В какой-нибудь параллельной вселенной наверняка есть такие создания, такие разумные создания, которые всегда понимают то, чего они хотят, а когда понимают, то сразу начинают реализовывать желаемое. Но это точно не про человека. Человек разумный обладает весьма ограниченной и сознательной способностью. То есть мы с вами большую часть нашей жизни реагируем бессознательно, на автомате. Это не хорошо и это не плохо. Это про некую данность.
И для того чтобы в рамках подобной данности наша жизненная эффективность повышалась, Нам очень важно соединять воедино разные составные части нашей психики. В частности, Нам очень важно соединять наши эмоции и наш разум. А для этого нам необходимо понимать, каким именно образом наши эмоции общаются с нашим сознанием. Предлагаю несколько зарисовок на тему.
Зарисовка первая.
Маленькие дети и большие взрослые часто не знают то, чего они хотят. Дети в этот момент просто плачут. А мамам приходится их успокаивать, попеременно предлагая еду, тепло, игру или просто душевные разговоры. Точно так же и взрослые периодически чего-то хотят, а "кого -не знают". Взрослые про себя могут сказать и так - "никто меня так не понимает, как я сам себя не понимаю". По сути же, мы вынуждены механически перебирать разные варианты активностей, удовольствий, приятностей, дел, которые бы могли дать нам ощущение увлеченности или удовольствия. И до тех пор, пока мы не поймём то, чего мы хотим. Или мы не выберем то чего нам хочется больше, до тех пор внутри нас будет напряжение. И отражением подобного напряжения будут эмоции. Которые будут там подсказывать о том, что мы просто чего-то хотим.
Зарисовка вторая
Дети часто плачут не только потому, что они не знают чего хотят. Дети точно так же плачут от того, что они знают, чего они хотят. Ведь они часто не получают желаемое. Им банально могут не давать смотреть телевизор, не покупают игрушку, не дают вкусняшку, которые они хотят. У взрослых данный механизм работает немного сложнее. В отличие от детей, у нас есть способы реализации наших желаний. И когда мы понимаем то, чего мы хотим, нам важно принимать решения в сторону желаемого. То есть, если мы поняли то, чего мы хотим, и не приняли какого-то конкретного решения в сторону желаемого, то внутренний ребёнок внутри нас будет орать то или иной эмоцией, чаще тревогой, чтобы привлечь наше внимание. То есть тревога - это толстый намёк на то, что нам важно и понять желаемое и быстро принять решение.
Зарисовка третья
А ещё дети, как правило постарше, сильно расстраиваются тогда, когда им приходится чего-то ждать. Например ждать день рождения или обещанного подарка. Им очень сложно знать о том, что существует возможность реализовать желание, но при этом не получать его сразу, здесь и сейчас. Взрослые на то и взрослые, что мы легче переносим фрустрацию от того, что наши желания сразу не реализуются. Но и здесь эмоции активно напоминают о том, что мы чего-то хотим. Если мы поняли какое-то желание, приняли какое-то решение, но не делаем конкретных шагов в сторону желаемого, эмоции опять поднимают голову. Они опять нам сообщают о том, что кое-что не в порядке. Мы не сближаемся с нашими желаниями.
То есть, тревога возникает ровно тогда, когда мы не понимаем своих желаний, не принимаем решения в их сторону, или не совершаем конкретных действий, чтобы реализовать желаемое.
Соответственно, базовые три навыка при необходимости стратегически управлять тревогой будут лежать в плоскости распознавания своих желаний, умение принимать решения и рисковать, а также в области умение мотивировать себя.
Вопрос к вам. Какая из трёх указанных выше причин тревоги у вас срабатывает чаще? И какой из указанных навыков для вас самый ценный?
Автор: Кузьмичев Александр Сергеевич
Врач-психотерапевт, Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru