Приближаются экзамены, и Лента почти каждый день приносит рассказы репетиторов. Предметы разные, а рассказы однотипные. Можно бы заподозрить некий заговор, если бы не была репетитором сама. Могу заверить - коллеги пишут чистую правду!
Речь о том, что ученики хотят СДАТЬ экзамен не просто без труда-напряжения, но и вообще без знаний. Всерьёз полагают, что это возможно, "надо только секретную молитовку знать". Ну пусть не "молитовку", а секретный алгоритм, учителю, конечно же, известный.
Вот рассказ математика. Девятиклассница запустила предмет ещё года три назад, но сдать-то ОГЭ надо. И девочка честно не может понять, ЗАЧЕМ ей пытаются объяснить порядок действий, правило раскрытия скобок, перенос знаков, умножение дробей...
- Это же восьмое задание, они во всех вариантах одинаковы, я так и запомню, что здесь сначала то, что в скобке...
- А если условие чуть изменят?
- Не изменят! Как "почему"? Потому что хотят, чтобы все сдали!
И ведь не поспоришь - "хотят". И пусть потом преподаватели ВУЗов хватаются за голову от РЕАЛЬНОГО уровня знаний.
Буквально такая же история произошла у меня. Девушка так рвалась заниматься, что готова была ездить издалека хоть каждый день (поздновато спохватилась, но если настолько мотивирована - как отказать?)
Приехала. Начинаем Обществознание с первой темы: "Человек - биосоциальное существо".
Как обычно, рассказываю, в чём уникальность человека по мнению разных религий, как на проблему смотрели первые материалисты, когда и почему люди занялись своей "родословной" вплотную, какие неожиданные открытия принесло изучение психики животных, в частности, приматов...
Девица вытаскивает из кармана триста рублей:
- Не пойму, зачем вы мне всё это рассказываете, но за то, что меня встретили - вот, возьмите... и я поехала.
Не беру, конечно, а пытаюсь понять, чего же она ожидала. Протягивает мне сборник типовых заданий:
- Вот, думала, расставите галочки в правильные клеточки - и я запомню!
Понимаете?! Там 25 вариантов, в каждом по три десятка вопросов. Она "запомнит" более семисот ответов!
- А не проще разобрать восемь тем? Ведь вопросы, по сути, одни и те же, только формулировки в разных вариантах разные!
- А... зачем?
- Ну вот первый же вопрос: человеческая речь - это качество биологическое или социальное?
- Биологическое!
Увидела мою вытянувшуюся физиономию, и "дополнила":
- Ну и социальное... немножко.
А просто УЗНАТЬ, что биологические навыки - врождённые, а социальные воспитаны обществом - "ЗАЧЕМ?"
На том и простились. Грустно. Собиралась с ней составить такой конспект, как нас в своё время научили. На развороте тетради всего три графы: вопрос - ответ - примечание.
Вопрос - ответ обязательны "на троечку", а "примечание" - для устного ответа или сочинения. Имея в руках такую шпаргалку и прослушав лекцию, можно говорить на публику часа полтора:
К счастью, ученики, которым интересно, ЕСТЬ. Но действительно, с каждым годом всё меньше.
Перегруженность информацией? Привычка хватать сведения "фрагментарные"? Или уж за собой пора следить, не стучится ли ещё ко мне товарищ Альцгеймер...