Найти тему
МОШЕЛОВКА.РФ

Убедительный обман: истории пенсионеров, которые лишились сбережений

Оглавление

В «Мошеловку» пришли письма с историями пожилых людей, которые поверили телефонным аферистам. Рассмотрим подробно эти досадные случаи обмана, чтобы напомнить близким, как вести себя с охотниками до чужих денег.

Фото от pressfoto на Freepik
Фото от pressfoto на Freepik

Представители органов

Пенсионеру Владимирову позвонил мужчина, представившийся следователем. Он сообщил свои данные, в том числе телефон «дежурной части», чтобы жертва прониклась доверием. По его легенде, в отделение банка пришел подозрительный человек с доверенностью от нашего героя на снятие денег, но ему не поверили и отказали в просьбе. Теперь по этой причине ведется следствие, и пенсионер должен помочь разыскать мошенника.

В оговоренных условиях пожилому мужчине запрещалось общаться с кем-либо, кроме «ответственного сотрудника Центробанка», который будет отслеживать его действия. Ему сообщили, что телефон прослушивается в целях сохранения тайны следствия. Владимиров должен был снять деньги в банке для перевода на специальный счет через банкомат, ему пообещали выслать помощника – такого же пострадавшего, «ветерана ФСБ». Передвигаться жертве разрешалось только на такси, с которым у банка якобы был договор. Для убедительности пенсионеру прислали несколько документов с электронной подписью реального высокопоставленного чиновника.

Убедив изобразить в нужном отделении банка дружеский разговор с «ветераном», жертву отправили за деньгами. Все это время Владимирова периодически контролировали с разных номеров, указывали на ошибки в его действиях, которые могли нарушить тайну следствия.

Звонящий оповестил: сотрудники банка могут обмануть пенсионера. Поэтому ему нужно отрицать любое общение с третьими лицами и доказывать, что деньги он снимает по собственному желанию, на лечение. Мужчина провел в отделении два дня, где его предупреждали о попытках мошенничества: беседовали, отказывали в выдаче, блокировали счета, вызывали полицейских, которые, проверив документы, выслушав намерения и не усмотрев нарушений, уезжали.

Владимиров стойко выполнял главное условие телефонного собеседника и настаивал на снятии денег, даже звонил на единый номер банка с жалобами. Ему удалось получить средства только на третий день, когда сотрудники предприняли все возможные действия по сохранению сбережений пожилого человека, но безрезультатно.

Пенсионер хотел оставить деньги у себя, однако мошенник настаивал: это нарушение закона о запрете хранения в домашних условиях сумм более 100 тысяч рублей, который якобы был принят недавно. Конечно, этого закона не существует. В итоге Владимиров передал сбережения незнакомой женщине, после чего больше не видел ни денег, ни участников договора. Заподозрив обман, мужчина стал звонить по всем фигурирующим в легенде номерам, но не получил ответов и осознал, что его обвели вокруг пальца.

Интересно, что мошенники на этом не остановились: спустя время они вновь позвонили герою, обвиняли его в несоблюдении оговоренных условий, затем предлагали помощь в поисках денег за вознаграждение.

Произошедшая история выходит за рамки привычных телефонных схем, не требующих особых затрат от мошенников. За несколько дней в ней приняли участие не только несколько аферистов, невольно были вовлечены реальные люди: водители такси, социальная служба перевозки.
Множественные предупреждения сотрудников банка, нестыковки и отсутствие логики, которые сам пенсионер не раз замечал, не убедили его в абсурдности происходящего. Человек принял за правду выдумки преступников, не доверившись официальным лицам.

Фото от freepik
Фото от freepik

Чудотворные БАДы

Очередной возможный сценарий обмана пожилых людей – продажа БАДов или лекарств. В конце прошлого года полиция задержала мошенников, которые обманули таким образом троих пенсионеров из Санкт-Петербурга.

Воспользовавшись базой личных данных, аферисты представлялись врачами и сообщали пожилым людям о найденных у них серьезных «диагнозах». Мошенники настаивали на срочном лечении препаратами, которые обязательно им помогут. Провоцируя стресс, стариков просили срочно передать деньги за лекарства курьеру, не давая времени опомниться, взвесить происходящее, посоветоваться с близкими. Всего преступникам удалось заработать обманным путем около 1,2 миллиона рублей.

«Пенсионный фонд»

Пенсионерка из Москвы пострадала от мошенников, которые представились работниками Пенсионного фонда. Во время телефонного звонка женщину убедили в том, что ее ждет понижение пенсии из-за хранения средств в определенном банке.

Обнадежили решением проблемы через «сотрудника» ФСИН, предоставив его номер. Далее по схеме тот рассказал о возникшей у жертвы задолженности, которую нужно срочно погасить. Женщина сняла свои сбережения и перевела их на указанный расчетный счет. Две телефонные беседы стоили пенсионерке 75 тысяч рублей.

Родственник в беде

В Пскове мошенники обманывали пенсионеров под предлогом «взяток» за освобождение близких от уголовной ответственности. Пожилым людям звонили и рассказывали об авариях, виновниками которых якобы становились их близкие. При этом предлагали возможность освободить их за немалые деньги.

Если жертвы соглашались, к ним присылали «курьера» за вознаграждением. Всего с шести пострадавших за 10 дней удалось получить более 1,1 миллиона рублей.

Фото от bearfotos на Freepik
Фото от bearfotos на Freepik

Выплаты ветеранам

Новым поводом для обмана престарелых людей стал приближающийся праздник День Победы. Под предлогом начисления единоразовых выплат ветеранам в сети активно распространяется ложная информация от якобы Роскачества.

Для получения вымышленной компенсации нужно зарегистрироваться в несуществующий единый реестр, но за плату. При переходе на подставной сайт просят ввести свои реквизиты и перечислить средства. К сожалению, в этот момент люди лишаются не только денег, но и конфиденциальных данных.

Сегодня по статистике каждый десятый звонок поступает от мошенников, поэтому со стороны властей, социальных организаций, СМИ, просветительского проекта «Расскажи бабушке» ведется большая работа по предупреждению пожилых людей о возможном общении с аферистами, обучению правилам безопасного поведения в таких случаях.

Давайте напомним нашим старшим, как стоит вести себя, если звонят неизвестные.

  1. Нельзя отвечать на звонки с незнакомых номеров.
  2. Сегодня легко замаскировать звонок под номер 900 от Сбербанка. Поэтому при необходимости лучше позвонить в отделение самим по тому номеру, который указан на банковской карте.
  3. Если во время звонка стало ясно, что на проводе мошенники, прервите диалог и положите трубку.
  4. Не рассказывайте в телефонной беседе с незнакомцами никакие данные о себе, не подтверждайте те, которые они озвучивают.
  5. Если во время звонка вы не понимаете, кто звонит и зачем, сразу кладите трубку и расскажите о нем близким.
Если с вами или вашими родными случалась подобная история, расскажите о ней в комментариях. Так вы сможете помочь кому-то не попасть в непростые жизненные обстоятельства.

Тоже может быть интересно:

Уходят из жизни и «вешают» кредиты на несколько поколений: как защитить пожилых близких от мошенников

Как защитить родителей от мошенничества

«Мошеловка» предупреждает: поговорите с пожилыми родственниками!