Заниматься плёночной фотографией еще несколько лет назад казалось давно устаревшим и странным делом, ведь у большинства из нас есть многофункциональные удобные камеры в телефонах. Кто бы мог подумать, что старые «мыльницы» и плёночные фотокамеры, которые когда-то покупали на блошиных рынках, снова будут в тренде, а многие любители красивых фото захотят заниматься этим профессионально. «Городской репортер» пообщался с пленочным фотографом Елизаветой Христич для того, чтобы рассказать о тонкостях пленочного искусства и о его подводных камнях для начинающих фотографов.
Недешёвое, но атмосферное фото
Молодое и творческое поколение порой специально добавляет ретро-фильтры на свои фотокарточки, чтобы их воспоминания насытились особой атмосферой — той, что ощущалась на старых снимках наших родителей и советских картинках в целом. Конечно, если вам очень нравятся такие фото, и вы хотели бы делать их самостоятельно, лучше всего — купить плёночную фотокамеру, потому что ни один фильтр не заменит живого фото.
«Цифровая камера принадлежит к новому, „облачному“ миру — с бесплатными, неограниченными возможностями. Мы живём, не чувствуя творчества: только гигабайты, терабайты одинаковых снимков на жёстких дисках. Плёнка вернулась, чтобы дать людям забытое чувство обладания», – рассказывает пленочный фотограф Елизавета Христич.
Елизавета несколько лет занимается фотографией — делает снимки и на обычные цифровые камеры, и на плёнку. Пленочными фото занимается около пяти лет. В 2022 году у девушки прошла собственная фотовыставка. В её коллекции шесть фотокамер: три «мыльницы», «Зенит», «ФЭД» и «Смена».
Самое интересное обучение
Христич рассказывает: учиться и отрабатывать навыки фотографирования намного эффективнее именно с плёночной камерой, а не с цифровой, потому что первая требует больше усилий и часто не прощает ошибок. А ещё: сам процесс. С плёночной камерой всё кажется ещё интереснее и чувственнее, потому что отношение к своим фото меняется.
«Обучение фотографии при помощи плёночного фотоаппарата — это как пройти курс молодого бойца или сдать тест на выживание. Вы учитесь снимать всё с первого раза, не промахиваясь. Этого умения зачастую не достаёт современным фотографам, которые начинали учиться сьёмке на цифровиках. Фактически плёнка просто не оставляет выбора, потому что только грамотный баланс позволяет создавать правильную композицию», – поясняет фотограф.
«Плёночная фотография — это дорого»
Для того, чтобы создать хорошую фотографию с плёночной камеры важно не только «щёлкнуть» на кнопку, как в телефоне. Задача фотографа — сделать максимально правильный кадр, учитывая все особенности — от света до позы фотографируемого, потому что каждый кадр стоит денег. Тем, кто привык делать много снимков, а потом отбирать самые идеальные, такой вариант совсем не подойдёт. В пленочной фотографии придётся ловить момент, вряд ли вам захочется тратить деньги на одинаковые снимки, потому что в одной катушке всего 24-36 кадров.
Кроме того, отснятые снимки придётся ждать — увидеть сразу какие же у вас получились фото не выйдет. Иногда проявка занимает около часа, сделать её можно и на дому. Но зачастую необходимо сдавать катушку на проявку в лабораторию и ждать свои фотокарточки несколько дней или недель, и снова тратить деньги. Поэтому пленочному фотографу придётся стать ответственным и избирательным.
«Сегодня цена за приличную камеру на интернет-аукционе подходит к тысяче долларов и стабильно растёт на 10% в год. Несколько лет назад японская компания Fuji сокращала производство фотоплёнки, потому что её никто не покупал. А сейчас снова сокращают, но уже потому что выросшие продажи плёнки угрожают „цифровому бизнесу“ фотокомпании, — делится Елизавета. — Плёнка стоит денег, химия стоит денег, печать — тоже. Хорошо, если один кадр обойдётся в 20–30 рублей, а бывает,что зашкаливает за сотню. Плёночная фотография — это дорого».
Если раньше камеру и плёнку можно было достаточно легко найти и заплатить за всё не слишком большую сумму, то сейчас для того, чтобы заняться этим хобби необходимо «повозиться» в поисках, а потом ещё и отдать немалые деньги. Все хотят получить качественный товар, поэтому подходить к покупке стоит тщательно.
С какой же камеры стоит начать?
Фирм, производящих плёночные камеры, много. Максимально подходящую для себя и своих амбиций вы найдёте, если продолжите будете развиваться в своем хобби. А новичкам стоит прислушаться совета.
«Лучшая камера — та, которая у вас есть. Завалялась старая „дальномерка“ Leica, достался в наследство от дедушки „Зенит“ или нашлась родительская „мыльница“? Нужно разбираться с тем, что вам досталось! А если же вам повезло меньше и рабочего фотоаппарата не нашлось, то лучше выбрать компактную камеру (она же „мыльница“) и отдать за неё до 7000 рублей. Этих денег вполне хватит, чтобы делать атмосферные фоточки из путешествий и постить их с хэштегами истинных фотографов», – подчеркивает Христич.
Лучшая плёнка
При покупке самой плёнки важны три главных фактора: формат, светочувствительность и цветность. Вариаций плёнок много, они отличаются по цене и качеству. Найти самую лучшую для себя и своей камеры можно только изучая этот вопрос глубже, а также экспериментируя.
Елизавета Христич поделилась, что начинать лучше с чёрно-белой плёнки или с негатива. И ещё один совет от неё для самых творческих натур: попробуйте поснимать на просроченную плёнку. Интересные блики и неожиданные цветовые изменения могут добавить антураж и индивидуальность вашим фото.