами, ВР – это “ананда”, т. е. вечное блаженство, проистекающее из союза двух полярных принципов. Ананда представляет собой своего рода архетип любого возможного вида блаженства на эмпирическом уровне, которое всегда бессознательно стремится к этому идеалу и никогда его не достигает (в силу своей ограниченности во времени); кроме того, ананда – это та высшая полнота, из которой может возникнуть все, это творческий матрикс мироздания.

Поскольку Шакти не отделима от Шивы, выступая как его непосредственный агент по отношению к миру, то в тантрических практиках особую роль приобретают близкие отношения между женскими и мужскими партнерами. Сексуальные практики, в которых посвященные стремятся воспроизвести космическую иерогамию двух аспектов Абсолютного, занимают важное место в тантризме.

3) Идея Шакти как высшей универсальной энергии. Сакрализация женского начала. К примеру, с точки зрения последователей каликулы, Шакти полностью тождественна Абсолюту, она и есть этот Абсолют; без нее ничто не может совершиться, она – начало всего. Шакти – это Абсолют в материнском облике (шримата), рождающая мир и взращивающая его так, как рождает ребенка и вскармливает его своим молоком любящая мать. Это первичная сила (адьяшакти), которая созидает, поддерживает и поглощает все стороны мироздания.

© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.
© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.

4) Женское начало в индуистской тантре понимается как динамичное, производящее, источник развития реальных эмпирических феноменов. Поскольку мир производится усилием Шакти, он не может не быть сакральным: ведь все, что исходит от богини, божественно. Эта идея приводит к недвойственности тантрического восприятия мира и тантрической практики. То, что многими духовными учениями отвергается как нечистое (например, тело может пониматься как источник греха, секс может толковаться как похоть и разврат), в тантрической практике используется как способ преодоления дуальности и приближения к единой реальности.

Шашибхушан Дасгупта пишет:

Абсолютная реальность, как считается, имеет два аспекта-атрибута – негативность и позитивность, статичность и динамичность, покой и подвижность, чистое сознание и чистое действие, субъективность и объективность, наслаждающееся и наслаждаемое. В абсолютном бытии эти два аспекта связаны друг с другом в состоянии абсолютной недвойственности, но в процессе становления или феноменализации происходит отделение и дуализация. Этот процесс изменений или становления через двойственность есть опутывание, связанность, и окончательное избавление от нее есть освобождение. Тайна всякой эзотерической садханы – разрушить все принципы дуализма и достичь окончательного состояния недуальности.

5) Идея тесной взаимосвязи микрокосмического (индивидуально-телесного) и макрокосмического (или трансцендентного) уровней. Как говорит Вишвасара-тантра относительно тела, “то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде”. К примеру, сакральному центру индийского универсума, горе Меру, соответствует позвоночник, внутри которого располагается центральный энергетический канал (сушумна). Чакры, духовные центры “тонкого” тела – это питхи, традиционные места паломничества, и в то же время это семь миров индийской мифологии.

В теле пребывают и самые высшие существа – Шива (Сознание) и Шакти (Энергия). Тантристы полагают, что у основания позвоночного столба индивида, на уровне тонкого тела, располагается Энергия, для названия которой они используют слово “Кундалини” (что обозначает “свернувшаяся кольцами”). Эта энергия находится у обычных людей в непробужденном состоянии (она как бы “спит”), свернувшись в три с половиной витка.

Пробудившись в результате особых усилий практикующего, Кундалини по психо-энергетическим каналам устремляется вверх, к Шиве, проходя на своем пути сквозь особые энергетические центры энергии – чакры. Наконец, тело как сакральное вместилище содержит в себе и все цели человеческого бытия. По словам “Маханирвана-тантры” (VIII. 140), человеческое тело – это вместилище Дхармы (служения своему Делу), Артхи (благополучия), Камы (чувственности) и Мокши (освобождения).

6) Представление об индивидуальном теле как о “зародыше” Вселенной. Физическое тело видится как эпитома вселенной и воплощение божественного начала. Отсюда – огромное практическое значение йоги. Тантристы исключительно высоко оценивают тело, считая его храмом, в котором обитает вечная душа, частица Бога ( “Парамартхасара”, 5, “Куларнава-тантра” (IX. 42). Храм, будучи святыней, не может быть нечистым или греховным, поэтому мнение о нечистоте тела тантристы считают неверным. Без тела нет и человека как такового, не говоря уже о том, что без тела невозможно никакое его духовное развитие. В каком-то смысле можно говорить даже о существовании “культа тела” в тантризме. Однако тело – лишь инструмент для достижения самых высших духовных целей. Этот инструмент должен быть доведен до высшей степени совершенства. Практикующий стремится преобразить тело, развив его внутреннюю силу, обычно пребывающую в “спящем”, т.е. неактивированном состоянии. Обретение контроля над этими энергетическими потоками тела совпадает с достижением высших состояний сознания.

© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.
© Настя Михеева. Психология, сексология, тантра.

7) Тантризм духовно элитарен, недоступен для непосвященных – передача знания происходит по цепи учительской преемственности (парампара) и предполагает принятие учеником серии посвящений (инициаций).

8) Одновременно с духовной элитарностью тантризм демократичен: перед “лицом” знания все равны. Тантрическое посвящение, в отличие от ортодоксального, открыто представителям любых социальных слоев и этнических групп (в принципе, также и сторонникам любых конфессий).

9) Большое значение магико-оккультной сферы и развития психических сверхспособностей.

10) Особые символы и средства: янтры, мандалы, мудры, мантры и др. Особые ритуальные практики.

11) Высокое положение женщин, предписание уважать и почитать женщин (следует из пункта 3).

12) Признание божественной сущности духовного наставника.

В современную интегральную тантру вошли 1-6 особенности традиционного тантризма.

Время появления тантризма

Ученые выдвигали разные гипотезы относительно времени появления и развития тантризма. Одну из самых радикальных точек зрения высказывае Дебипрасад Чаттопадхьяя: “Тантризм должен существовать в Индии не менее пяти тысяч лет”. Несколько более поздним временем, хотя и тоже довольно архаичным, датирует происхождение тантризма Шама Шастри: “тантрическую форму культа можно проследить еще с начала I тыс. до н. э.”. Однако большинство ученых появление и генезис тантризма увязывают с эпохой Гуптов (Gupta, 320 – 544 гг.), знаменовавшей собой золотой век индийской культуры. Так, чешский исследователь Камил Звелебил считает, что тантризм как отчетливое движение появился в начале IV в., а в V в. он уже распространился по всей стране, “особенно на юге и северо-востоке”. Как полагает М. Элиаде, это “мощное религиозно-философское движение, появившись в IV в. н. э., начиная с VI в. приняло масштабы общеиндийской моды”. Болле, видя в тантризме “поздний феномен человеческой истории”, датирует его начало “примерно 400 г. н. э., с появлением и увеличением влияния тантр”. Этим же периодом датируют возникновение тантризма Дж. Фойерштайн, Дж. Нидэм, Г. Ф. Ильин и Г. М. Бонгард-Левин, Д. Лоренцен (применительно к школе капаликов), Н. Д. Бхаттачарья, Л. Сильбюрн (относительно школы крама) и другие авторы.

С другой стороны, иные исследователи отстаивают еще более позднее происхождение индуистской тантры. В послегуптское время помещает начало индуистской тантры Н. Ф. Рукавишникова (VII – VIII вв.), А. Паду (после VIII в.), Лэйн Литтл (VIII в., тамильские сиддхи), Ф. О. Шрадер, (VIII в., панчаратра) и другие.

Итак, несмотря на многообразие версий о времени возникновения тантризм, основополагающей является следующая: принято считать, что тантризм начинает складываться приблизительно к концу IV – V вв., когда в Индии окончательно созревают условия для формирования этой специфической духовной культуры. Эти условия появились в русле политики гуптских царей, благодаря которой интенсивнейшим образом шло сращивание индоарийской и неарийской форм религиозности.

Как представляется очевидным, такое сложное учение, как тантризм, вряд ли могло появиться без соответствующих систематических руководств – будь то в устной или в письменной форме. Иначе говоря, возникновение тантризма теснейшим образом соотносится с возникновением первых тантрических текстов.

Именно появление тантр дало новому учению идеологическую основу и помогло ему распространиться на больших территориях. Тантризм до тантр – это преимущественно тантрические или даже прототантрические “элементы”, которые существовали в разных регионах и разных духовных религиозных традициях. Возникновение первых тантрических текстов относится к эпохе Гуптов.

© Настя Михеева - кандидат психологических наук, практикующий психолог, сексолог, преподаватель с более, чем 13-летним стажем, автор эксклюзивных методик и практик тантры.

PhD in clinical sexology candidate
Магистр йоги / Master of Science in Yoga (университет Swami Vivekanada Yoga Anusandana Samsthana, г. Бангалор, Индия)
Сертифицированный секс-терапевт (International Institute of Clinical Sexology, Miami, USA)
Сертифицированный эксперт в Kink and BDSM (International Institute of Clinical Sexology, Miami, USA)
Аккредитованный секс-коуч (World Association of Sex Coaches, USA)

Оставайтесь со мной, подписывайтесь на блог и давайте вместе повышать сексуальную культуру в социуме, учиться выстраивать близкие доверительные и теплые отношения, ведущих к качественной сексуальной жизни

Любое использование материалов не допускается без письменного согласия правообладателя.

Автором и (или) правообладателем всех материалов, размещенных на данном сайте является Михеева Анастасия Валерьевна.