Найти тему
Navygaming Channel

Открыть крышки шахт во льду не просто /Часть 2. Дифферент на корму - залог успеха!

Окончание....

Итак, в прошлый раз мы оставили РПКСН проекта 667Б К-457 (командир - В.Е.Ефимов, старший на борту - В.Б.Яровенко) в полынье, после всплытия, когда ракетоносец проломив лед толщино1 1,8 м всплыл где-то около Земли Франца- Иосифа. Пока ученые с ААНИИ занимались изучением свойств льда, у экипажа была другая задачу, поважнее - требовалось очистить ракетную палубу.

Советский РПКСН проекта 667Б
Советский РПКСН проекта 667Б

Как вспоминает В.Овечкин, расчистку ракетной палубы ото льда производили около шести часов, причем члены комиссии также присоединились к расчищавшим палубу членам экипажа. Вскоре удалось очистить большую часть палубы, но самую боль­шую льдину так и не смогли расколоть и сбросить: она была шире палубы с обоих бортов. Ее кололи, ломали даже пытались пилить бензопилой типа «Дружба», которую брали с собой работники ААНИИ (напомним, это Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт). Всех поразила прочность этой ледовой пластины, ее тщательно "исследовали" (с помощью лома, который с размаху пытались воткнуть в разлом льдины сверху донизу).

Для справки: Как оказалось, верхний слой льдины оказался мягким, как плотный снег, как и нижний слой, ранее находившийся в воде (причем нижний слой был толще). Но зато в средней части лед был прозрачным как стекло и голубым, и лом от него просто отскакивал. Таким образом, выяснилось, что прочностная характеристика льдины не может иметь вид прямой линии, она гораздо сложнее. И это можно было считать ошибкой, которая вошла во многие таблицы, с помощью которых рассчитывали ширину концентра­тора усилий для разламывания льда.

По окончании тяжелой работы решили немного "разрядиться" - сотрудники ААНИИ предложили организовать на льдине футбольную встречу экипажа с членами комиссии. Так что побегали по льду, погоняли мячик, интересно, что в конце игры мяч просто лопнул, но победила, как всегда, дружба. Сделали на льдине фото "на память" всем коллективом, загрузились в лодку, заняли свои места, продолжили испытания.

К-457 вспылала в первый раз
К-457 вспылала в первый раз

На удивление, погружение оказалось довольно сложной операцией. После закрытия рубочного люка на ракетоносце заполнили сред­нюю группу ЦГБ, затем носовую. С заполненной ЦБП лодка стала медленно погружаться. На теле­экране системы теленаблюдения было видно смещение погружающейся лодки в сторону от полыньи, в которой она стояла до погружения. По достижении безопасной (по инструкции) глубины 50 м продули ЦБП и тут лодка стала (неожиданно!) всплывать, но уже в стороне от пробитой ранее полыньи. Для прекращения всплы­тия требовалось вновь заполнить ЦБП, но сделать это невозможно из-за конструкции системы ее вентиля­ции. Если читатели помнят, мы уже как то обсуждали этот вопрос - нужно быстро залезать в трюм 3-го отсека, искать трубу вентиляции (диаметром в 130 мм) и вручную на корточках открывать большой круглый вентиль и слушать шум стравливаемого из ЦБП в отсек воздуха. И только после снятия давления из ЦБП открывать ее кингстоны. Это не очень быстро, и тогда это сказалось.

Лодка всплывала быстрее, остановить ее ничем не смогли и она стукнулась о сплошной лед ограждением рубки. Всплытие прекратилось, но по инерции кормовая оконечность продолжала всплывать поворачи­ваясь вокруг точки приледнения ограждением рубки, пока не ударилась об лед вертикальным стабилизато­ром. Лодку пытались заставить погружаться, принимая воду в доступные цистерны и манипулируя дифферентными цистернами. Но получалось плохо: подлодка дифферентуясь то на нос, то на корму, ударя­лась об лед. В конце концов, погружение удалось осуществить, принимая воду в уравнительную.

К-457 после первого всплытия
К-457 после первого всплытия

После погружения успокоились и разобрались, что дело в том, что при всплытии выше 60-50 м подо льдом идет распресненный слой воды, где лодка оказывается тяжелее, поэтому в этой зоне или автомат без хода или из уравнительной постоянно откачивали воду за борт, то есть лодку постоянно облегчали. К сожалению, перед погружением ее в прежнее состояние не вернули, поэтому погрузив ее с помощью заполненной ЦБП до слоя скачка плотности, после продувания ЦБП лодка вновь стала легкой и слой скачка ее как бы отбросил вверх, где легкая лодка стала быстро всплывать, пока ее не придержал лед. Этот опыт оказался полезным для наставлений в последующих инструкциях, что перед погружением следует восстановить то состояние дифферентовки по плавучести, которое было перед всплытием с глубины более 60 м. И только потом начинать погружение с помощью ЦБП, ЦС и так далее. Вот в таких условиях и на таких "граблях" был получен первый опыт всплытия с проламыванием льда и последующим погружением, а затем стали проделывать этот эксперимент неоднократно - всего, по воспоминаниям В.Овечкина - около 12 раз...

