Найти тему
Наталья Баева

"Не знаю, и знать не хочу!"

Приближаются экзамены, и Лента почти каждый день приносит рассказы репетиторов. Предметы разные, а рассказы однотипные. Можно бы заподозрить некий заговор, если бы не была репетитором сама. Могу заверить - коллеги пишут чистую правду!

Речь о том, что ученики хотят СДАТЬ экзамен не просто без труда-напряжения, но и вообще без знаний. Всерьёз полагают, что это возможно, "надо только секретную молитовку знать". Ну пусть не "молитовку", а секретный алгоритм, учителю, конечно же, известный.

Вот рассказ математика. Девятиклассница запустила предмет ещё года три назад, но сдать-то ОГЭ надо. И девочка честно не может понять, ЗАЧЕМ ей пытаются объяснить порядок действий, правило раскрытия скобок, перенос знаков, умножение дробей...

- Это же восьмое задание, они во всех вариантах одинаковы, я так и запомню, что здесь сначала то, что в скобке...

- А если условие чуть изменят?

- Не изменят! Как "почему"? Потому что хотят, чтобы все сдали!

И ведь не поспоришь - "хотят". И пусть потом преподаватели ВУЗов хватаются за голову от РЕАЛЬНОГО уровня знаний.

-2

Буквально такая же история произошла у меня. Девушка так рвалась заниматься, что готова была ездить издалека хоть каждый день (поздновато спохватилась, но если настолько мотивирована - как отказать?)

Приехала. Начинаем Обществознание с первой темы: "Человек - биосоциальное существо".

Как обычно, рассказываю, в чём уникальность человека по мнению разных религий, как на проблему смотрели первые материалисты, когда и почему люди занялись своей "родословной" вплотную, какие неожиданные открытия принесло изучение психики животных, в частности, приматов...

Девица вытаскивает из кармана триста рублей:

- Не пойму, зачем вы мне всё это рассказываете, но за то, что меня встретили - вот, возьмите... и я поехала.

Не беру, конечно, а пытаюсь понять, чего же она ожидала. Протягивает мне сборник типовых заданий:

- Вот, думала, расставите галочки в правильные клеточки - и я запомню!

Понимаете?! Там 25 вариантов, в каждом по три десятка вопросов. Она "запомнит" более семисот ответов!

- А не проще разобрать восемь тем? Ведь вопросы, по сути, одни и те же, только формулировки в разных вариантах разные!

- А... зачем?

- Ну вот первый же вопрос: человеческая речь - это качество биологическое или социальное?

- Биологическое!

Увидела мою вытянувшуюся физиономию, и "дополнила":

- Ну и социальное... немножко.

А просто УЗНАТЬ, что биологические навыки - врождённые, а социальные воспитаны обществом - "ЗАЧЕМ?"

На том и простились. Грустно. Собиралась с ней составить такой конспект, как нас в своё время научили. На развороте тетради всего три графы: вопрос - ответ - примечание.

Вопрос - ответ обязательны "на троечку", а "примечание" - для устного ответа или сочинения. Имея в руках такую шпаргалку и прослушав лекцию, можно говорить на публику часа полтора:

Конспект той самой темы
Конспект той самой темы

К счастью, ученики, которым интересно, ЕСТЬ. Но действительно, с каждым годом всё меньше.

Перегруженность информацией? Привычка хватать сведения "фрагментарные"? Или уж за собой пора следить, не стучится ли ещё ко мне товарищ Альцгеймер...

-4