Вместе с Софи Лорен, Моникой Витти, Клаудией Кардинале, Джиной Лоллобриджидой и Орнеллой Мути Стефания Сандрелли, несомненно, занимает самое высокое место на Олимпе не только итальянского, но и европейского экрана.
Она снимается уже несколько десятков лет, сыграла около ста ролей - в психологических драмах, мелодрамах, комедиях, детективах.
Стефания Сандрелли родилась летом 1946 года в приморском городе Виареджо.
Родители отдали ее в коммерческое училище, где она с удовольствием участвовала в любительских спектаклях. Стефания могла часами танцевать и проводить время на пляже. Как и многие девушки из провинции, она мечтала увидеть «большой мир», и поэтому охотно согласилась стать фотомоделью. После победы на местном конкурсе красоты Стефанию пригласили сниматься в кино.
Пятнадцатилетняя актриса не затерялась среди сотен очаровательных статисток, которыми всегда славился итальянский кинематограф. В «Фашистском вожаке» Лючано Сальче ее партнером был Уго Тоньяции (1922-1990). А в сатирической комедии Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» - Марчелло Мастроянии.
Разводы в Италии были в ту пору запрещены законом, и фильм воспринимался необычайно остро. Пожалуй, именно тогда о Стефании заговорили как о восходящей звезде. Она сыграла свою роль с лукавым изяществом молодости. И в финале этого блистательного фильма зрители понимали, что нашла коса на камень: ловелас барон Фефе (М.Мастроянни) отправив на тот свет свою жену и женившись на юной Анджеле, сам становится рогоносцем...
А потом были главные роли в таких известных фильмах, как «Соблазненная и покинутая», «Аморальный», «Альфредо, Альфредо», «Конформист», «Мы так любили друг друга», «Терраса», «XX век», «Очки в золотой оправе», «Надеемся, что будет девочка», «Невеста была прекрасна»...
В XXI веке Стефания Сандрелли играет возрастные роли. При этом актриса не стесняется своего возраста, как и прежде, в первую очередь, полагаясь не на свои внешние данные, а на глубину проникновения в психологию характера, безукоризненную пластику и богатство интонаций голоса.
В комедийной мелодраме «Женщина моей жизни» (2010) ее героиня - бывшая телеведущая Альба - мать двух взрослых сыновей. Актриса играет ее иронично, задорно, эмоционально ярко.
В сериале «Большая семья» (2012) героиня Стефании Сандрелли пытается разыскать своего пропавшего взрослого сына, попутно решая множество проблем…
Теперь Сандрелли соглашается и на относительно небольшие роли («Пуччини», 2009; «Страсть», 2010; «Дополнительный день», 2011 и др.)…
Конечно, о Стефании Сандрелли можно написать не одну сотню страниц убористого текста. Её творчество многогранно, неоднозначно, талантливо.
Киновед Александр Федоров
P.S. А вот как знаток итальянского кинематографа, киновед Георгий Богемский писал о Стефании Сандрелли в 1979 году:
«Сниматься она начала с четырнадцати, а уже в пятнадцать — после «Развода по-итальянски» Пьетро Джерми — к ней пришла если не слава, то известность.
У нее не было ни агрессивной красоты Софии Лорен, ни мягкой женственности Джины Лоллобриджиды, ни экзотического очарования Клаудии Кардинале, но как-то тихо, постепенно именно она стала выразительницей основных черт современной итальянки на экране, самой популярной актрисой среди молодежи, а сегодня она, пожалуй, по праву претендует считаться у себя в стране актрисой № 1.
Ее путь наверх был прост, прям и стремителен — без долгих, мучительных лет ожидания, без унизительных компромиссов, без помощи влиятельного мужа — режиссера или продюсера, как часто случается в западном кинематографе. Она не пользовалась поддержкой мощной реклaмной машины, имя ее не фигурировало в печати как героини громких скандальных историй. Она была простая, такая, как все современная девушка, ничуть не похожая на кинозвезду.
