Последние несколько моих колонок несколько отклонились от обсуждения конкретных кобудзюцу (классических боевых искусств) и их рюги (традиций), поэтому в этом выпуске я хотел бы вернуться к своей основной теме. Итак, моя тема этого выпуска - боевая система, которую я начал изучать изучал с тех пор, как начал практиковаться в кобудо, почти двадцать лет назад. Хотя изначально я не собирался изучать Тода-ха Буко-рю, несколько удачных обстоятельств привели меня в нужное время в нужное место, и с тех пор события развивались своим чередом (мне повезло!).
Тода-ха Буко-рю происходит от другой традиции, Тода-рю, которая была основана человеком по имени Тода Сэйгэн во времена Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих княжеств», период интенсивных военных и политических конфликтов, длившийся примерно с 1490 по 1600 год). Тода Сэйгэн был известным учеником Тюдзё-рю и отличался техникой владения коротким мечом. Тода-рю изначально была сого будзюцу-рю, или комплексной системой боевых искусств, и её программа обучения включала в себя различные виды классического оружия и методы ведения войны, что было обычной практикой боевых традиций того периода. Однако с течением времени от родительской традиции откололся ряд школ. Они «забрали» с собой различные компоненты Тода-рю (например, Кираку-рю), и сегодня Тода-ха Буко-рю - это, по сути, школа, сосредоточенная на использовании нагината, хотя в её репертуаре есть и ряд других видов оружия.
Сэйгэн отказался от должности главы семейного искусства, когда потерял зрение из-за болезни глаз, и передал все дела своему младшему брату Кагэмаса, выходцу из семьи Маэда из Кага (современная префектура Исикава). Во второй половине шестнадцатого века Тода-рю стали преподавать в регионе Канто, и вторым главой того, что сейчас является линией Буко-рю, считается Ходзё Удзикуни, глава замка Хатигата (расположенного в современной префектуре Сайтама). Его жена, Дайфуку Госэн, стала его преемницей и первой женщиной, возглавившей рю. Она была исключительно искусна в обращении с нагината и, как рассказывают, сражалась во главе группы женщин-дозорных против войск Тоётоми в битве при замке Одавара и затем покончила с собой после поражения.
После этого школа перешла к семье Сунэя и продолжала передаваться по этой линии на протяжении примерно одиннадцати поколений. Одним из самых известных руководителей школы был тринадцатый глава Тода-рю по имени Сунэя Рёсукэ Такэюки, живший в 1795-1875 годах. Он был известен своим мастерством в кэндзюцу (фехтовании) Когэн Итто-рю и служил инструктором по боевым искусствам в семье Мидзуно в Сингу (современная префектура Вакаяма). Уединившись у подножия горы Буко в префектуре Сайтама, он принял имя Букосай и переименовал традицию в Тода-ха Буко-рю. Не существует точных документальных свидетельств причины этого изменения или времени, когда оно произошло, но принято считать, что это было связано с тем, что, по его мнению, школа настолько изменилась (как по характеру, так и по содержанию), что новое название было более подходящим. Его жена, Сатоко, стала следующим главой школы. С тех пор все главы школы были женщинами. Со времен Сунэя Сатоко в школе было принято писать имена женщин-руководителей с одним из двух иероглифов «о», которые обычно используются в мужских именах, вместе со словом онна (женщина), чтобы указать, кем это было сделано. Таким образом, Сатоко пишется как Сатоо, а мой учитель, Нитта Судзуё, в официальных записях и сертификатах значится как Судзуо.
Существуют три лицензии, выдаваемые за техническое мастерство в Буко-рю: сёдэн (базовое учение), тюдэн (промежуточное учение) и окудэн (продвинутое, «внутреннее» учение). Как правило, это киригами мэнкё (лицензия, написанная на сложенной японской бумаге) с печатью и названием школы, именем человека, которому выдана лицензия, одной из установленных фраз, подтверждающих выдачу лицензии, датой выдачи (это не всегда фактическая дата вручения), именем и печатью учителя (обычно главы школы), выдающего лицензию. После окудэн существуют также мокуроку, выдаваемые в виде макимоно (свитка), и еще одна лицензия, называемая бэцу мокуроку (отдельный список/каталог), она также выдается в виде короткого свитка. Наконец, существует несколько инструкторских лицензий, которые выдаются людям, получившим официальное признание и обладающим полным правом преподавать Тода-ха Буко-рю: сихан-дай (назначенный или помощник инструктора) и сихан (уполномоченный или старший инструктор). Последние имеют форму киригами.