Дополнение: среди наших читателей есть участник именно этого похода. Надеюсь, он оценит правдивость данных событий и поделится подробностями.

На втором всплытии старший от "Рубина" А.А.Исаев (зам.главного конструктора), конечно по согласованию с командиром лодки и старшим на борту, велел нашему "киношнику" заснять процесс всплытия со льда. Для этой цели нашли место, пробили лед ограждением рубки и высадили кинооператора с аппаратом на лед. Вместе с ним высадили офицера с автоматом и продуктами (на всякий случай), и наказали им следить за поверхностью льда и быть готовы­ми к съемке. После этого лодка погрузилась, совершила поворот коордонат и вернулась в ту же точку. Это был разворот высшего класса: подлодку уви­дели всплывающей примерно через 1,5 ч всего в 150 м от места первой высадки на лед! Штурман оказался "на высоте"! Киношник успел все заснять - картина получилась эпичная. Любопытно, что американцы в своих воспоминаниях описали такой же случай, но искали они свою "ледовую группу" около суток.

Как пишет Овечкин: "...Дальше всплытия повторялись в соответствии с программой испытаний. Наблюдение за льдом выполнялось в основном с помощью штатных телекамер (в носу, в корме и в ог­раждении рубки рядом с перископом). Толщина льда оценивалась с помощью эхоледомера «Север». Раз­водья искались с помощью НОР - навигационного обнаружителя разводий и НОК - навигационного обнаружителя кругового. Каждое очередное всплытие производилось по отработанной методике, то есть на стабилизаторе без хода, путем введения поправок по глубине и с дифферентом на корму 5° (хотя иногда он увеличивался и до 10°)".

Было замечено, что после приледнения для дальнейшего всплытия с проламыванием льда оказалось очень полезным начинать всплытие с полного продувания ЦБП, а затем уже ЦГБ (вначале носовой, а затем средней группы и без продувания кормовой). Во всех случаях зафиксировали, что вокруг опущенных рубочных рулей была образована полынья радиусом около 20 м, даже в толстом льду (2-2,5 м). Это было результатом действия мощной воздушной струи, выходящей из кингстонов ЦБП (если продувание продолжалось). В этом случае воздух, выходящий через кингстоны, поднимался ко льду массой увеличивающихся и в объеме и в диаметре свободно всплывающих пузырей, которые увлекали за собой окру­жающуюся воду. Высота этого мощного потока двухфазной среды от кингстона до льда была от 17 до 9 м. По инерции этот поток вылетал из воды в виде фонтана высотой столба 2-3 м. Кроме того, этот фонтан создавал поток воды на поверхности и разгонял разломанный лед.

В ходе этих повторных всплытий и погружений окончательно убедились, что разрушению палубой подлодки льда с большими толщинами способствовало создание дифферента на корму. Это обеспечивало концентрацию усилий на меньшей площади (в точке или на узкой полосе, как разрезание листа ножом с наклоном). Если же дифферента не будет, то усилие распределяется по большей длине льдины (по большей площади), соответственно будет меньшее удельное давление на единицу площади. Это проявилось один раз, когда лодка оказалась на ровном киле в приледненном положении. После отработанного продувания ЦГБ под точкой приледнения, разрушения льда не произошло. Ждали долго, но без изменений, больше цистерн не дули. Стали создавать дифферент на корму и только когда дифферент стал заметен, послышался звук разрушаемого льда и стало видно подвсплытие лодки. Сказалась концентрация усилий в точке.

Оставался еще один важный вопрос - возможность быстрой очистки ракетной палубы ото льда. Так как именно от этого зависела способность лодки открыть крышки ракетных шахт. Задумались над вопросом, а смогут ли крышки сами поднять лед и сбросить его за борт! Но гидравлика оказалась слабой для этой цели. Для об­легчения этой задачи обкалывали лед вокруг одной крышки и пытались ее открыть со льдом толщиной около 0,5 м.

Крышка пошла, члены комиссии стояли вокруг и смотрели. Между тем в этой шахте находился грузовой макет и ему было не страшно, что в шахту посыпался окружающий лед (а он именно туда и посыпался), причем куски размером больше 1 м. Был сделан вывод, что если бы в шахте находилась ракета комплекса Д-9, то ее астрокупол был бы разбит льдом. Все это было сфотографировано - было решено, что так делать небезопасно.

