Родительские запреты - это обычно (но не всегда) невербальные послания для ребенка от родителей. Они редко осознаются как родителями, так и самим ребенком. Но тем не менее, могут сильно влиять на жизнь человека.
Эти два запрета могут с легкостью лишить человека интеллектуального и эмпатичного будущего. Оба, в перспективе, являются серьезными внутренними конфликтами для личности. Тезисно это может выглядеть так:
Потребность есть - но удовлетворять мне её запретили.
«Не думай»
Родитель из состояния ребенка может завидовать умственным способностям реального ребенка и всячески унижать и обесценивать любые его достижения.
- Здоровые родители радуются развитию своего ребенка, потому что видят, что их любовь и забота дают свои плоды.
- Травмированные же родители воспринимают развитие ребенка, как личную угрозу. Очень умный взрослый будет казаться ещё более умным на фоне глупого ребенка. Такую тактику часто используют родители с нарциссической травмой.
За ум ребенка могут отвергать и сверстники, учителя, воспитатели. В какой-то момент ребенок понимает, что показывать свои соображения, догадки, свои решения - опасно, даже если это и верные решения. И он делает выбор следовать сценарию «без ума».
Может быть легче переживать свои ошибки, если изначально окружающие воспринимают человека, как не самого умного. Если человек инфантилен, от него не ждут рассудительности и предусмотрительности.
Также родители могут подталкивать к принятию такого решения, когда слишком бурно реагируют на ошибки ребенка. При этом теряется видение целостной картины:
Его способность разрешить какие-то задачи игнорируется, его способность ошибаться заполняет собой все. Постепенно все вокруг и он сам начинает считать себя тупым, глуповатым, если не последним дураком.
Сомнения в интеллекте ребенка у родителей так же часто возникают, когда у него не сходный с ними темперамент.
Например, флегматик в семье холериков: будет действительно выглядеть глупым. Но только потому, что ему не дают время запустить свой мозг, как пусть более медленный, но более мощный процессор.
Это легко проследить в сравнении: когда флегматикам достаточно времени для включения в работу, они способны решать задачи так же хорошо, как и более быстрые дети.
Но у флегматика есть преимущество: если уж они включились в задачу, они будут фокусированы на ней, они будут выполнять ее обстоятельно, уделяя внимание каждой детали. Это чудесные качества там, где требуется глубокая работа, внимательность и точность.
Также сангвиник в семье меланхоликов может выглядеть каким-то поверхностным, пустым, глупым только потому, что быстро переключается и обладает жизнерадостностью. Да, он не видит жизнь с драматической точки, как его родители. Но это вовсе не означает, что он глуп и поверхностен.
Запрет на ум формируется так же в ситуациях, когда у человека более развит другой тип интеллекта, чем у его родителей. Они не видят в ребенке своих математических способностей и считают его глупым, хотя из него получился бы прекрасный гуманитарий. Из-за своей однобокости они не способны оценить и его способности.
Запрет на ум может быть и формой запрета «не высовывайся». Это проявляется в таких высказываниях:
«больно умный», «не умничай», «самый умный что ли?»
Человек с запретом на ум, перед лицом жизненных задач и трудностей даже не попытаться разрешить их хоть как-то. А ведь можно, как минимум, попросить помощи более знающего человека и разобраться вместе.
Также можно изучить специальную литературу, или хотя бы опытным путем найти решение. Но человек с запретом на обдумывание изначально воспринимает задачи как неразрешимые.
Иногда запрет на обдумывание снабжается уточнением: не думай о деньгах, о времени, о сексе, о других и т.д. То есть, человек просто игнорирует некое явление в жизни, считая что в этой сфере он безнадёжен.
Этот запрет приводит к невозможности реализовать себя. Человек очень хорошо натренирован концентрироваться на своих недостатках, но никак не приспосабливаться к ним. Поэтому он часто даже не подозревает о своих достоинствах.
