Найти тему
МЧС.медиа

Нотр-Дам в огне

Понедельник 15 апреля 2019 года стал поистине черным днем Парижа. Пожар охватил здание собора Парижской Богоматери — одного из знаменитейших сооружений не только Франции, но и всего мира

Храм на языческих руинах

Юлий Цезарь в своих «Записках о галльской войне» мимоходом упоминает о небольшом поселении племени паризиев, расположенном на илистом речном островке посреди Сены. Ил по латыни lutum, поэтому и поселение он назвал Лютецией, что можно перевести как «илистое, болотистое место» (предположительно эта запись была сделана в 53 году до н. э.). Паризии выступили против римлян, поэтому в ходе завоевания Галлии селение было полностью уничтожено и позже восстановлено уже как римский город.

Как и везде, римляне строили каменные дороги, акведук, термы, форум. Разумеется, не забыли и о религии — в центре нового, уже римского города возвышался храм Юпитера. К III веку н. э. его спокойная жизнь закончилась. Северо-западная Галлия подверглась нашествию германского племени алеманов. Город был разграблен и разрушен.

В числе уничтоженных зданий оказался и храм Юпитера. О его восстановлении не могло быть и речи — империя трещала под напором вторжений варваров, ее терзали мятежи и гражданские войны, так что всем было просто не до строительства. Примерно в это же время город меняет свое название. Из Лютеции он становится Городом паризиев (Civitas Parisiorum). Позже это название было сокращено до Parisiorum (Париж).

Кроме того, старая, языческая вера постепенно сдавала свои позиции, и не прошло и сотни лет, как тут появился христианский храм. По легенде, он был построен на острове Сите из обломков храма Юпитера.

А на развалинах самой Римской империи стали возникать новые государства. Одним из них было Франкское королевство, и в 508 году Париж стал его столицей. Старый храм не соответствовал столичному размаху и был перестроен в более внушительную базилику.

Спустя три века история повторилась. Прежняя базилика была перестроена в большой храм. Однако его ожидала та же судьба, что и храм Юпитера. Только в этот раз причиной его гибели стало нашествие норманнов. В 857 году он был сожжен во время Великой осады Парижа. На месте развалин храма незамедлительно начали возводить кафедральный собор.

-2

Прошло еще три века. Королевство росло и усиливалось, вместе с ним росла и усиливалась королевская власть. Для ее зримого выражения требовался столь же зримый и внушительный символ. Им и стал новый собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), воздвигнутый на месте прежнего кафедрального собора. Хотя первый камень в его фундамент был заложен папой римским Александром III, фактически в основе собора были обломки древнеримского храма Юпитера, из которых возводились более поздние христианские сооружения.

-3

Сердце Парижа

Это было грандиозное сооружение, и его строительство, отнимавшее немалую часть бюджета королевства, продолжалось 188 лет. Результат превзошел все ожидания: огромное, 130-метровое здание с двумя внушительными 69-метровыми колокольнями подавляло своими размерами и восхищало изяществом пропорций. По сей день оно считается одним из наилучших образцов средневековой архитектуры.

Во время Великой Французской революции неистовый вождь якобинцев Максимилиан Робеспьер призвал уничтожить эту «твердыню мракобесия». Несмотря на популярность самого Робеспьера, подобный призыв не нашел отклика среди парижан. Собор настолько прочно вошел в их жизнь и стал настолько привычной и естественной ее частью, что они просто не пожелали от него отказаться. В итоге Нотр-Дам-де-Пари торжественно переименовали в храм Разума, затем не менее торжественно обезглавили украшавшие его каменные статуи французских королей и... оставили собор в покое.

Новая угроза возникла спустя полвека. К середине XIX века Париж превратился в романтичное, но крайне неуютное место, переполненное грязными трущобами и ветхими зданиями еще средневековой постройки. Расчистить эти авгиевы конюшни решено было самым радикальным способом — спрямить и расширить улицы, уничтожить трущобы и избавиться от строений, находящихся в аварийном состоянии. В «расстрельный список» попал и Нотр-Дам.

