В «Мошеловку» пришли письма с историями пожилых людей, которые поверили телефонным аферистам. Рассмотрим подробно эти досадные случаи обмана, чтобы напомнить близким, как вести себя с охотниками до чужих денег.
Представители органов
Пенсионеру Владимирову позвонил мужчина, представившийся следователем. Он сообщил свои данные, в том числе телефон «дежурной части», чтобы жертва прониклась доверием. По его легенде, в отделение банка пришел подозрительный человек с доверенностью от нашего героя на снятие денег, но ему не поверили и отказали в просьбе. Теперь по этой причине ведется следствие, и пенсионер должен помочь разыскать мошенника.
В оговоренных условиях пожилому мужчине запрещалось общаться с кем-либо, кроме «ответственного сотрудника Центробанка», который будет отслеживать его действия. Ему сообщили, что телефон прослушивается в целях сохранения тайны следствия. Владимиров должен был снять деньги в банке для перевода на специальный счет через банкомат, ему пообещали выслать помощника – такого же пострадавшего, «ветерана ФСБ». Передвигаться жертве разрешалось только на такси, с которым у банка якобы был договор. Для убедительности пенсионеру прислали несколько документов с электронной подписью реального высокопоставленного чиновника.
Убедив изобразить в нужном отделении банка дружеский разговор с «ветераном», жертву отправили за деньгами. Все это время Владимирова периодически контролировали с разных номеров, указывали на ошибки в его действиях, которые могли нарушить тайну следствия.
Звонящий оповестил: сотрудники банка могут обмануть пенсионера. Поэтому ему нужно отрицать любое общение с третьими лицами и доказывать, что деньги он снимает по собственному желанию, на лечение. Мужчина провел в отделении два дня, где его предупреждали о попытках мошенничества: беседовали, отказывали в выдаче, блокировали счета, вызывали полицейских, которые, проверив документы, выслушав намерения и не усмотрев нарушений, уезжали.
Владимиров стойко выполнял главное условие телефонного собеседника и настаивал на снятии денег, даже звонил на единый номер банка с жалобами. Ему удалось получить средства только на третий день, когда сотрудники предприняли все возможные действия по сохранению сбережений пожилого человека, но безрезультатно.
Пенсионер хотел оставить деньги у себя, однако мошенник настаивал: это нарушение закона о запрете хранения в домашних условиях сумм более 100 тысяч рублей, который якобы был принят недавно. Конечно, этого закона не существует. В итоге Владимиров передал сбережения незнакомой женщине, после чего больше не видел ни денег, ни участников договора. Заподозрив обман, мужчина стал звонить по всем фигурирующим в легенде номерам, но не получил ответов и осознал, что его обвели вокруг пальца.
Интересно, что мошенники на этом не остановились: спустя время они вновь позвонили герою, обвиняли его в несоблюдении оговоренных условий, затем предлагали помощь в поисках денег за вознаграждение.
Произошедшая история выходит за рамки привычных телефонных схем, не требующих особых затрат от мошенников. За несколько дней в ней приняли участие не только несколько аферистов, невольно были вовлечены реальные люди: водители такси, социальная служба перевозки.
Множественные предупреждения сотрудников банка, нестыковки и отсутствие логики, которые сам пенсионер не раз замечал, не убедили его в абсурдности происходящего. Человек принял за правду выдумки преступников, не доверившись официальным лицам.
Чудотворные БАДы
Очередной возможный сценарий обмана пожилых людей – продажа БАДов или лекарств. В конце прошлого года полиция задержала мошенников, которые обманули таким образом троих пенсионеров из Санкт-Петербурга.
Воспользовавшись базой личных данных, аферисты представлялись врачами и сообщали пожилым людям о найденных у них серьезных «диагнозах». Мошенники настаивали на срочном лечении препаратами, которые обязательно им помогут. Провоцируя стресс, стариков просили срочно передать деньги за лекарства курьеру, не давая времени опомниться, взвесить происходящее, посоветоваться с близкими. Всего преступникам удалось заработать обманным путем около 1,2 миллиона рублей.
«Пенсионный фонд»
Пенсионерка из Москвы пострадала от мошенников, которые представились работниками Пенсионного фонда. Во время телефонного звонка женщину убедили в том, что ее ждет понижение пенсии из-за хранения средств в определенном банке.
Обнадежили решением проблемы через «сотрудника» ФСИН, предоставив его номер. Далее по схеме тот рассказал о возникшей у жертвы задолженности, которую нужно срочно погасить. Женщина сняла свои сбережения и перевела их на указанный расчетный счет. Две телефонные беседы стоили пенсионерке 75 тысяч рублей.
Родственник в беде
В Пскове мошенники обманывали пенсионеров под предлогом «взяток» за освобождение близких от уголовной ответственности. Пожилым людям звонили и рассказывали об авариях, виновниками которых якобы становились их близкие. При этом предлагали возможность освободить их за немалые деньги.
Если жертвы соглашались, к ним присылали «курьера» за вознаграждением. Всего с шести пострадавших за 10 дней удалось получить более 1,1 миллиона рублей.
Выплаты ветеранам
Новым поводом для обмана престарелых людей стал приближающийся праздник День Победы. Под предлогом начисления единоразовых выплат ветеранам в сети активно распространяется ложная информация от якобы Роскачества.
Для получения вымышленной компенсации нужно зарегистрироваться в несуществующий единый реестр, но за плату. При переходе на подставной сайт просят ввести свои реквизиты и перечислить средства. К сожалению, в этот момент люди лишаются не только денег, но и конфиденциальных данных.
Сегодня по статистике каждый десятый звонок поступает от мошенников, поэтому со стороны властей, социальных организаций, СМИ, просветительского проекта «Расскажи бабушке» ведется большая работа по предупреждению пожилых людей о возможном общении с аферистами, обучению правилам безопасного поведения в таких случаях.
Давайте напомним нашим старшим, как стоит вести себя, если звонят неизвестные.
- Нельзя отвечать на звонки с незнакомых номеров.
- Сегодня легко замаскировать звонок под номер 900 от Сбербанка. Поэтому при необходимости лучше позвонить в отделение самим по тому номеру, который указан на банковской карте.
- Если во время звонка стало ясно, что на проводе мошенники, прервите диалог и положите трубку.
- Не рассказывайте в телефонной беседе с незнакомцами никакие данные о себе, не подтверждайте те, которые они озвучивают.
- Если во время звонка вы не понимаете, кто звонит и зачем, сразу кладите трубку и расскажите о нем близким.
Если с вами или вашими родными случалась подобная история, расскажите о ней в комментариях. Так вы сможете помочь кому-то не попасть в непростые жизненные обстоятельства.
Тоже может быть интересно:
Как защитить родителей от мошенничества
«Мошеловка» предупреждает: поговорите с пожилыми родственниками!