Планирование должно «заходить», приносить удовольствие.
Я много лет веду планирование – доход/расход, список покупок в магазине, сбор вещей в поездку, бытовые дела по дому, дела вне дома (посещение организаций, инстанций, сервисы и т.д.), дела по работе и пункты по обучению, саморазвитию. – Мне это помогает и мне это нравится.
И вот такие списки дел я стала писать всем в семье. В выходные дни считала необходимым сделать всем как можно больше дел по дому. Муж как-то над списком дел с юмором написал «на усмотрение» и поставил подпись. Подростку сыну сказала: «Пиши список дел на день. Подумай, что тебе надо сделать». Он начал тоже с юмором.
1. Подумать над списком дел. 2. Начать писать список дел. 3. Вычеркнуть пункты 1 и 2, т.к. это сделал. 4. Приступить к пункту 4 и т.д.
Что же здесь не сработало? То, что планирование может идти в удовольствие только для себя. А не как жёсткая директива откуда-то сверху. Это именно ваше желание сделать что-то новое, полезное, ваш порыв что-то улучшить, ваше стремление сделать максимально хорошо и ощутить удовольствие от плодотворной деятельности. И что важно - от своей заранее продуманной деятельности. Поставил цель, эффективно продумал, оптимально расходовал время, получил результат.
В планировании необходим баланс между «надо» - понятно надо сделать и «хочу» - как мечта, воплощаемая в реальность.
Огромная составляющая планирования – это мыслительные операции – программирование и контроль. Когда мы пишем список дел, мы тем самым программируем себя на действия и сами производим контроль. «Я собрана». «Я настроен». «Я делаю».
Кто садится планировать, уже понимает, что он делает, всё в порядке с ментальными функциями. Планы основаны на реалиях. А не возникают такие записи – «в этом году купить остров в Тихом океане» или «еду в Голливуд сниматься в главной роли». Такое просто невозможно, если до этого вы не проделали долгий профессиональный путь, если не в бизнесе, не долларовый миллионер, не знаменитая актриса.
Как начать планировать?
Сами ответьте себе, запишите «чего я хочу», «чего я хочу достигнуть», «что для этого надо», «какие ресурсы потребуются», «насколько это хорошо сработает». Проконтролируйте свои действия и свои достижения.
Лучше всего подетальный план.
Цель – Построить дом.
Задачи:
1. Купить подходящий участок.
2. Заказать геоплан, план строительства.
3. Выбрать строительные материалы.
4. Продумать планировку, форму кровли, коммуникации, ландшафт, подсобные помещения и т.д.
5. Найти строительную фирму.
6. Распределить финансы.
7. Установить сроки на каждый этап работы.
Дела никогда не заканчиваются. Невозможно переделать всю работу. С годами особенно в зрелом возрасте количество дел растёт.
Среди целей и задач есть тоже градация – от лёгких к сложным, от срочных к важным, от краткосрочных к долгосрочным, своевременные или форс мажорные, первоочередные или те, которые можно отложить на время.
Если вести ежедневное планирование, важно разбить день на временные блоки. Эти дела делаем с утра, эти во второй половине дня. Случается, что дело по каким-либо причинам не выполнено, переносим и стараемся обязательно выполнить.
В своём планировании вас никто не подстёгивает, не напрягает, не управляет, не контролирует, не торопит. Это для себя. Для своих целей. Свои достижения.
Планирование становится привычкой.
1. Сконцентрируйтесь.
2. Поставьте цель.
3. Определите оптимальное, необходимое количество задач.
4. Оцените объём дел и свои силы.
5. Установите сроки (не торопите сроки, корректируйте сроки).
6. Цель и задачи формулируйте точно.
7. Визуализируйте свои дела, представляйте успешный успех.
8. Держите список дел под рукой, перед глазами.
9. Выполняйте по пунктам.
10. Хвалите себя за выполненное дело.
Возможно в планировании вам поможет Матрица Эйзенхауэра.