Родилась Стефания в семье среднего достатка в курортном городке Виареджо, училась в коммерческом училище, участвовала в самодеятельных спектаклях. С детства любила возиться с магнитофоном, записывала песенки и сама начала петь. С миром джаза, песни связана вся юность Стефании. Однажды на пляже в Виареджо знакомый фотограф отснял, любуясь девушкой, целую катушку пленки, фото попали в какой-то журнал, одно даже на обложку. Одновременно пришла победа в местном конкурсе красоты. «Потом, когда я начала краситься, и мазаться, и строить из себя роковую женщину, — вспоминает Сандрелли, — меня в 1960 году выбрали мисс Кино».
И уже в следующем году пятнадцатилетняя Стефания снимается в маленьких ролях в нескольких фильмах. Юную актрису приметил известный режиссер, один из зачинателей неореализма, Пьетро Джерми.
Встреча с ним была для Сандрелли решающей. Менялись стандарты женской красоты, полногрудые красотки послевоенных лет отходили в прошлое. Джерми сделал героиней своего сатирического фильма «Развод по-итальянски», положившего начало жанру социальной «комедии по-итальянски», юную хрупкую девушку, чуть ли не подростка.
Партнером ее был знаменитый Марчелло Мастроянни. Что могло привлечь режиссера в Стефании, кроме ее молодости? «Причина того, что Джерми выбрал меня, — скромно говорила тогда Сандрелли, — быть может, в том, что я еще не актриса, еще полностью завишу от ситуаций и не всегда умею управлять своими реакциями». И добавила: «А еще, наверное, потому, что я не выпендриваюсь».
Стефания сыграла свою одногодку Анджелу — и в итальянском кино появился новый женский образ: смесь подростковой неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой апатии с неожиданными вспышками скрытого бурного темперамента. Маленькая Анджела — воспитанница католического колледжа — учится лицемерить, притворяться послушной и примерной. Но в девушке чувствуется сила характера: она не покоряется, не сдается...
Еще полнее непривычные для зрителей черты персонажей Сандрелли раскрылись в следующем фильме Джерми «Соблазненная и покинутая» (1964). Ее Аньезе в отличие от Анджелы — персонаж скорее трагический. Испуганная, немногословная, с беспокойным взглядом. Аньезе — Стефания терроризирована отцом: его тиранические заботы о ее чести способны довести девушку до безумия. А тут еще ее мучительная любовь к соблазнителю Пеппи.
Но Аньезе в исполнении Стефании отнюдь не жалкое, забитое существо. Она бунтует против отцовской тирании, против трусливости. Подлинно народный образ сицилийской девушки Аньезе, жертвы предрассудков и домостроя, занял заметное место в галерее женских образов, созданных итальянским кино. Фильм имел огромный успех во всем мире, а Стефания была удостоена приза Французской киноакадемии и множества итальянских премий.
Важным этапом для актрисы стала роль Адрианы в фильме «Я ее хорошо знал» (1965) Антонио Пьетранджели. Этого режиссера называли маленьким Мопассаном: темой его лент были исследование женской души. Но при всем своем психологизме фильмы Пьетранджели неизменно социальны и злободневны.
Чтобы создать образ Адрианы, режиссеру и самой актрисе надо было действительно хорошо знать жизнь своих современниц — молодых итальянок.
О трагедиях, подобных показанной в фильме, часто пишут итальянские газеты.
Стефания убедительно воплотила на экране образ молоденькой девушки в борьбе за кусок хлеба рано познавшей жизнь, но простодушной и наивной, а вместе с тем честолюбивой и настойчивой, всеми средствами пролагающей себе путь в призрачный мир кино.
