Найти тему

"По Фрейду" - правда двух профессоров

Сколько можно смотреть бессмысленную и беспощадную движуху на экране? Вчера я попала на совершенно другой фильм. Это было здорово.

Само имя доктора Фрейда у некоторых вызывает нездоровую ажитацию - а, это где "давайте все перет..." Про интим, короче. Ребята, если вы думаете так, то вам сюда не надо. Само имя Энтони Хопкинса, который его играет, однозначно означает, что фильм стоит смотреть, что бы там ни было написано в аннотации. Само имя Клайва Льюиса добило меня окончательно, когда я выбирала, что смотреть свободным вечером среды, когда везде распродажи на билеты.

Было это на самом деле? "Могло бы быть" (Эйдельман - о событиях "Звезды пленительного счастья"). Англия, сентябрь 1939 года. Только что началась "странная война". "А мы думали, что спаслись, уехав из Австрии". В Лондоне умирает от рака страдающий, эгоистичный, циничный, озлобленный на само устройство мироздания австрийский еврей Зигмунд Фрейд, мировая знаменитость, сумевший выехать с женой и дочерью год назад. К нему приезжает побеседовать "какой-то профессор из Оксфорда" (исторический факт). Мог им быть Льюис? Мог, почему нет. Собственно, 50 на 50 - или это был он, или нет. У Льюиса тяжелый ПТСР после Первой мировой и тоже все сложно в личной жизни. "У всех всегда все сложно, у людей просто не бывает".

О чем беседуют? Вы удивитесь - о боге. Всеблаг он или всемогущ? Если да, то почему позволяет происходить вот этому вот всему? (Вопрос на все времена, правда?) Существует ли он вообще? Оба в бога не верят, оба на него сердиты за то, что жизнь складывается так, как она складывается. Но оба убеждают друг друга в том, что бог есть, и это важно, ко злу или ко благу. "Ну и что бы на это сказали эти ваши инклинги"?

И Толкиен появляется, всего на пару минут - и тут с головой накрывают уже личные воспоминания о молодости, когда "да, читал" считалось однозначным маркером "своего", и этого было достаточно. А теперь ты даже боишься узнать, сколько тех своих своими остались после вот этого вот всего. "Это мы, люди - голод чума и смерть. Это мы - Апокалипсис".

Вообще странно, что у нас это показывают - настолько попадает в настроение. "Извините, тревога была ложная, бомбежка отменяется". Жизнь так коротка и полна перспектив, что до невероятного обидно тратить ее на разборки и страдания, но мы делаем это. "Люди, а не бог, создали тюрьмы, и рабство, и бомбы".

Что-то еще происходит в фильме? Да практически ничего, только разговор двух джентльменов. Ну небольшие флэшбеки для полноты картины и ощущения. И впечатление получается сильное. И ты понимаешь, что соглашаешься с обоими, что само по себе парадокс, конечно, потмоу что они удбеждают друг друга в противоположном. Очень жалко Фрейда, у которого уже ничего впереди нет, и в то же время - ну, мужик, ты сам выбрал свой путь. Очень хочется увидеть, что же приведет Льюиса к "Нарнии" (спойлер - этого не будет, в смысле, не покажут). "Смерть несправедлива, как и жизнь. От ошибки к ошибке - вот настоящий путь к истине".

Главные герои - да вообще все герои, честно говоря, - играют великолепно. Замечательно показан предвоенный Лондон. Много поводов самой себе позадавать важные вопросы. Старею, наверное... Много поводов дочитать Фрейда - я вообще очень мало чего о нем знаю, и давно умного не читала. Пора догонять - я и так многое в этой жизни не успею уже. "Все мы трусы перед лицом смерти". Я тоже.

Такое вот кино. Хороший повод убедиться, что еще можешь воспринимать не только бессмысленную и беспощадную движуху на экране, несмотря на всю свою деградацию.