Снова туда, где море огней
Снова туда с тоскою своей
Светит прожектор, фанфары гремят
Публика ждёт, будь смелей, акробат!
Одна из самых знаковых оперетт наконец-то вернулась на сцену замечательного театра. Либретто, которое в 20-м веке написали Ю. Браммер и А. Грюнвальд, вместе с чарующей музыкой Имре Кальмана вновь переносят зрителя в мир сказки наяву. Сюжет происходит буквально рядом с нами, рядом с обычными людьми, в цирке, нет ничего фантастического или очень далекого. Всё просто и без масштабных событий. Однако именно такие истории и становятся самыми родными. Построение сюжета не отличается от предыдущих «Сильвы», «Баядеры», «Марицы». Вновь лирическая пара, вновь неравенство между ними, вновь секрет, который провоцирует конфликт, потом решение этого конфликта и счастливый конец, где не только главная лирическая пара находит радость друг в друге, но ещё и второстепенные герои обретает вторую половинку. И даже если ты знаешь всю эту схему, ты всё равно с большим удовольствием смотришь каждую оперетту, ведь это буквально побег в первую половину двадцатого века с прекрасной культурой и роскошью.
На моей памяти 4 просмотра данного сюжета. Во-первых, 3 похода на предыдущую постановку «Мистер Икс» в театр оперетты. Во-вторых, «Принцесса цирка» от театра мюзикла. Последнее мне тогда не очень запало в душу (единственным светом для меня был Ефим Шифрин в роли Пуассона). За всеми трюками, за этой башней из стульев и очень большими декорациями потерялась душа оперетты. А этот фактор и является ключевым в этой истории. На мой взгляд, в такой тёплой атмосфере сюжета в симбиозе с музыкой и вокалом как раз и появляются незабываемые ощущения от вечера. К сожалению, излишняя напускная яркость это впечатление может пошатнуть. Этого, если честно, я и боялась в новой постановке.
А вот вспоминая прошлую работу театра, в душе сразу загорается огонёк. Тогда, будучи ребёнком, я в очередной раз поразилась прекрасному вокалу актёров, хотя до этого уже несколько раз была в этом театре. Плюс, несравненная Елена Зайцева в роли Теодоры.
А сколько ещё невероятных голосов оставили свой след на персонажах этой оперетты! И Герард Васильев, и Юрий Веденеев, и Елена Ионова, и Светлана Варгузова, Жанна Жердер, и конечно же Татьяна Шмыга. Более того, наша сцена знала ещё множество прекрасных исполнителей Теодоры и Мистера Икс, а это лишь малая часть, которая пришла в голову.
Однако надо переходить непосредственно к премьере, а не тянуть воспоминания о былом. Итак, прекрасная увертюра, сразу два милейших французских мима, а потом невообразимый масштаб цирка. С первых минут спектакля ты видишь всё то, что заявили постановщики: цирк и Париж. Это в целом неплохо. Театральную труппу пополнил воздушный гимнаст Олег Спигин, его номер в самом начале выглядел вполне неплохо и органично. Как раз самое то для начала, когда надо захватить нового зрителя и предоставить ему картинку. Однако когда вступает хор, то по началу появляется небольшое отторжение. Дело в том, что всё чаще оперетта поётся с микрофонами. И если мюзиклам это можно ещё простить, то классическая оперетта теряет очень многое при их использовании. Арии звучат несколько плоско, поэтому сердце начинает тосковать по былым дням и по тем опереттам, которые пока держаться и не допускают техники.
Лучший звук в этом плане у оркестра. Музыканты как всегда на самой высоте. Оркестр не очень большой, но звук заполняет всё пространство. Игра с оттенками просто шикарная, а флейтисты забрали моё сердце с собой. Трели пикколо были таким заводными, но при этом лёгкими, что оставило свой след в воспоминаниях. Говоря о музыке, надо упомянуть и то, что часть песен ввиду постановки изменились. «Эй, гусар!» превратилось в «Эй, Париж!», что в целом неплохо, для знающих людей даже интересно выискивать подобные отличия от прошлых постановок, своеобразная игра получается. В финале, кстати, припев песни звучал прекрасно со всеми голосами. В самой оперетте было мало хора из-за плоского звука микрофонов, а в конце спектакля это перевесило просто-напросто количество исполнителей.
Как вы можете видеть по костюмам и декорациям, данная постановка — зрелищное и яркое нечто. Эти костюмы с разноцветными вставками совершенно непохожие друг на друга. Традиционные большие шляпы также имеют цветные вставки, а платье Теодоры кажется на первый взгляд классическим, но и оно имеет небольшие цветовые отсылки к гамме циркачей. Единственный прямо тёмный костюм принадлежит Мистеру Икс, а его традиционный плащ имеет красивые свисающие с плеч элементы, которые делают образ чуть более современным. Декорации как всегда пестрят огнями. Этот милый механический слон напоминает мне сфинкса из «Цезарь и Клеопатра», а боковые декорации как всегда одним оборотом перемещают зрителя то на арену, то в закулисье, то в отель. Единственное, что кажется уже приедающимся взгляду — задняя платформа. Что в «Анне Карениной», что в «Весёлой вдове» есть платформа ближе к заднику сцены и две лестницы, что спускаются вниз. Конечно это многофункциональная вещь, так как удобно передвигать лестницы, сама платформа нейтральная и может стать частью любого интерьера. Однако это постепенно начинает надоедать глазу, хочется чего-то нового.