Шаг за шагом она рисует жизнь Адрианы: деревенская девушка приезжает в город, работает в парикмахерской, в баре, билетершей в кино, потом манекенщицей, позирует для рекламы и. наконец, приближается к заветной цели — ей обещают роль в фильме. Но за каждый маленький успех надо платить, и она расплачивается своей молодостью и красотой. В круговороте новых знакомств ей некогда задумываться над своей жизнью, и лишь изредка она осознает свое одиночество.
Так однажды под утро, возвратившись домой, она подводит итог всем обидам и разочарованиям, осознает тщету своих усилий пробиться наверх и принимает решение. Она откладывает в сторону паричок, который примеряла перед зеркалом, и шагает в пустоту с балкона — так же естественно и легко, как все делала в жизни...
Это искреннее и горькое произведение было удостоено главной итальянской кинопремии—«Серебряные ленты».
С такой же естественностью, непосредственностью, человечностью Сандрелли создала образ другой своей сверстницы — Маризы в фильме «Аморальный», поставленном в 1967 году ее наставником Пьетро Джерми.
Мариза — провинциальная девушка, самозабвенно полюбившая известного скрипача (его играл Уго Тоньяцци, с которым Стефания не раз еще будет сниматься) и последовавшая за ним в Рим.
Скрипач на редкость любвеобилен: у него и без нее уже две семьи, которые он одинаково нежно любит...
Если образ троеженца сатиричен и гиперболизирован, то образ Маризы трогателен и вполне реалистичен. Она яркая индивидуальность, человек бескомпромиссный и самостоятельный, решительный и серьезный. Это поистине удивительная девушка, обладающая большой зрелостью чувств. Но характер у Маризы нелегкий: она самолюбива до болезненности, замкнута, упряма, она не желает мириться с парадоксальной ситуацией.
Вот эти четыре роли и упрочили положение Стефании на переменчивом небосклоне итальянского кино, сделали ее звездой первой величины, привлекли к ней постоянное внимание и зрителей и печати.
В статьях о ней обычно подчеркивалось, что Сандрелли не интеллектуалка, не слишком-то образованна, вкусы её не идут дальше легкой музыки.
На этом основании некоторые считали ее поверхностной, чуть ли не простушкой. Но Стефания всегда была далеко не так проста, как могло показаться. Ее сдержанность, нелюбовь к рекламе, к интервью отнюдь не свидетельствовали о равнодушии к окружающему.
Недаром среди ее фильмов, пожалуй, нет и не было ни одного, которого она могла бы потом стыдиться: она всегда стремилась работать со значительными режиссерами и партнерами.
Но не все повороты ее жизненного пути неизменно были усыпаны розами. Стефания находила мужество отказываться от фильмов, сценариев, которые ей не нравились, от штампованных ролей «диких южанок» — вариации Аньезе из «Соблазненной и покинутой» (это даже привело к конфликту с фирмой Видес, обвинившей ее в невыполнении контракта).
Она находит мужество одна, без мужа, растить двух детей (старшей, Аманде, уже 14 лет, а младшему, Вито,— 6).
Пишущие о Сандрелли легко впадают в соблазн уподобить актрису ее персонажам. Такие попытки Стефания встречает с улыбкой: «Вот уж нет, никакая я не соблазненная и не покинутая!»— смеется она.
Если уж говорить о внутренней близости актрисы к ее героиням, то это близость по возрасту, по мироощущению нынешнего поколения. Быть может, ближе всего походит на Стефанию ее Мариза— гордая, лишенная предрассудков и иллюзий, умеющая постоять за свои чувства.
Впоследствии в даровании Стефании Сандрелли открылись новые грани — проявился несомненный сатирический талант.
Точными и едкими сатирическими чертами наделен образ Джулии в антифашистском фильме Бернардо Бертолуччи «Конформист» (1970). Она ограниченная, чувственная, жадная буржуазка, вполне достойная подруга одного из героев фильма — фашистского прихвостня, предателя Марчелло Клеричи (его играл Жан-Луи Трентиньян).