В своем буквальном значении мокуроку означает список или каталог предметов. В случае с лицензией в классическом боевом искусстве, это список техник, технических и эзотерических вопросов, характерных для данной школы. Не менее важным является кэйдзю - родословная. Она начинается с основателя школы или его божества-покровителя, затем следует список всех иэмото (наставников), и завершается действующим главой школы. В некоторых случаях имя учителя может быть включено в родословную, даже если он или она никогда не был главами школы. В Буко-рю, по-видимому, существуют некоторые различия в том, когда выдается лицензия в виде свитка. В настоящее время принято, что мокуроку выдается после киригами окудэн, а свиток рассматривается как некое дополнение, ограничение на лимит лицензий.
Обучение в Буко-рю проводится исключительно с помощью формальных тренировочных упражнений и заранее подготовленных упражнений, называемых ката. Они предназначены для подготовки мужчин, одетых в гусоку (тяжелые доспехи, которые носили воины, сражавшиеся в пешем строю во второй половине эпохи Сэнгоку Дзидай), к сражению на поле боя и различным видам оружия. Все ката состоят из серии движений, выполняемых на высокой скорости. Это развивает силу, выносливость и ловкость тренирующегося, а также способность использовать физические или психологические слабости в защите противника. Кроме того, некоторые техники учат тренирующихся сражаться в особых условиях, например, против конного противника, когда человек находится на ногах, или на борту корабля, в помещении или в тесном замкнутом пространстве. Таким образом, ката Буко-рю помогают ученикам изучать и отрабатывать роли и приемы, как нападения, так и защиты в энергичной и контролируемой учебной ситуации, почти не опасаясь травм.
Хотя каждая корю имеет свой особый способ организации учебной программы, общий принцип обучения тот же, что и в любой комплексной системе физического воспитания, от простого к сложному. Принципы, характерные особенности, смена дистанции, тайминг и баланс, правильное использование силы, рычаги и контроль дыхания, а также различные особенности каждого оружия изучаются систематически. Продвинутые техники могут выглядеть не так эффектно, как базовые, но есть много других элементов техники, более важных, чем просто сложность или скорость физических движений. Действительно, поскольку классические боевые искусства никогда не предназначались для развлечения, самые сложные и трудные ката часто могут показаться очень простыми для неосведомленных зрителей.
Учебное оружие, используемое в Буко-рю, изготавливается из белого дуба (сирогаси) или локва (бива). Они гораздо прочнее и дешевле, чем металлические, и, конечно, тренировки с ними предотвращают травмы от настоящего клинка. Поскольку Буко-рю предназначалось для использования на поле боя, оружие, используемое в тренировках, довольно крупное и тяжелое, чем в некоторых других школах нагината, появившиеся несколько позже, и техники Тода-ха Буко-рю несколько сложнее, чем, скажем, техники Тэндо-рю или Дзисинкагэ-рю.
В школе существует пятьдесят одна техника: тридцать шесть в хон мокуроку (первоначальная программа обучения) и пятнадцать в бэцу мокуроку (отдельная программа обучения). Вадза хон мокуроку сосредоточены на су нагината (глефа или алебарда), противопоставляя её различным видам оружия: нагината, тати (меч), яри (копьё) и кусаригама (цепь и серп). Существует также необычное оружие - кагицуки нагината (глефа с перекладиной на стыке рукояти и клинка). Это оружие изучается на самых продвинутых уровнях и используется против тати и яри.