И вот теперь можно обсудить актёров. Сразу хочу упомянуть Анну Золотову, так как её пение меня несколько расстроило. Я её слышала в «Весёлой вдове», в «Королеве чардаша» и всё было очень хорошо. Однако тут появилось очень много мелизмов, которые просто смазывались. Она поёт верхние ноты, а слов разобрать просто невозможно. Такого не должно быть в оперетте! (да, и в опере тоже). Все ноты вверху превратились в кашу, от этого хотелось немного морщиться. Особенно это ярко выражалось на контрасте с Павлом Ивановым, который исполнял партию Мистера Икс.
Павел Иванов был прекрасен в вечер спектакля. Первый раз я увидела его в роли обворожительного Фанфана в опереттомюзикле «Фанфан-тюльпан», скучаю по этой постановке, в которой он смотрелся очень органично и, наверное, никто не мог бы быть настолько подходящим для этой роли из сегодняшней труппы. Мистер Икс в его исполнении получился статным, с мощным голосом, приятным тембром и лёгким смехом.
Ещё одна влюблённая пара — Мари и Тони. В прошлой версии, если мне не изменяет память Лятуш была гимнасткой, тут же она укротительница тигров. Кажется, что она должна быть по характеру ещё более смелой и гордой. Однако в первом действии она мне показалась весьма скромной. Не дожала она чуть-чуть вот этой высоко поднятой головы, поэтому во втором действии её преображение в диалоге с Каролиной показалось внезапным, словно это вообще другой персонаж. Хотя вот эта открытость девушки была хорошо обыграна в разговорах с "графом Анри де Шатонефом" и Мистером Икс (то есть с одним тем же человеком). Вопросы вызывала также и их линия с Тони. Раньше мне казалось, что их взаимоотношения как-то плавно развивались всё первое действие, а тут всё очень быстро. Как раз мало было строптивости Мари, поэтому всё произошло уж очень стремительно.
В свою очередь Тони у Влада Токарева вышел достаточно интересным. Если сравнивать его с другим исполнителем — Александром Бабиком, то получаются два по-своему особенных и совершенно разных персонажа. Если у Александра это более юморной и задорный юноша, то у Влада герой вышел отчасти неловким и от этого смешным. Вообще, за Владом Токаревым интересно наблюдать, так как пока непонятно к какому репертуару он придёт. Будет ли он в амплуа таких персонажей, как Тони или же он всё-таки придёт к ролям Мистера Икс и Эдвина. Говоря о последних, в выпускном спектакле «Мой прекрасный Пигмалион» Генри Хиггинс у него вышел потрясающим. Так что я всё-таки ставлю на то, что его ждут роли подобного типа.
Если уж речь зашла о Тони и Мари, то надо обсудить знаменитую сцену с тарелками. К сожалению, их не били, как в прошлый раз. Это было очень эффектно тогда, весело и неожиданно. А тут они это обыграли тем, что Пеликан купил небьющиеся тарелки, а Каролина с Мари запускали их друг в друга, как фрисби. Конечно это тоже забавно, но не было в этом нерва. Хотя и повторяться тоже, наверное, не надо. С другой стороны, чем переплюнуть осколки белоснежных тарелок?
В остальном сцена в отеле была одной из самых лучших в спектакле. Эти старые, но родные шутки Пеликана о том, что Каролина была таким маленьким поросёночком, а выросла в... Наивно? Да, определённо. Однако в моменте от этого весело. В дополнение к этому ещё шутки о том, что Пеликан хочет жить, что настроение Каролины минус 30 тарелок. И хотя Елена Зайцева не стала "основательной" Каролиной, такой бойкой и жёсткой. Она вышла немного кокеткой, но властной, поэтому её образ для меня полностью сложился.
Подведу итоги. Спектакль яркий и объёмный, все паузы заполняются акробатическими номерами, а выкрики "Пуассон!" от барона в конце каждого из актов ставят прекрасную точку в вечере. Прошлая постановка в некоторых моментах была всё-таки лучше, но я рада, что в сюжете оставили старые шутки, дополняющие картину оперетты до почти идеальной. Артисты чудесны, как и всегда, за вокал и танцы я готова аплодировать стоя и кричать "браво!" вновь и вновь. Так что смелее отправляйтесь в театр, берите билеты и почувствуйте эту "наивную детскую радость" не только от цирка, но и от чудесной оперетты.