Откровенно комедийный характер носит образ истерички-новобрачной, созданный Сандрелли в фильме Джерми «Альфредо, Альфредо...» (1972), вновь высмеивающем лицемерие буржуазного брака.
Но всё же зрителю, пожалуй, больше полюбились героини Стефании — простые девушки из народа, решительные, умеющие постоять за себя способные на глубокое чувство.
Такие, как работница Кармела из фильма Луиджи Коменчини «Преступление во имя любви» (1974) или Лючана — девушка из Рима, может, чуть легкомысленная, но всегда честная и искренняя, за поворотами судьбы которой мы с таким интересом следили в лирической комедии Этторе Сколы «Мы так любили друг друга (1975).
Образы героинь Стефании Сандрелли не статичны: с годами они словно пробуждаются к активной жизни, обретают самосознание.
Вероятно, это отражает процесс внутреннего созревания самой актрисы. Впервые ее активная, бунтующая героиня появилась в ныне уже далеком 1968 году — в итало- болгарском фильме режиссера Карло Лидзани «Возлюбленная Граминьи», где она играла вместе с Джаном-Мария Волонте.
На вопрос, почему он выбрал на роль подруги отчаянного бунтаря-одиночки, защитника крестьян Граминьи именно Стефанию, режиссер отвечал: «Потому, что, кроме всех других достоинств, хрупкая Сандрелли излучает смелость и самоотверженность в любви, которые так необходимы для создаваемого ею образа.
Наверно, этим же руководствовался и Бернардо Бертолуччи, когда пригласил Стефанию на роль Аниты — юной социалистки, учительницы рабочих в своей эпопее «Двадцатый век» (1976). Яркий и самобытный образ Аниты — один из немногих образов женщины —сознательного борца за преобразование мира, созданных западным кинематографом, и он, несомненно войдет в историю итальянского кино.
В длинном списке фильмов Стефании есть, конечно, и чисто развлекательные, так называемые коммерческие ленты — несколько детективов, любовные мелодрамы.
Это главным образом французские картины, например, «Полиция—Питон-357».
Но справедливости ради надо признать, что и здесь Стефания старалась выбирать режиссеров посерьезней и партнеров получше — в их числе мы встречаем Жан-Луи Трентиньяна, Ива Монтана, Шарля Азнавура.
И недавно Стефания снялась во французском фильме «Плавайте!», который поставил Трентиньян, исполнивший и главную мужскую роль.
Каждая встреча со Стефанией Сандрелли на экране интересна, но особенно хочется вновь увидеть ее в образе итальянской современницы — простой женщины с непростым характером и непростой судьбой. Ведь именно в таких ролях мы когда-то и полюбили Стефанию» (Богемский Г. Стефания Сандрелли // Советский экран. 1979. 22: 16-17).
А вот более ранняя статья того же киноведа Г. Богемского:
Стефания Сандрелли
«Стефания Сандрелли не обладает самоуверенной, агрессивной красотой Софии Лорен, мягкой женственностью Джины Лоллобриджиды, экзотическим очарованием Клаудии Кардинале»
«…очертить ее творческий профиль — задача не из легких: все еще может перемениться, актриса сможет раскрыть совершенно иные, новые для нас стороны своего таланта. А то, что она очень талантлива, — вне всякого сомнения.
Стефания Сандрелли не обладает самоуверенной, агрессивной красотой Софии Лорен, мягкой женственностью Джины Лоллобриджиды, экзотическим очарованием Клаудии Кардинале.
Но… она уже почти столь же широко популярна в Италии, как эти прославленные кинозвезды, причем известность пришла к ней без долгих, мучительных лет ожидания. Ее путь наверх был стремителен, о мере же славы свидетельствует то, что в Италии Стефания Сандрелли — для всех уже просто С. С.
Благодаря чему Стефании, в которой еще так много угловатости и робости подростка, удалось стать одной из самых ярких молодых актрис итальянского кино, конкуренткой № 1 своих куда более опытных и, быть может, более красивых сестер по экрану?