Овечкин вспоминал: "...Заинтересованные в очистке палубы члены комиссии после одного из всплытий во льду толщиной чуть больше 1 м стояли на этом льду посередине ракетной палубы и спорили, как же удалить все куски льда с па­лубы, ведь палуба, поднимаясь изо льда с наклоном в корму, постепенно отламывала кусок за куском от целой льдины и эти куски друг за другом укладывались на палубе. Споры членов комиссии, находящихся на палубе, относительно удаления этих кусков разрешил руководитель похода В.Б.Яровенко. Он предложил желающим сойти на лед рядом с подлодкой и смотреть на последующее погружение и всплытие со льда. Это оказалось очень здорово!" И как оказалось - очень продуктивно.


Человек семь (от «Рубина», ЦНИИ им.Крылова, ЦНИИ ВМФ) остались наблюдать со льда, сотрудники ААНИИ остались в лодке (видимо на в этом вопросе их лед не интересовал). Личный состав задраился, ракетоносец стал погружаться. Открыли клапаны вентиляции ЦГБ, наверху появились столбы тумана с гудением.

Группа исследователей, наблюдавшая за погружением и повторным всплытием К-457
Группа исследователей, наблюдавшая за погружением и повторным всплытием К-457
Овечкин: "...На наших глазах лодка уходила вниз и куски льда укладывались в полынью. Погружение остановилось, когда над водой осталась только верхняя часть ограждений рубки высокой 2-3 м с дифферентом на корму. Судя по объему это около 40-50 куб.м, то есть похоже, что осталась продутой ЦБП и на ней лодка зависла в полынье. На бескрайнем ледяном пространстве осталась только верхняя часть ограждения рубки и на этом фоне мы стали фотографироваться. Перископ не поднимали, потому что на крыше ограждения лежал слой льда, то есть из лодки нас не видели".

Всплытие ракетоносец начал с продувания носовой группы ЦГБ, в результате чего вначале показалась палуба носо­вой оконечности, а затем дули среднюю группу ЦГБ и очень наглядно (со стороны) стало видно, как при постепенном выходе на поверхность вначале носовой части ракетной палубы, куски льда в наклонном потоке воды стали сплавляться в корму, а носовая часть ракетной палубы из воды выходила уже чистая ото льда.

Повторное всплытие К-457
Повторное всплытие К-457

Способ оказался настолько простым и оригинальным, что ученые решили, что это "похоже на изобретение". И после возвращения в Ленинград стали оформлять, как про­цесс очистки палубы ото льда путем повторного погружения и всплытия. Любопытно, что как отмечает В.В.Овечкин, первыми оформлять документы на изобретение стали как раз представители ААНИИ, которые в момент этого эксперимента находились внутри лодки и особо ничего и не фиксировали и наблюдали, )). Бывает и так.

В итоге, такой способ оказался намного эффек­тивнее ручной очистки палубы. В дальнейшем подробное описание этого способа очистки палу­бы вошло в штатную инструкцию по применению ракетного комплекса для подводных лодок проекта 667БДРМ, как и одновременное продувание ЦБП для разгона раздробленного льда.

Кроме того, в ходе этого похода был получен большой опыт нахождения лодки в приледненном положении. Как оказалось, лодка может сутками находиться подо льдом, опираясь одной точкой ограждения рубки о лед, других приспособлений для стоянки не требуется. При этом нет крена, а дифферент будет тот, который создаст механик. Один раз простояли сутки в одной точке, при этом район облетал самолет-разведчик, пытавшийся нас обнаружить. О результатах подводников не информировали, но есть предположение что их и не обнаружили. Зато обнаружили "коллеги" - ниже К-457 ходила подлодка проекта 671РТМ. Оказалось, что снизу ракетоносец прекрасно видно в телевизоре, были даже снимки с телекамеры, где отлично виден силуэт ракетоносца. Как пишет Овечкин: "...В телевизоре лед проплывает по экрану как облака - белые, серые, черные, в зависимости от толщины. Чем толще, тем темнее....".

РПКСН К-500 проекта 667Б
РПКСН К-500 проекта 667Б

По окончании испытаний лодка возвратились в базу в Гремиху, а группа испытателей отправилась на свои "базы" изучать, обобщать, анализировать...

P.S. Кстати заявку на изобретение все же оформили, причем общую, на всех участников и неучастников. Как пишет В.В.Овечкин: "...Теперь у меня есть свидетельство об изобретении неизвестно чего, коллекти­вом в 14 человек, из которых могу назвать только четверых, кто принимал участие в решении этих вопро­сов. Но причем здесь остальные? Сказать не могу. Причем они записаны в первых рядах изобретателей, а мы в последних...."

Ну что же, бывает и так. Главное - лодка вернулась, возможность и способность использоваться ракетное оружие из подо льда были проверены. Осталось использовать наработки...

По материалам воспоминания В.В.Овечкина, лето 1980 года, почти 44 года назад.