Самый большой самолет в истории авиации — Ан-225 «Мрiя» — мог сыграть выдающуюся роль в советской космической программе и в развитии промышленности СССР. Этого не случилось, но гигант с Украины все-таки занял определенную нишу на рынке воздушных перевозок негабаритных грузов.
Самолет Ан-225, изначально являвшийся загадкой для Запада, перестал быть тайной, собрав богатую коллекцию мировых авиационных рекордов и появившись на ряде авиасалонов. Самолет проектировался как средство транспортировки орбитального корабля «Буран». Первый полет Ан-225 выполнил 13 мая 1989 года. В том же году состоялся его дебют на Западе — самолет демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже, а в 1990 году Ан-225 показали в Фарнборо.
В начале 1990-х годов, после распада СССР, прототип Ан-225 поставили на длительное хранение, а с недостроенной второй машины сняли много деталей и узлов для монтажа на Ан-124 «Руслан». В тот же период появился ряд полуфантастических проектов по использованию самолета, например, для запуска космических аппаратов в рамках программы HOTOL, однако эти планы так и остались на бумаге.
Ан-225 проектировали на базе другого сверхбольшого транспортного самолета — Ан-124 «Руслан», который до 1988 года был самым крупным самолетом в мире.
В том же году ОКБ О. К. Антонова анонсировало появление еще более огромной машины. Ан-225 создавался для перевозки негабаритного груза над фюзеляжем.
В первую очередь в качестве груза рассматривались многоразовый орбитальный корабль «Буран» и блоки ракеты-носителя «Энергия». Не исключалась также перевозка оборудования, необходимого для строительства и оснащения нефтегазовых месторождений в Сибири.
С целью снижения технического риска конструкторы проектировали увеличенный «Руслан». К главным отличиям Ан-225 от Ан-125 можно отнести новый центроплан с двумя дополнительными двигателями, новое двухкилевое оперение и измененную хвостовую часть фюзеляжа. Проектно-конструкторские работы возглавил заместитель генерального конструктора Анатолий Буланенко. Существовали опасения в отношении прочности конструкции более длинного, чем у «Руслана», фюзеляжа. Под увеличенную взлетную массу конструкцию фюзеляжа и шасси значительно усилили. Первый самолет предназначался для транспортировки «Бурана», поэтому на фюзеляже установили два гребня, к которым крепился космический корабль. Выкатка Ан-225 состоялась в конце ноября 1988-го, а первый полет машина выполнила 21 декабря того же года.
22 марта 1989 года посетителей авиасалона удивила прекрасная управляемость самолета Ан-225 в полете, а весь авиационный мир был поражен целой серией рекордов, установленных в одном полете. Тогда было побито сразу 106 мировых рекордов! Самолет взлетел с заводского аэродрома фирмы «Антонов» в Киеве с массой 508350 кг. Масса полезной нагрузки при этом составляла 156300 кг — на 90720 кг меньше максимальной. Самолет выполнил полет по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км со средней скоростью 813 км/ч на высоте 12340 м.
В конце 1990-х годов авиакомпания ОКБ Антонова, «Antonov Airlines», решила расширить свой бизнес, основу которого составляли перевозки на самолетах Ан-124. В 2001 году Ан-225 привели в годное к полетам состояние, однако большого спроса на рынке авиаперевозок самолет не снискал. Тем не менее, в сентябре 2006 года представители фирмы анонсировали достройку второго экземпляра Ан-225 и ввод его в строй в 2010 году.
Поддержите канал-поставьте лайк