В прошлом посте я поделилась мыслями о том, почему Пикассо заметили, и почему к нему пришел такой ошеломительный успех. Урок успеха, который, на мой взгляд, всем нам можно взять на заметку.
Второй же урок пришел мне на ум уже в последних залах музея Пикассо, когда сын (и вправду истина устами младенца!) сказал:
💬Мам, ну что это за мазня? Тут даже вообще неясно, кто это: кошка, собака или крокодил. Слишком широкие мазки, никакой аккуратности. Как это могли повесить в музее?!
💬 Ну как как? Это же Пикассо!
💬🙄🙄
Зашли в зал с коллекцией картин голубей, которые Пикассо писал уже в последние годы жизни.
💬Мама! Ну это даже хуже, чем тот собака/кошка/крокодил❗️
💬Ээээ, ну да, это стиль такой.
💬 Но это же некрасиво!
💬 Красиво - понятие относительное. Тем более, что когда ты УЖЕ АЖ САМ ПИКАССО, ты можешь себе позволить малевать абсолютную мазню, как эти голуби и…их повесят в музее, а стоить они будут миллионы долларов.
💬Миллионы?!😳 За ЭТО?!🙄
💬Да.
💬Но почему?! Они же страшные!
💬Потому что это нарисовал Сам Пикассо.
Помолчали. А я задумалась.
А ведь и правда, эти последние работы - откровенная мазня. Ну если уж совсем честно. И рисунок на стене Барселоны, подаренный Пикассо городу, похож на детские рисунки мелками на асфальте. «Мог бы и получше постараться для города» - сказала я вслух, когда гид по Барселоне восторженно вещал: «А это, вы представляете❗️, рисовал ни кто иной, как САМ ПИКАССО!☝️»
Гид посмотрел на меня ТАК, будто я - отброс общества, случайно попавший на праздник жизни высшего света🙄😆
Типа, как я могла посметь ТАК отозваться о творчестве САМОГО ПИКАССО⁉️Ну а что делать, если не шедевр? Ну не шедевр! Как и голуби (все), и собака/кошка/крокодил😁
И вот, прохаживаясь по последним залам музея Пикассо в Барселоне, я подумала: выйди Пикассо с этими голубями или кошко-собаками-крокодилами на рассвете своей карьеры, вряд ли он был бы причислен к гениям. Но! Уже став признанным гением живописи, он мог позволить себе делать откровенную халтуру. На этом этапе любая закорючка, написанная САМИМ ПИКАССО, стала ценной.
И это, с одной стороны, поучительно, а с другой - грустно. Но таковы правила игры.
В соседнем музее висят искусно выполненные портреты размером во всю стену. Выполненные так, что ты не веришь: неужели это не фотография?! - так тонко прописаны все детали. Но… этот музей пустует, в нем почти никого нет, а я не помню имен художников.
А в залах Пикассо толпы народа. В том числе и в этих залах с кошко-собаками и голубями.
Попав впервые в этот музей Пикассо в Барселоне я была в замешательстве: мне НЕ понравилось в музее моего, как я считала, любимого художника. Я не понимала - почему. «Наверное я ждала, что там больше картин». И только сейчас, вслух пообщавшись с моим 11-летним сыном, до меня дошло, почему мне не зашел музей Пикассо в Барселоне:
В нем собраны только первые его периоды, когда он еще не стал писать в своем фирменном стиле кубизма, и только последние периоды, когда началась мазня. А я полюбила картины Пикассо по работам, которые видела сначала в книгах, а потом в музеях Парижа и гостевых коллекциях, с почти полным собранием синего и розового периода (Ах! Девочка на шаре!🤩) и периода его расцвета в кубизме. А потом… он либо устал, либо я не знаю, что случилось, но всё сломалось.
И именно эта сначала похожесть на все остальных (а я не приверженец классической живописи, я больше люблю импрессионистов), а потом поломка/мазня вот и оставляет такое странное ощущение от музея моего любимого художника в его родном городе.
Но ещё один урок из этого вынесен: сначала надо стать Мастером, а уже потом можно будет позволить себе всё. Всё, чем будут восхищаться все, и только ребенок сможет сказать: «А король-то голый!»