Данная статья является продолжением статьи https://dzen.ru/a/ZidOfLmPUiH7uuSX посвященное психологическим причинам ангедонии
Негативный фильтр.
Негативный фильтр - привычка человека воспринимать окружающую его реальность только в негативном ключе. Человек избирательно замечает только то, что его раздражает, а вот то, что по идее его может порадовать, он воспринимает как должное. Соответственно он и не испытывает радости - ведь сложно чему-то радоваться тогда, когда постоянно думаешь только о неудачах.
Хороший пример можно привести с работой - преедставим что человек работает в коллективе из 10 человек. 5 относятся к нему положительно и всегда поддерживают, 4 относятся нейтрально. и есть 1 коллега, который откровенно недолюбливает. Вот все 10 собираются идти на корпоратив. Но человек отказывается, как только узнает, что этот "неприятель" уже согласился идти, и неважно что помимо него там будет еще 8 человек. Вопрос - зачем? Почему бы наоборот, не пойти туда, ориентируясь на то, как было бы весело провести время с восемью товарищами, даже если будет 1 "бука"?
Идея справедливости или гиперответственность
Сейчас эта проблема актуальна как никогда. Как можно радоваться, когда люди вокруг меня страдают? Когда кто-то умирает, идут военные действия и так далее?
Такой подход называется гиперответственностью. Человек начинает чувствовать себя ответственным за чужую ношу страданий, обязанным разделить ее. Безусловно. иногда это действительно так - ведь есть события, которые косвенно затрагивают нас всех. Но тут, опять же, нужно не доводить до маразма - каждый день кто-то умирает, кто-то более раком, попадает в несчастные случаи и так далее. Можно всю жизнь ждать "пока все будут счастливы" и по итогу очнутся дряхлым стариком, не испытав радости ни секунды своей жизни.
В такой ситуации нужно научится определять свою зону контроля. Есть то, на что вы можете повлиять. а есть то, что вне вашего контроля. Вы вряд ли сможете повлиять на исход военного конфликта на другой стороне земного шара - так зачем страдать о того, что вне вашего контроля?
Кроме того, задайте себе вопрос - если радоваться, пока другие страдают, несправедливо, то как тогда должно быть в справедливом мире? Страдают все, и никто не счастлив? Или те, кто страдает, начинает тянутся к счастливым и пускай частично, но становятся счастливыми?
Бывают и такие ситуации, когда человек причиняет другому боль, и потому начинает чувствовать за это вину. Казалось бы, страдать в такой ситуации логично и даже правильно. Но также возникает вопрос - зачем? От чувства вины, да и от страданий в принципе, ситуация не решится. Просто вместо одного страдающего человека будет два.
Если действительно есть вина - нужно предпринять конкретные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и загладить вину. Условно, разбили вазу - подарите новую. Второй плакальщик время назад не повернет. Даже если нет возможности исправить ситуацию - достаточно просто сделать выводы так, чтобы больше никогда не стать виновником такой ситуации.
Страдание как религия
Одна из больших проблем некоторых религиозных течений - то, что они воспевают страдания как норму. Каждый праведник страдал, а значит и ты должен страдать. Без страданий не может быть "правильной" жизни. И так далее.
Кто-то приходит к необходимости страданий сам, как к форме своей жизни. "Я живу пока борюсь с вражинами вокруг". А если врагов нет, то и жить незачем, ведь бороться то не с кем. В итоге человек сам создает себе врагов (или точнее начинает воспринимать всех вокруг как врагов), чтобы "борьба" с ними подстегивала его что-то делать.
Это очень комплексная проблема, и очень индивидуальна. Но в общем, пока "необходимость страданий" будет является ценностным ориентиром - человек сам будет выбирать страдание.
Иллюзия контроля
Если я чего-то хочу. но не получаю, я расстраиваюсь и чувствую горе. А вот если бы я изначально ничего не хотел, то и не расстраивался бы. Вывод - нужно просто ничего не желать, а в идеале всегда изначально ожидать подвоха. Тогда, если подвох реально есть, я буду к нему готов. а если нет - то буду приятно удивлен таким сюрпризом.
При такой логике человек сам выбирает ангедонию как форму самозащиты. И лучшее решение в такой ситуации - принятие. "Да, я могу лишаться ...." Но пока я не лишился...., я буду получать удовольствие.
Страдание - форма удовлетворения потребностей
Есть люди, у которых страдание стало одной из самых простых форм удовлетворения потребностей. Обычно такая модель поведения происходит из детства - когда родители выражали свою любовь к ребенку только тогда. когда они страдали (болели, рыдали, сильно переживали и так далее.) К подростковому возрасту у человека уже есть некая внутрисемейная привычка:
мне плохо - я сразу становлюсь кому-то нужным.
В дальнейшем эта привычка может как измениться, так и усугубится. Например, если человек находит себе "друзей" или партнера, которые взаимодействуют с ним только в тяжелые моменты жизни. Например - партнер почти все свободное время работает/проводит время на расстоянии, но, стоит человеку заболеть, тут же оказывается рядом. В итоге в сознании еще больше закрепляется механизм удовлетворения потребностей через страдания.
В таком случае помогает только одно - нужно постепенно научится другим формам удовлетворения потребностей. Говорить, просить напрямую и так далее.