«Не чувствуй»
Проявление чувств может восприниматься, как опасное глобально, а может налагаться на жизнь человека частное. Тотальный запрет на чувства формируется у детей, эмоциональные реакции, которых игнорировались полностью.
Наши бабушки оставляли плачущих младенцев в одиночестве и со временем младенцы становились удобными : ели по часам, почти не плакали, спокойно переносили мокрые пеленки, скуку, голод, одиночество.
Их матери, наши бабушки, даже не догадывались, что у их детей просто разорван контакт между телом и разумом. Подрастая, такие дети как-будто не чувствовали боли, если ударялись или стирали ноги о неудобную обувь.
Позднее, во взрослом возрасте, такие люди легко игнорируют потребности своего тела, у них невероятная усидчивость и работоспособность. Но за это они платят бесчувственностью, жестокостью, отсутствием эмпатии и как следствие - трудностями в построении близких отношений.
Часто тело не выдерживает груза подавленных эмоций и выражает их через психосоматический симптом.
Так же запрет может быть частным: например, на гнев или на радость.
«Хорошие девочки не злятся », «как ты можешь злиться на мать? »
говорит мама, а потом у ребенка нет чувства личных границ.
Или же:
«Кто много смеётся - потом много плачет».
И ребенок растет в вялотекущей депрессии. Его считают замкнутым и нелюдимым, вечно недовольным, тем самым только подкрепляя его запрет на радость.
Ещё одна форма этого запрета - запрет на проявление чувств.
Если в первых двух случаях чувства подавляются так, что человек даже не осознает их, то в этом случае чувства осознаются и терзают человека, но он не может их выражать.
Например, женщина часто обижается на мужа, и обида уже стала ее привычной эмоцией. Она легко входит в это состояние. Но муж и не догадывается об этом, потому что обладает сниженной эмпатией, и жена ещё и никак не показывает свои чувства.
Она не решается даже на детские реакции - плач, манипуляции, игнорирование. Все идет также, как и всегда. Через пару недель жена переваривает обиду самостоятельно и может сообщить мужу, что она, вообще-то, на него обижалась, а он и не заметил. А может даже и не сообщать. Тогда он будет жить в полной уверенности, что у них идеальный брак.
Иногда запрещается даже печаль: родители покидают ребенка в его печали, он как будто вываливается из их поля зрения. И тогда ребенок живёт в постоянном веселье. Постепенно его веселье становится ненатуральным, гротескным - оно выражает замаскированную накопленную печаль.
В итоге случается нервный срыв, депрессия, выгорание.
И тогда уже человек впадет в печаль и бездействие против своей воли.
Так же родители могут требовать от ребенка, чтобы он отказывался от своих чувств и принимал чувства родителей как свои. Например, если ребенок не любит бабушку, его могут стыдить за это, и заставлять целовать ее, внушая, что бабушка - очень хорошая и ее надо любить.
То же происходит, когда детей заставляют извиняться, виниться, хотя они испытывают злость.
Очень коварный формат такого посыла - маскировка под заботу.
«На тебя холодно смотреть, надень свитер!»
при этом не делается попыток узнать, что ощущает сам ребенок.
Внимательно присмотритесь к этим запретам - возможно вы узнаете себя. своего ребенка или сценарий вашей семьи. Прорабатывать данную дисфункцию я рекомендую через "Транзактный Анализ".
Загляните в другие сценарии:
«Не делай» «Не будь успешным»: Скрытые родительские запреты своему ребенку
«Не будь ребенком. Не взрослей». Скрытые родительские запреты.
«Не будь собой». Скрытый родительский запрет ребенку. Последствия.
«Не живи». Скрытый родительский запрет своему ребенку.
Подписывайтесь на блог
Пишите в комментариях своё мнение о этой статье.
© Все права защищены.
Эксперт по зависимость/созависимость Буренков Д.В.
На консультацию Вацап: 8-918-253-73-83