Все мы давно привыкли к звонкам от мошенников, к попыткам влезть в доверие, либо запугать, чтобы, в конце концов, получить доступ к нашим счетам и картам. Мы сбрасываем подозрительные звонки, распознавая их по первым фразам. Но иногда жуликам удается втереться в доверие. Если прокалываемся даже мы, такие опытные, то наши родители – под двойной угрозой.
В чем опасность для пенсионеров?
Дело не в том, что пожилые люди глупее нас. У них достаточно и знаний, и жизненного опыта, и ума. Просто зачастую именно опыт их и подводит. Они родились и выросли в другой стране, в Советском Союзе. Они привыкли доверять людям, облеченным властью. Если нас звонок какого-нибудь «майора» или «работника службы безопасности банка» насторожит, а то и рассмешит, то пенсионер может принять его за чистую монету.
«Меня ведь не могут так нагло обманывать такие люди!», – подумает пожилой человек. И наша задача – мягко, бережно и доходчиво объяснить, каким многоликим бывает сегодня обман.
Цель мошенников очень проста – они стараются запугать людей, заморочить им голову, отключить способность рационально мыслить. Для этого в ход идут самые распространенные страхи – за близких людей и собственное имущество.
Ловушка: страх за близких
Страх за близких способен снести даже самую непробиваемую защиту. Если человеку по телефону сообщают, что кто-то из его родных в беде, мыслить спокойно очень трудно, а уж достоверно распознать голос – тем более. Поэтому постарайтесь заранее разработать общую для всей семьи кодовую фразу, которая подтвердит – говорит действительно кто-то из близких.
Если вместо фразы звучит нечто вроде: «Ну что за глупости, деньги нужны срочно, иначе я…», либо «Я забыл. Но это точно я, я в беде!» - следует насторожиться, положить трубку и, первым делом, лично позвонить человеку, чьим именем попытались прикрыться мошенники. Действительно ли он в беде? На самом ли деле ему нужны деньги? Пусть подтвердит информацию лично – это главное правило.
Это работает во всех случаях. Если просьба о срочной помощи получена по СМС, с любого мессенджера или с аккаунта в социальных сетях. Объясните своим пожилым родственникам, что аккаунты взламываются, а базы данных оказываются в руках у жуликов.
Даже если мошенник называет пенсионера по имени-отчеству и знает имена его детей и внуков, это не повод доверять. Важна только кодовая фраза или личное подтверждение сведений – то есть, то, чего не может быть ни в одной базе данных.
Ловушка: страх потерять деньги
Страх за собственное имущество – еще один ключ, успешно вскрывающий любую психологическую защиту. Даже нам временами становится не по себе от известия, что на наше имя кто-то взял кредит или меняет доступ к счету. А человека старшего поколения подобное известие совсем выбивает из колеи.
Люди, вышедшие на пенсию более десяти лет назад, не слишком опытны в обращении с банковскими картами и онлайн-банками. Для них это неизведанная и опасная территория, где передвигаются они примерно так же, как мы с вами в полтора года по детской площадке. Именно поэтому любые звонки якобы из банка пенсионеры так часто принимают за чистую монету.
Договоритесь с родственниками: пусть после любой попытки общения с ними от имени официальных лиц они звонят вам. Пусть спокойно прерывают разговор: в настоящий банк или реальному полицейскому можно перезвонить, за это не накажут.
Запишите для старших близких фразы, которые выдают мошенников:
- «Я из службы безопасности банка, на ваше имя пытаются взять кредит».
- «С вашего счета переведена крупная сумма денег, требуется ваше подтверждение».
- «Вы подавали заявку на смену номера, привязанного к карте».
- «Оплатите штраф онлайн».
- «Вам положены выплаты, но оформить их нужно прямо сейчас».
И главное, убедите родственников не пересылать никаких данных и цифр, не называть свой номер телефона, номер карты и код ее подтверждения и особенно код, который прислали в СМС.
Составьте список номеров, на которые нужно перезвонить в непонятных случаях. Это ваш номер, телефон банка, контакты участкового. Прикрепите список на видное место и регулярно проверяйте, есть ли он в доступе.
Ловушка: хорошее воспитание
Еще одной причиной, по которой пожилые люди часто попадаются на удочку жуликов, становятся стыд и вежливость. Многим неловко не открыть дверь на навязчивый звонок «газовщиков» или «электриков», спросить документы, вернуть уже втиснутый в руки «набор кастрюль по супер-цене».
Мошенникам это прекрасно известно. А еще они очень не любят известности, поэтому, если нахальные люди уже проникли в квартиру ваших близких, помахав бумажкой с печатью или просто так, пусть ваш родственник начинает их фотографировать.
А еще пусть запомнит фразу: «Денег я дома не держу, все они у сына/дочери/внука. Я сейчас им позвоню, и они принесут!». Можно выйти с телефоном на площадку, начать звонить в двери соседям. Жулики не любят публичности. Многих такие действия могут отпугнуть.
Если вы хотите защитить своих пожилых близких от мошенничества, придется приложить некоторые усилия. И убедить (а на это наверняка понадобится время!), что звонить вам, проверяя информацию и задавая вопросы, не стыдно. Это важно. Это необходимо.
Ваши пожилые должны поверить, что их безопасность и здоровье важнее для вас, чем все деловые вопросы и рабочие встречи в мире.
Помогите близким защититься!
Не ругайте своих родных. Не кричите на них. Не отбирайте телефон и компьютер. Когда-то они учили нас ходить и пользоваться горшком, без нервов и крика. Сегодня вы учите их основам интернет-безопасности. Пенсионеры не глупее нас, просто время движется слишком быстро и приспособиться к новому сложно.
- Разработайте «семейный» пароль – он может защитить от мошенников, требующих деньги от вашего имени.
- Повесьте на видное место телефон банка, куда можно позвонить и проверить информацию от «служб безопасности».
- Научите прерывать звонок с информацией о выигрыше, оформлении льгот и денежных выплат фразой: «мне надо подумать и посоветоваться с семьей».
- Научите просто не брать трубку, получая звонки с неизвестных номеров.
- Научите не переходить по присланным ссылкам в мессенджерах и социальных сетях.
- Предложите близким поставить лимит на снятие средств с карты.
- Помогите оформить добровольный запрет на выдачу онлайн-кредитов: пока что это делают только некоторые банки, но, мы надеемся, скоро услуга станет доступна для всех.
- Вместе защитите аккаунт близкого человека на «Госуслугах» и научите его правильно пользоваться этой защитой.
- Предложите близким оформить на себя генеральную доверенность, чтобы подписывать все важные документы вместе.
- Предложите им возможность пользоваться услугой «второй руки», предоставляемый некоторыми банками – это позволит ограничить онлайн- переводы с карты. Подтвердить такой перевод должен кто-то со стороны – вы или любой доверенный человек.
И самое главное – пусть ваши любимые близкие люди старшего возраста поверят и запомнят: вы всегда готовы выслушать, прийти на помощь, объяснить непонятное, разобраться с запутанным и стать для них опорой в мире высоких технологий, за которыми так сложно угнаться в 70+
Хотите больше знать о том, как защитить деньги и имущество? Рекомендуем канал Моя финансовая история
Это тоже интересно!
Фишинг, трояны и взлом аккаунтов! Как кибермошенники атакуют владельцев телеграм-каналов
Любовь-злодейка! Как мошенники обманывают людей в активном поиске...
Тот ещё подарок: как мошенники обманывают по праздникам
Ни стыда ни совести! Как мошенники наживаются на помощи участникам СВО
Волк в овечьей шкуре: как мошенники используют группы по интересам в соцсетях