Однако техники бэцу мокуроку не сосредоточены исключительно на нагината. Они учат сражаться с фехтовальщиком, используя рокусяку бо (182 см шест; на самом деле он представляет собой нагинату, у которой сломан клинок в месте соединения с черенком), кусаригама (цепь с серпом) и нагамаки (тяжелая глефа, похожий на нагинату, но с несколько иными пропорциями клинка и черенка). Такая концентрация на фехтовальщике, как противнике, отражает тот факт, что враги, с которыми можно было столкнуться в период становления Буко-рю, обычно были вооружены мечом, самым мощным и универсальным оружием, которым владел воин.
Наиболее характерной камаэ в технике нагината Буко-рю является стойка такагасуми (высокий туман). Оружие держится над головой, режущая кромка клинка направлена вверх, а острие прямо угрожает глазам противника. Из этой позиции возможны многие виды действий, включая нисходящий или диагональный удар, зацепы, сметание и парирование. Одна из самых распространенных тактик - отвлекающий маневр, касуми (туман или дымка, отсюда и название стойки). Клинок быстро перемещается вверх и вниз по полуокружности. Это может быть использовано для проверки решимости и технических способностей противника, нарушения его концентрации, отвода оружия в сторону или прямой атаки на голову и шею.
Другими камаэ для нагината являются: хассо (оружие держат так, чтобы клинок был обращен вверх и назад под углом примерно 45 градусов, режущей кромкой вперед); ура хассо (похоже на хассо, но кончик клинка направлен вниз, а режущая кромка - наружу; напоминает вакигамаэ или ся-но камаэ в кэндзюцу); ирими (оружие держится перед телом, острие направлено к земле и немного выдвинуто вперед в сторону противника, режущая кромка направлена вверх); коваки (оружие держится у правого бедра, острие и режущая кромка направлены вперед и немного вниз); и хира (оружие держится перед телом, острие направлено влево и примерно параллельно земле, режущая кромка направлена вперед и вниз). Существуют левые и правые варианты всех этих позиции, кроме коваки, где длинный или короткий меч, который воин в доспехах носил бы на левом бедре, мешал бы.
В кагицуки-нагината, напротив, широко используется тюдан или сэйган-но камаэ, когда клинок направлен прямо в горло или лицо противника, режущей кромкой вниз, а рукоять держится сбоку, а не над головой. Это позволяет человеку, вооруженному таким оружием, иметь больше возможностей для отклонения, захвата и отбрасывания оружия противника в так называемом макисутэ - вид связывающего и отклоняющего движения, которое является обычной тактикой в этой системе.
Меч в Буко-рю используется либо в хидари дзёдан-но камаэ (стойка верхнего уровня, левая нога впереди), либо в миги тюдан/сэйган-но камаэ (стойка среднего уровня, правая нога впереди). Это довольно низкая стойка, острие которой направлено на горло или середину груди противника, что более характерно для современного кэндо. Такая низкая позиция характерна для кайси-кэмпо (фехтование в доспехах). Нагинатой гораздо труднее отвести меч в сторону, и это позволяет фехтовальщику угрожать прямой атакой. В технике копья в Буко-рю используется только тюдан- но камаэ, хотя копьеносец будет стараться атаковать голову или голени противника, а также туловище. Кусаригама-камаэ разнообразны, но большинство из них - это варианты дзёдан, поскольку это позволяет более эффективно использовать утяжеленную цепь в качестве древка. Стойка дзёдан также дает прекрасную возможность использовать клинок для парирования, рассечения или рубящего удара по противнику.
Обучение начинается с изучения роли сидати (в свободном переводе это означает «исполнитель», человек, который выполняет/«побеждает»; это аналогично роли тори/ситэ в дзюдо или айкидо) в ай нагината (нагината против нагинаты). Позже, когда ученики освоят базовые движения и приобретут некоторый навык точного обращения с оружием, их обучат роли укэдати (это можно перевести как «принимающий», что аналогично роли укэ в безоружных искусствах). Только после того, как все одиннадцать вадза ай нагината будут хорошо изучены, вводятся пять ката нагината тати авасэ (приемы нагината против меча). Тати авасэ - первый набор, указанный в дэнсё, но техники ай нагината - первые, которым обучают начинающих. Эта перестановка традиционного порядка изложения техник - довольно недавняя разработка, которая, вероятно, не была необходима в прошлом. Тогда новые ученики были членами класса буси и уже обладали некоторыми знаниями о боевой культуре и хотя бы минимальным знакомством с оружием.
