-Сказала так про меня мама одного мальчика другому дефектологу, мальчик был у меня на занятии 3 раза! Надеюсь мама прочтет и узнает себя)
Но статья будет не о том, как родители странно себя ведут и сначала поют дифирамбы, а потом поливают грязью! Сегодняшняя статья о том, почему я иногда бываю максимально требовательна и строга к товарищам детям! Особенно, детям манипуляторам, детям без границ и норм поведения, детям, которым очень надо собраться, чтобы достигнуть «Нормы». И так уж вышло, что у детей с ОВЗ, чаще всего, присутствуют все эти составляющие!
Давайте по порядку! Недавно коллега обратилась ко мне, как к методисту за советом, что ей делать с поведением ученика 6 лет, нейротипичный, то есть простой парень без границ и норм поведения, на занятиях не дает осуществлять манипуляции для постановки звуков, визжит, плачет, ноет и стекает по стулу во избежании труда. Именно с ним я работала 3 занятия, физически никаких дефектов, просто лень и фрустрация! Ему все можно, слово нет включает у него фонтан слез! Все призывы мамы в кабинет лишь усугубляют ситуацию, ибо она начинает зачем то жалеть свое чадо и чадо усугубляет поведение, просто пойдем домой сынок, дам конфету после злойтетки логопеда! Специалист настолько демотивирована, что готова пустить на самотек ситуацию и не помогать больше никак!
Знаете, что я посоветовала, быть с ним строже и обьяснить маме, что коррекция поведения и мотивация к выполнению заданий задача и родителя тоже, если она против, то попрощаться.
И тут я узнала, что по словам этой мамы, я очень жесткий специалист, который пугает детей! Пугает своим напором и мотивацией к выполнению поставленных задач этим же родителем! И это правда! С некоторыми детьми и родителями я не заигрываю и не стараюсь быть в белом пальто (вообще ни кем, если честно), я говорю, что у меня есть требования, да да нет нет. Никому не навязываюсь. Я очень требовательна и максимально включена в работу с ребенком! И родители МОИ включены в работы со мной и их ребенком, и обратная связь у меня не мед в уши, а набор задач и предложений по их реализации. В целом я спокойна и терпелива, ну и конечно ест моменты, когда я строга. Но результат работы и изменение поведения моих учеников в лучшую сторону говорят о том, что я выбрала подходящую стратегию и тактику!
Моя любимая категория сложности - Дети с ЗПР, диагноз не имеет значения. Хотя в некоторых случаях это уже диагноз. Основной проблемой этих детей является низкая мотивация и очень слабая волевая сторона, и туду же проблемы концентрации внимания и памяти. И жалость со стороны родителей, максимальная, нытье и манипуляции уровень Бог! И вот это чадо пришло на занятия, телефончик до занятия посмотрел, не смог переключиться, зашел в кабинет с ором и ревом, специалист потряс бубном, но ничего не получилось. Ор продолжился. Кто виноват? Конечно не мама! Специалист своими требованиями сделала так, что он орет и хочет к маме) Какого результата мы достигли - никакого!
Другой пример работы, вроде с границами все неплохо, умеет остановится и понять, что стулом кинуть нельзя. Но так привык при любом неудачном моменте сдаваться и ныть, опускает руки сразу, не может собраться при сложностях, и так прочно закрепил этот патерн поведения, что вывести из этого состояния можно только изменив подкрепленное поведение! Начал ныть, все, последует не поощрение, а наказание! Нет наклейки! Раз Два Три, все, все сидят слушают лишь бы мама поощрила за полученную наклейку! Маме думаете просто сидеть и слушать, как ее дитя старается уйти в сторону при каждой сложности и пустить слезу, нет конечно, но она понимает, что если в 5-6 он вот так, то в школе что будет?!
Но есть одно но, я никогда не ругаю за неправильно сделанное! Работа с оценкой только с поведением! Даже если задание не удалось выполнить, я буду заходить с разных сторон и получу результат, в 99% случаев! И похвалю за хорошие результаты и скажу ты умница, вот две наклейки, порадуй маму!
Я приклоняюсь перед родителями, которые не смотря на сложные отклонения в развитие своих детей, аутизм, ДЦП, ЗПР, сложные генетические синдромы и т.д., находят силы не уйти в облизывание своего чада и нарушения всех возможных границ и поведенческих норм! Я знаю, как сложно решить с ребенком с отклонениями и без дома 5 примеров и сделать задание от логопеда, но они знают, что за этим стоит результат! Эти родители откроют дверь кабинета с просьбой к своему ребенку заниматься лучше, ведь изначально это надо им! Я лишь инструмент, который знает, какие винтики надо хорошенько 100 раз покрутить, что ребенок чему то научился!
А если ребенок постоянно избегает, манипулирует и сливается, то буду его мотивировать, настраивать на соблюдение требований на занятии, а не отпускать к маме при каждой слезке! Есть случаи в коррекционной педагогике, где нет слова НЕ ХОЧУ! Она заменено словом НАДО! И если надо НАДО построже, значит будет построже! «Давай ка доделаем, а потом поиграем вместе», а не «конечно бери что хочешь»!
Так и живем!