Тем более что она не пользуется ни чрезмерной помощью продюсеров, ни поддержкой мощной рекламной машины, ее имя и фото не фигурируют в газетах и иллюстрированных журналах как героини каких-либо сентиментальных или скандальных историй...
Родилась Стефания 5 июня 1946 года в семье среднего достатка в приморском курортном городке Виареджо в Тоскане. Учась в гимназии, участвовала в самодеятельных спектаклях, которые ставили руководившие драматическим кружком католические монахини. С детства Стефания любила возиться с магнитофоном, записывала на пленку песенки и незаметно начала петь сама. К декламации и пению затем добавились танцы.
«Потом, когда я начала краситься, и мазаться, и строить из себя роковую женщину, — рассказывает сама актриса, — меня в 1960 году выбрали Мисс Кино... Да, да, у меня есть лента, на которой написано «Мисс Кино»...
Победившая на этом конкурсе красоты и фотогеничности четырнадцатилетняя Стефания была замечена, ее фотографию поместили на обложке одного иллюстрированного журнала, и это открыло ей путь в кинематограф.
Уже в следующем, 1961 году Стефания снялась в крошечной роли в фильме «Ночная молодежь» (режиссер М. Секуи). Теперь актриса настойчиво повторяет, что абсолютно ничего не помнит об этой картине, кроме того, что постановщик, вероятно, желая подбодрить девчонку, похвалил ее: «Ты — молодец», а она, возгордившись, ответила: «Ничего удивительного, у меня, знаете ли, есть опыт».
В том же году Стефания снялась в более значительном фильме — «Фашистский вожак», поставленном Лючано Сальче. В этой антифашистской по своему духу ленте Сандрелли играла вторую по значению женскую роль (Лиза) и впервые снималась вместе с таким известным актером, как Уго Тоньяцци, с которым впоследствии она не раз еще встретится на съемочной площадке.
Именно в этом фильме юную актрису заметил Пьетро Джерми. Один из зачинателей неореализма, он по-прежнему сохранял верность социальной теме. Характерным свойством его таланта всегда был дар находить молодых исполнителей — достаточно назвать Сильвию Кошину, ставшую после «Машиниста» одной из популярнейших итальянских актрис.
Для Стефании Сандрелли встреча с Джерми тоже стала решающей. Он не только широко распахнул перед молодой девушкой чуть было приоткрывшуюся дверь в искусство, но сделал из нее настоящую актрису. Что могло привлечь режиссера в Стефании, кроме ее молодости?
«Причина того, что Джерми выбрал меня, — говорила на этот раз с достаточной самокритичностью Стефания, — быть может, в том, что я еще не актриса, еще полностью завишу от ситуаций и не всегда умею управлять своими реакциями». А затем, уже без ложной скромности, переходя на язык своих сверстников, добавляла: «Он выбрал меня, наверное, и потому, что я не выпендриваюсь».
Джерми пригласил Стефанию играть в своем новом фильме «Развод по-итальянски». Это был фильм новый во всех отношениях. Он знаменовал начало для Италии жанра острой социально-этической сатиры, или, вернее, трагикомедии; он был новым для самого Джерми, никогда ранее не ставившего подобного рода фильмов; он был новым и для исполнителя главной роли Марчелло Мастроянни, создавшего вполне гротесковый образ. Фильм, как известно, имел общественное звучание — он явился вкладом в борьбу итальянской общественности против средневекового законодательства, отсталых нравов, вековых предрассудков.
В этом большом фильме большого режиссера, в котором играл большой актер, шестнадцатилетняя Стефания получила роль своей одногодки Анджелы. В итальянском кино появился новый персонаж, обладающий довольно необычными чертами — смесью юношеской неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой апатии с неожиданными вспышками бурного темперамента. Маленькая Анджела, задавленная сицилийским домостроем, учится лицемерить, притворяясь послушной дочерью и примерной воспитанницей католического колледжа...
Вспомним, как эта притворщица, потупив глаза, идет в сопровождении служанки в церковь, как она собирает цветочки на празднике непорочного зачатия, как шагает под надзором монахини по набережной в Катании, когда вдруг встречает своего возлюбленного. Вялая, вся странно опушенная, она зажигается, на лице ее чередуются восторг и отчаяние, глаза полны слез, в них и тоска одиночества и стремление излить душу. Анджела сразу же понимает нехитрую игру Фефе, выдающего себя за дядюшку, и ловко разыгрывает сцену встречи с горячо любимым родственником. А потом, сразу же погасив в себе все чувства, как пай-девочка возвращается в пары и даже не глядит вслед Фефе, уходящему с прощальным: «Слава Иисусу Христу...».
В ней угадывается бурный темперамент и неожиданная в девушке-подростке сила характера. Она не сдается, не покоряется, несмотря на побои и унижения. Она не побоится при всех, на городской площади подойти к Фефе и вытереть своим платком щеку возлюбленного, которому плюнули в лицо; не побоится кинуться к нему навстречу но перроне, когда, отбыв недолгое наказание за убийство жены, он благополучно возвращается в родной городок, чтобы жениться на Анджеле. А то, что Фефе жалок и не заслуживает ее любви, маленькая Анджела прекрасно понимает. Быть может, не она — жертва его сластолюбия, а он — жертва этой притворяю- щейся тихоней, не по годам взрослой девицы, которая жаждала вырваться из-под отцовского крова... Вспомним финал фильма: получив независимость и богатого мужа с домом и яхтой, юная супруга, нежась в объятиях Фефе, незаметно делает авансы стоящему за рулем молодому матросу...
Но, конечно, гораздо полнее непривычные зрителю черты персонажей, воплощаемых Сандрелли, смогли раскрыться в следующем фильме Джерми — «Соблазненная и покинутая» (1964).
Аньезе куда трагичнее Анджелы. Испуганная, немногословная, с беспокойством во взгляде, Аньезе — Стефания терроризована отцом; его тиранические заботы о ее чести и браке способны довести девушку до болезни, до безумия. А тут еще ее любовь к соблазнителю Пеппино, от которой она лишилась покоя, аппетита и вся иссохла...
Анджела давала обеты, которые не в силах была сдержать; более набожная и более простодушная Аньезе исповедуется священнику: «Отец мой, мне так стыдно... Я сама себе противна!.. Что мне делать?!.» И налагает на себя епитемью: чтобы по- бороть плоть, бедняжка кладет под простыню камни и шепчет по ночам молитвы. Она сама себя уверяет: «...ты должна крепиться, если ты от негобежишь, значит, ты его боишься, значит, в тебя вселился дьявол!..».
Но Аньезе в исполнении Стефании отнюдь не жалкое, забитое существо. В душе она бунтует против домостроя, против власти отца, трусливости Пеппино. И ее протест то и дело прорывается наружу вспышками вспыльчивости: охваченная мстительной ревностью, она шпилькой выкалывает глаза фотографии Пеппино, шепча при этом страшные, идущие из тьмы веков проклятия-заклинания.
Сандрелли прекрасно передает сложнейшую гамму противоречивых чувств, которые Аньезе испытывает к Пеппино, — она и любит его и вместе с тем презирает за благоразумную трусость. Чтобы не выдать любимого, она сначала выдумывает, что ее обесчестил карабинер, стойко выносит побои, заточение в чулане, куда ее запер отец. Но когда Пеппино инсценирует похищение, Аньезе не желает подчиняться — все в силах стерпеть сицилианка Аньезе, но только не подлость возлюбленного.
И, наконец, — кульминация: сцена бреда, в которой перед глазами мечущейся в бреду Аньезе проходит кошмарный шутовской хоровод всех ее гонителей.