Каждый набор техник строится на предыдущих, поэтому очень важно соблюдать правильную последовательность обучения. В частности, техника нагината яри авасэ требует очень точной синхронизации, высокого мастерства в движении тела и ловкого управления нагинатой, чтобы избежать удара копьём. Для того чтобы развить различие во времени, необходимое для правильного выполнения этих техник, требуется много упорных тренировок, и это процесс, который нельзя торопить.
Другим примером того, как порядок обучения в Буко-рю опирается на ранее приобретенные навыки, являются ката нагината против кусаригама. Они необычны тем, что противопоставляют более тяжёлую и длинную глефу против более легкого и короткого серпа. Вообще, поскольку техники Буко-рю демонстрируют свою предназначенность в сражении на поле боя, эти техники являются довольно необычными, потому что кусаригама использовалась больше в одиночном бою, как оружие самообороны в благоприятной обстановке, и не была бы очень эффективной против противника в доспехах. Разгадка, или причина, этих вадза заключается в использовании термина айки-но кото*, который написан рядом с названием комплекса, нагината кусаригама авасэ (нагината против кусаригама). Это намекает на двойную цель: развитие у укэдати тайминга и кокю (дыхания) или сэйсин рёку (духовной силы; боевого духа), а также мастерства сидати в нанесении ударов по прямой траектории. Оба человека также развивают способность ждать и наблюдать, действительно увидеть движение оружия противника, а не просто выполнять пустую, заранее заготовленную последовательность движений.
*в этом случае слово Айки, используемое задолго до Дайто-рю, означает «подгонка друг к другу».
Атаки обычно наносятся по слабым местам доспехов противника, поэтому наиболее распространенными целями являются шея, талия, суставы и внутренние стороны рук и ног, где доспехи наиболее тонкие или слабые. Исидзуки (торец) часто используется для того, чтобы оглушить или контузить противника, или чтобы открыть достаточное пространство между пластинами доспеха, чтобы позволить клинку резать. Техники блокирования, принятия, накрывания и парирования в Буко-рю выполняются таким образом, что защитное движение сразу же приводит к наступательному маневру, что делается для того, чтобы противник был выведен из равновесия, не смог защищаться, и был вынужден открыть свои наиболее уязвимые места для атаки.
Взаимодействие или обмен инициативой - очень характерная черта Тода-ха Буко-рю. Ката - это не «реальный» бой, но постоянная смена сэн (боевой инициативы), как считается, является точным отражением реальности на поле боя. Время и дистанция также могут быть слегка изменены, и существует любое количество альтернативных целей. Все эти вариации изучаются в кудзуси (анализ/разбор ката, аналогичный бункай кумитэ в каратэ-до). После тщательного изучения ката можно попробовать несколько различных вариаций, «поиграть» с формой и поэкспериментировать с различными решениями в конкретной ситуации. Однако во избежание несчастных случаев или неправильного выполнения практики это должны делать опытные ученики под пристальным наблюдением учителя.
Таким образом, школа пытается подготовить своих учеников, развивая в них сильный боевой дух, точную технику, пристальное внимание и острую наблюдательность, а также способность сохранять самообладание или хладнокровие даже в неблагоприятной ситуации и при этом уметь использовать ошибки противника. Хотя в наше время техника нагината в строгом смысле слова малопригодна для практического применения, несомненно, эти качества остаются важными для всех людей и заслуживают того, чтобы их культивировали как можно тщательнее.
Обучение Тода-ха Буко-рю проводится в нескольких местах в США, в частном додзё во Франции и в Токио. Те, кто хочет узнать больше о том, где преподается это искусство, могут найти более подробную информацию здесь.
Meik Skoss. Toda-ha Buko-ryu Naginatajutsu