Зампред ВТБ Дмитрий Пьянов очень любит критиковать Банк России. Делает это регулярно и, надо сказать, довольно обоснованно. Разумеется, выражает он не лично свою позицию, а, как минимум, позицию ВТБ (т.е. Андрей Костина), а, как максимум, позицию всего банковского сектора. В том, что он не доволен действиями регулятора, известно давно. Как минимум с сентября прошлого года, когда на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) Центробанк за повышение ключевой ставки одновременно раскритиковали и Греф, и Костин.
К деятельности банков, как знают мои читатели, я отношусь неоднозначно. Необходимо смотреть на деятельность каждой организации. Возьмем, к примеру, Сбербанк. Ранее доля нерезидентов в акционерном капитале госбанка составляла 43%. При выплате щедрых дивидендов ежегодно за границу уходило порядка 185 млрд рублей только по этому каналу. Сейчас, когда доля нерезидентов заблокирована, все деньги остаются в контуре нашей экономики, а бюджет получает неплохой дополнительный доход. В общем, все динамично.
Но в чем я полностью согласен с банковским сектором, так это в его оценках действий ЦБ. Они являются довольно четкими, что, впрочем, неудивительно. И те, и те ведь финансисты.
На этот раз зампред ВТБ Дмитрий Пьянов заявил, что Центробанк столкнулся с эффектом космонавта Джанибекова:
[Джанибеков] открыл в одной из своих экспедиций эффект — откручивая гайки крепления груза на орбите, он обнаружил, что гайка без каких-либо внешних сил меняла на 180 градусов направление своего движения, потом пролетала следующие 40 сантиметров и снова меняла без признаков внешних сил направление своего движения. То есть, несмотря на этот охлаждающий импульс, экономика России продолжает в силу определенных свойств, в силу «инерции масс», как вот с этой гайкой, чрезвычайным образом, выше, чем прогнозировал ЦБ, и, наверное, с неожиданностью для Центрального банка, демонстрировать по-прежнему отсутствие признаков охлаждения
Честно говоря, Пьянов мне сильно поднял настроение сегодня с утра. Такой изящный троллинг ведомства Набиуллиной со стороны управленцев на высоких должностях, которые должны соблюдать субординацию, встретишь нечасто. Не может же Пьянов сказать, что руководство ЦБ некомпетентно и не справляется со своими обязанностями. Поэтому сравнивает нынешнюю ситуацию с "эффектом Джанибекова".
Впрочем, зампред ВТБ только озвучил то, что и так было очевидно, и о чем я пишу с августа прошлого года, когда ведомство Набиуллиной стало резко задирать ставку. В нашей текущей ситуации никакого практического эффекта подобное дать не могло изначально.
Однако здесь я бы обратил внимание на следующий момент. Помимо пресловутой "борьбы с инфляцией" Пьянов говорит о намерении Банка России охладить экономику, добиться снижения темпов её роста. И это довольно примечательно, поскольку главным целеполаганием ужесточения денежно-кредитной политики всегда называлась борьба с инфляцией и приведение её к таргету в 4%. Но здесь озвучено и другое.
И я, и мои коллеги неоднократно писали, что Набиуллина борется не столько с инфляцией, сколько хочет затормозить экономическое развитие. Так как считает, что высокие темпы роста ненормальны для России, мы не можем так развиваться и ситуацию необходимо "исправлять". Некоторые особо одаренные уникумы называли все это чуть ли не конспирологией и всячески пытались оправдать политику ЦБ. Дескать, сейчас снизят инфляцию и вернут ставку на место. Сейчас, спустя полгода, такое уже не заявляют. Все стало предельно очевидно.