Его спасителем оказался Виктор Гюго. Его роман «Собор Парижской Богоматери» стал подлинным гимном во славу средневековой архитектуры. Невероятная популярность этого произведения породила общественное движение по сохранению исторического наследия.

В итоге решено было собор сохранить, хотя для этого требовалась длительная и крайне дорогостоящая реконструкция. Она началась в 1841 году и продолжалась 23 года. Собор не просто восстановил былое величие, но и получил ранее утраченные детали, в частности 72-метровый шпиль. Изначально он украшал здание, но со временем начал разрушаться. В 1609 году из-за ветхости каркаса с него упал крест. В XVIII веке шпиль был демонтирован, а в 1859 году восстановлен. Теперь высота собора составляла 96 метров.

В 2012 году с большим размахом отпраздновали 850-летие Нотр-Дама. Увы, его состояние было далеким от праздничного и вновь требовало серьезного ремонта.

В 2018 году началась глобальная реконструкция. Согласно плану она должна была продолжаться в течение десяти лет и обойтись в 60 млн евро. Однако год спустя все эти планы были бесповоротно порушены...

Черный понедельник

15 апреля 2019 года в 18.18 сработала противопожарная сигнализация. Сотрудник, отвечавший за пожарную безопасность, поднялся на чердак, но не увидел никаких признаков возгорания и решил, что это ложная тревога. Позже выяснилось, что он просто перепутал расположение датчика и заглянул на чердак ризницы, вместо того чтобы проверить чердак нефа, где тем временем разгорался пожар.

В 18.50 огонь наконец обнаружили, после чего была объявлена пожарная тревога и эвакуация всех находившихся в здании (в это время в соборе проходила месса).

Тем временем сообщение о случившемся получила 2-я рота 2-й группы пожарного гарнизона Парижа. Ее первая машина прибыла на место тушения в 18.58. Им предстояло пешком подняться по крутой лестнице, чтобы добраться до уже объятого пламенем чердака и попытаться потушить его изнутри.

Ситуацию осложняло отсутствие водоснабжения в соборе. Согласно французским противопожарным стандартам все здания высотой более 18 метров должны быть оборудованы так называемой сухой колонной — пустой трубой с фланцами для присоединения пожарных рукавов. При необходимости сухая колонна подключается к пожарному автомобилю, а огнеборцы разворачивают рукава и подключают их к другому концу сухой колонны. Это позволяет значительно упростить прокладку рукавов.

Увы, вопреки всем правилам, подобной системы в соборе не было (ее должны были установить в ходе реконструкции).

Стандартная тактика тушения с наружных наземных лафетов также не годилась — высокое давление, необходимое для того, чтобы забросить струю на горящую крышу, могло попросту обрушить обветшалые стены. Вдобавок резкое охлаждение раскаленных камней могло вызвать их растрескивание. По этой же причине невозможно было использовать сброс воды с вертолетов (кроме того, мощные восходящие потоки воздуха представляли для них опасность).

Необходимо было поднять стволы на соответствующую высоту и проводить проливку с близкого расстояния, но внезапно выяснилось, что на вооружении парижского гарнизона — лишь подъемники с высотой максимум 32 метра. Более мощные 46-метровые подъемники имелись в соседнем департаменте Ивелин, но они прибыли к месту тушения только к 19.30, когда уже вовсю пылал не только чердак, но и шпиль собора.

Свинцовые листы, которые использовались в качестве кровли, начали плавиться, и на головы пожарных полился настоящий огненный дождь.

В 19.50 каркас шпиля прогорел, и это величественное сооружение рухнуло вниз. Падение шпиля вызвало воздушную волну, в результате которой образовался огненный шар, пролетевший через весь чердак. Казалось, собор обречен и никто уже не сможет остановить распространение огня...

Продолжение следует...

Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №16, 2024
автор: Владимир Другак. Фото из открытых источников