Образ Аньезе, простой сицилийской девушки, жертвы предрассудков и домостроя, — занял важное место в галерее женских образов, созданных итальянским прогрессивным кино. Этот подлинно народный образ создать Стефании было тем труднее, что сама она выросла куда в более современной среде — в оживленном морском курортном городке в Тоскане, а не на отсталом Юге.
— Как вы понимаете образ Аньезе? — спрашивали Стефанию после съемок.
— В этом фильме — все жертвы, — отвечала она. — Мне кажется, что единственный персонаж, который не является «чудовищем» в том смысле, какой этому придает Джерми, — это именно Аньезе. Да, конечно, Аньезе, потому что она моложе всех, она еще не впитала в себя образ мышления, традиционный для ее родного острова... Я с нежностью вспоминаю Аньезе — она, бедняжка, такая искрен- няя, хотя и раба традиций и немножко истеричная...
— Аньезе в чем-нибудь похожа на вас?
— Не знаю, пожалуй, нет. Быть может, нас сближает то, что я всего на полтора года старше Аньезе и, конечно, иногда веду себя так же, как и она...
Фильм имел огромный успех во всем мире, а Стефания была удостоена приза Французской киноакадемии и нескольких итальянских премий.
Через год, в 1965 году Стефанию пригласил сниматься в главной роли в фильме «Я ее хорошо знал» режиссер Антонио Пьетранджели. Этого недавно трагически погибшего во время съемок режиссера его друзья называли «маленьким Мопассаном»: темой всех его фильмов было исследование души женщины. Однако при всем своем психологизме фильмы Пьетранджели неизменно носили социальную окраску и затрагивали актуальные проблемы и ситуации итальянской жизни. Чтобы создать образ Адрианы, героини картины «Я ее хорошо знал», постановщику надо было действительно хорошо знать жизнь своих молодых современниц. Образ Адрианы взят из реальности, о подобных трагедиях очень часто пишут итальянские газеты. Стефания сумела воплотить персонаж молоденькой девушки, слишком рано в борьбе за кусок хлеба узнавшей жизнь, но простодушной и наивной, а вместе с тем честолюбивой и настойчивой, всеми средствами пролагающей себе путь в призрачный мир кино и гибнущей в столкновении с жестокой действительностью. Адриана так же, как и Аньезе, — жертва несправедливости и безжалостности общества. Под внешним легкомыслием и развлекательностью сюжета и ситуаций в фильме таятся глубокие социальные и нравственные мотивы.
Таких Адриан в Италии — да и не только там — множество. Казалось, ничто в существовании этой двадцатилетней девушки не предвещает трагедии: все так просто и обыденно, чаще даже весело, чем грустно. И вдруг — самоубийство. Но Стефания Сандрелли, передавая тончайшие нюансы поведения и психологии своей героини, показывает нам, что этот неожиданный конец — как это ни печально — закономерен и логичен. Цена жизни — вот та непомерно дорогая цена, которую заплатит Адриана за свое легкомыслие.
Шаг за шагом Сандрелли рисует нам жизнь Адрианы: эта девушка из деревни работает в парикмахерской, в баре, билетершей в кино, потом манекенщицей, позирует для фоторекламы и, наконец, приближается к заветной цели — к порогу чудесного мира кино.
Но за каждый маленький успех надо платить, и она расплачивается своей молодостью и красотой. В этой постоянной борьбе — уже не только за кусок хлеба, но и за новые туфли, за еще один модный паричок, — в круговороте легких знакомств и новых танцев ей некогда задумываться над своей жизнью. Лишь изредка ей становится одиноко — это происходит чаще всего на пути домой или в ее крошечной квартирке — и тогда она или нянчит ребенка соседки, или болтает с незнакомым боксером, с парнем из гаража — такими же простыми и бесхитростными, какой, по существу, остается и она.
У Адрианы нет ничего в жизни, кроме любимых пластинок, под мелодии которых проходят все ее дни и ночи. И когда она, однажды под утро возвратившись домой, впервые задумывается над своей жизнью, подводит итог всем обидам и разочарованиям, осознает всю тщету усилий пробиться «наверх», этого оказывается достаточно, чтобы она приняла решение. Она шагает в пустоту с балкона так же естественно и легко, как делала все в своей жизни.
За этой безыскусственной историей — глубина социальной перспективы. Фильм ставит волнующую всех проблему — как жить молодым. И не удивительно, что это искреннее и горькое произведение, таящее под легкомысленным покровом джазовых мелодий тревогу и предупреждение, было удостоено главной итальянской кинопремии «Серебряные ленты» за 1966 год.
С такой же естественностью, непосредственностью и человечностью Стефания в следующем своем значительном фильме создает образ другой представительницы своего поколения — Маризы. Фильм назывался «Аморальный» и поставил его Пьетро Джерми — актриса вновь вернулась к своему учителю.
Мариза — провинциальная девушка, самозабвенно полюбившая известного скрипача и последовавшая за ним в Рим. Скрипач этот (играет его Уго Тоньяцци) — на редкость любвеобилен: у него две жены, две семьи, которые он одинаково нежно любит, любви его хватает и на юную Маризу и ребенка, который у них рождается.
Если образ героя фильма — противника разводов (развод этому троеженцу просто не нужен) сатиричен и гиперболизирован, то созданный Стефанией образ Маризы трогателен и вполне реален. В нем много и от Аньезе и от Адрианы.
У этой очень молоденькой девушки с выразительным, нервным личиком тоже яркая индивидуальность. Главная черта ее — самостоятельность и бескомпромиссность. 0,на не хо- чет ни в чем ни от кого зависеть, не хочет, последовав зову сердца, делить с кем-либо любимого человека. Она откровенна, прямодушна, иногда вплоть до резкости. А еще Маризу отличают серьезность и решительность. В ее самозабвенной любви нет ничего от легкомыслия Адрианы. И Серджо — так зовут скрипача — не устает восхищаться Маризой, смелостью и силой ее порывов. Это поистине удивительная девушка, в которой детская порывистость и своенравность сочетаются со зрелостью чувства. Но характер у Маризы трудный: она болезненно самолюбива, замкнута, упряма, очень ревнива, порой бывает злой и не желает сдерживать своей ярости. Из всех трех жен Мариза одна не желает мириться с парадоксальной ситуацией: она слишком молода и честна, чтобы соглашаться на подобные ухищрения.
В конце 1968 года Сандрелли уехала сниматься в Болгарию в фильме итало-болгарского производства «Любовница Граминьи», который ставит Карло Лидзани.
Это экранизация новеллы итальянского писателя прошлого века Джованни Верги — романтическое повествование о смелом бунтаре — защитнике крестьян Граминьи и его верной подруге.
«Эта моя роль весьма отличается от всех предыдущих, — говорит Стефания. — Я покажу на экране сицилианку, которая, несмотря на ужасающе тяжелую жизнь, остается нежной, не растрачивает лучших качеств простой деревенской девушки».
А Лидзани на вопрос, почему он выбрал на центральную женскую роль Стефанию, отвечает: «Потому, что кроме всех других достоинств хрупкая Сандрелли излучает смелость и самоотверженность в любви, которые так необходимы для создаваемого ею образа».
Стефания снималась и в нескольких других фильмах, обычно играя своих юных современниц, девушек, взятых из повседневной жизни. Но пока что главными вехами на ее еще коротком артистическом пути остаются Анджела, Аньезе, Адриана и Мариза — четыре ярких образа простых итальянских девушек, воплощая которые взрослела вместе со своими героинями сама актриса, обогащалась и творчески и нравственно» (Богемский, 1970: 168-185).
Богемский Г. Стефания Сандрелли // Актеры зарубежного кино. Вып. 5. М.: Искусство, 1970. С. 168-185).