Найти тему
Авиатехник

Краткая история потери американцами 4-х ядерных бомб в Средиземном море в 1966 году. Как это произошло?

В далёком 1966 году над испанским Паломаресом произошла авиакатастрофа, в результате которой были потеряны 4 ядерные бомбы. Случай произошел в тот момент, когда американский стратегический бомбардировщик B-52G, перевозивший ядерное оружие, столкнулся в воздухе с самолетом-заправщиком KC-135 во время процедуры дозаправки. Три выпавшие бомбы были обнаружены на суше почти сразу, однако четвертая была найдена спустя два месяца в море. Всё это время ядерная бомба представляла опасность для местной фауны.

Иллюстрация
Иллюстрация

К слову, данная катастрофа оказала серьезное воздействие на международные отношения, вызвав дипломатический кризис и приведя к приостановке полетов американских бомбардировщиков с ядерным оружием над Европой и Средиземноморьем. Однако эта мера была введена лишь спустя пару лет, после ещё одного инцидента над базой Туле в Гренландии.

День катастрофы

Дозаправка в воздухе
Дозаправка в воздухе

Незадолго до катастрофы бомбардировщик B-52G, принадлежащий 68-му бомбардировочному крылу, находился во время патрулирования над Европой. Несущий на борту четыре термоядерные бомбы, он выполнял маршрут над Атлантическим океаном и Средиземным морем. Судьбоносный момент наступил во время второй дозаправки в воздухе над районом Паломареса, когда бомбардировщик столкнулся с самолетом-заправщиком KC-135A. Причиной столкновения стало неправильное сближение двух воздушных судов, что привело к удару штанги заправщика о фюзеляж бомбардировщика и последующему возгоранию в полёте. Экипаж бомбардировщика потерял левое крыло и начал терять высоту, в это же время огонь распространился по заправочной штанге и, достигнув танкера, вызвал пожар и взрыв последнего.

-3

Четверо членов экипажа KC-135 погибли, так и не сумев покинуть самолёт, а из семи членов экипажа бомбардировщика выжили лишь четверо. Командиру ВС капитану Вендорфу, второму пилоту майору Мессинджеру и штурману капитану Бухману удалось катапультироваться, второй пилот лейтенант Руни, хотя и остался без катапультируемого кресла, сумел покинуть самолёт через аварийный люк, открытый после катапультирования штурмана, тем самым спас себе жизнь. Оператор аппаратуры РЭБ лейтенант Глесснер и бортстрелок техник-сержант Снайдер, чьи рабочие места находились в зоне столкновения с заправщиком, так и не смогли покинуть самолёт, а второй штурман Монтанус успел катапультироваться, но, к сожалению, его парашют не раскрылся. Хотя обломки самолетов и бомб упали на Паломарес, по счастливой случайности никто из местных жителей не пострадал.

В первые минуты после катастрофы, доклад о случившемся дошел до американской военной базы в Торрехоне под Мадридом. Генерал-майор Вильсон, командующий базой, немедленно проинформировал штаб Стратегического командования ВВС в Омахе после подтверждения инцидента с ядерным оружием. Он сразу вылетел на место происшествия вместе с группой реагирования на чрезвычайные ситуации для координации поисково-спасательных и дезактивационных операций. Президент США Линдон Джонсон был уведомлен на следующий день и приказал предпринять все возможные меры для обнаружения упавших бомб.

Поиск бомб, потерянных после катастрофы, начался непосредственно после инцидента, и в течение первых 24 часов были обнаружены три из четырёх упавших боеприпасов. Первая бомба была найдена испанскими жандармами примерно в 16:00 в первый день. Парашютная система сработала, что позволило бомбе сохранить практически целостность. Вторая бомба была обнаружена в 9:30 утра следующего дня вертолётной поисковой группой в районе местного кладбища, а через час ещё одна была найдена наземной группой. Однако в случае двух последних бомб произошла детонация обычного взрывчатого вещества, что привело к их разрушению и радиоактивному заражению территории площадью около 2 км². Несмотря на интенсивные поиски, четвёртая бомба так и не была найдена в те дни. Её нашли на 81-й день начала поисков на глубине почти 800 метров с помощью подводного аппарата "Алвин". Спустя некоторое время бомбу удалось поднять с морского дна.

США за свой счёт провели очистку заражённой местности на земле и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Вскоре после авиакатастрофы над Паломаресом США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным вооружением. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

Друзья! Если вам нравится история авиации, предлагаю ознакомиться со сборными моделями самолётов от фирмы ZVEZDA на Яндекс Маркете! Быстрая и удобная доставка!

«Реклама»
ООО Яндекс, ИНН 7736207543

erid: 5jtCeReNx12oajoe6tudju8

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные статьи! Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram!