Найти тему
Мир тесен

Канадская школа - то место, куда привели российских детей.

Изначально на своём канале собирался писать на сугубо обывательские приятные темы – ну, про путешествия, про общение с людьми, про дела семейные. Но вот попробовал выложить несколько фрагментов воспоминаний об Израиле ( https://dzen.ru/a/Zgjo5oUpEg50V7pM ) – и был удивлён тому, какой отклик они встретили. Тешу себя мыслью, что внимание читателей привлекло, всё же, не «разоблачению злокозненных евреев» («разоблачать» народы – равно как и возвеличивать их! – занятие для дураков), а просто попытка поговорить о более злободневных (и менее приятных) предметах. В таком случае, позволю себе ещё один фрагмент воспоминаний: заметку, которую я написал больше 20-ти лет назад, в 2003-м, работая учителем в канадской школе. Там многое «устарело». В первую очередь, возможно, сам стиль изложения. А также те надежды, которые я питал в самом начале «нулевых» - тогда казалось, что избавиться от всего чужого и навязанного извне, вернуться к нормальной жизни будет гораздо проще. Поэтому я в первую очередь поменяю само название: раньше я сии записки озаглавил «Школа, к которой нас ведут», а нынче это «Школа, куда нас привели».

Также в некоторых случаях позволю себе вставить в прежний текст новые комментарии.

Сейчас «реформаторы», похоже, принимаются за то, что ещё недореформировали: за среднюю школу. Строго говоря, школе достаётся уже давно. И в самом деле, разве ж можно терпеть в «цивилизованном, гражданском обществе» такой вот пережиток «тоталитарного СССР»!? Помилуйте, да ведь советский учитель всегда подавлял индивидуальность ребёнка, а вот, когда он станет равным партнёром… Уважение к старшим? — это патриархально, отстало.. Гордость русской историей? — да разве ж в «этой стране» есть чем гордиться…

Гордиться русской историей, несомненно, можно и нужно! Но тут ведь вот какая закавыка: ЧЕМ именно мы предпочитаем гордимся? В выборе предмета гордости нужна, я бы сказал, повышенная щепетильность и логическая последовательность. Что именно вызывает у нас восторг, когда мы оглядываемся на свою историю? Столыпин (от которого остались «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон»), или Вера Засулич? Николашка «Святой», или Ленин? Фашистский прихвостень И. Ильин, или А. Стаханов?

Когда детям рассказывают про Победу в Великой Отечественной – это прекрасно. Но когда одновременно с этим их кормят какими-то страшилками про Коллективизацию (без которой бы не было никакой Победы!), то это глупо и подло. Когда Победу СССР пытаются пришить к сегодняшней Рашкованде с её ворами, попами, ментами и разрушенными советскими заводами ("МЫ победили!") – этому и вовсе нет названия (цензурного).

Одним словом, вполне понятное в 90-е и в начале «нулевых» возмущение от «коллективного Шендеровича» на ТВ никак не противоречит сегодняшнему возмущению при виде «коллективного Никиты Михалкова», рассказывающего нам о благолепии крепостного права.

Тот простой факт, что средний советский выпускник после 10-ти лет проведенных в школе обладал большим объёмом знаний, чем те, кто просидел 12 лет в школе американской? — "А вот «у них» не забивают детям головы бесполезными вещами, а учат только тому, что в жизни нужно…" Но теперь, кажется, за реформу среднего образования возьмутся основательно. Каким же должен быть конечный результат преобразований? Странный вопрос! Разумеется, за образец должны браться школьные системы «цивилизованных стран». Хотим же мы, чтобы Россия «нашла своё место в мировом сообществе»!

Хотели страстно! Выводили «туда» наворованные триллионы, отправляли с западные школы и университеты своих личинок, скупали апартаменты... Но «их» всё равно на Западе продолжали считать шпаной. Помню, году в 2002-м я вдруг захотел попробовать поработать в Англии. О ту пору видеозвонков ещё не было, а жил я в Канаде. Ну вот, назначили мне телефонное собеседование в одной из школ Лондона. Собеседования такого рода всегда штука смешная, т.к. и круг вопросов, и ожидаемые ответы на них известны заранее. Поговорили с тамошним директором. Потом, как водится, настал момент для «неформальных» и «личных» вопросов обеих сторон друг к другу. Он меня и спрашивает: «А кто это такой, ваш Абрамович? Он тут в Лондоне такую кипучую деятельность развёл...» Я отвечаю, что «это уже не наш, а ваш Абрамович». И добавляю, что советовал бы англичанам повесить его при первой же возможности. А после спрашиваю директора: мол, британское образование знаменито на весь свет, а Лондон есть его цитадель, работать у вас, должно быть, престижно... Так отчего же вам понадобилось искать учителей за Океаном? Помявшись, он ответил, что были у них два учителя математики. Так одного из них дети ножиком ткнули, а второй сам уволился. Вот и ищут учителей по всему миру. Я покивал понимающе и сказал, что подумаю над их предложением поработать у них. Про себя же вспоминал любимый украинский анекдот: «Ніякого антисемітизму у нас немає! Ну, було каже у нас два жидка - так одного вбили, а другий сам втік. І зараз ніякого антисемітизму у нас немає!»

Вот и начнём со школы, приведя её в соответствие с «мировыми стандартами». Беда в том, что подавляющее большинство русских учителей, которым будет велено проводить в жизнь реформу, ничего не знают о том, как выглядит школа «у них». С нынешним учительским жалованием ведь не то, что до «цивилизованных стран» — до ближайшего райцентра добраться и то накладно. Да и невозможно, наверное, понять и оценить чужую школьную систему, оказавшись в стране туристом.

Fort Livingston School в канадской деревушке Пелли, где довелось работать.
Fort Livingston School в канадской деревушке Пелли, где довелось работать.

Автор этих строк работает учителем в Канаде. Полагаю, что подробные зарисовки североамериканской школы (нашей, так сказать, конечной цели) могли бы быть интересны как русским учителям, так и родителям.

Итак, начну с того, как управляется здешняя школа. Несколько школ одного района объединены в округ, во главе которого стоит совет из выбираемых на несколько лет местных жителей (Их собственный уровень образования при этом никакой роли не играет: быть членом school board может быть любая домохозяйка.) Таким образом предполагается, что дела образования находятся в руках местных налогоплательщиков. Замечательно демократично! А попробуем-ка представить себе, что происходит, когда дела школы оказываются под прямым контролем родителей. Думаю, многие из читающих мои заметки могут честно вспомнить, как родители сетовали, что вот, мол, детей слишком загружают, как в выпускных классах, когда были нужны хорошие отметки для поступления в ВУЗ, ворчали на то, что учителя придираются, а кому-то, наконец, просто помогали решать трудные задачи или что-нибудь нарисовать-склеить. «Папа у Васи силён в математике…» Представьте, что у родителей появляется путь наименьшего сопротивления — позвонить в местный совет по образованию и нажаловаться, что учитель «не смог заинтересовать нашего ребёнка своим предметом». Что ребёнок «перестал получать удовольствие от посещения школы». Что уроки «методически неверны». Позвольте, а откуда заявители знают про уровень уроков и справедливость отметок? Разумеется со слов собственных детей! Вот в их-то руках и сосредоточена значительная власть, существенно превышающая власть учителя. А теперь угадайте-ка с трёх попыток к чему должна привести долговременная ситуация, когда учитель вынужден побаиваться своих учеников? Собственно, об этом дальше и речь.

А это школа на индейской резервации Fond du Lac всё в том же Саскатчеване, в Канаде. Там проработал год. Впечатления настолько ... хм ... яркие, что пришлось бы писать отдельную заметку.
А это школа на индейской резервации Fond du Lac всё в том же Саскатчеване, в Канаде. Там проработал год. Впечатления настолько ... хм ... яркие, что пришлось бы писать отдельную заметку.

Боюсь только, что люди, воспитанные и обученные советской школой, не поверят мне, если я начну попросту описывать то, с чем приходится сталкиваться каждый день в отнюдь не плохой канадской школе. … В 8-м классе примерно четверть 13-14-ти летних детей не понимает разницы между умножением и делением, твёрдо уверенные, что при делении шести на два получается двенадцать… В 10-м классе НИКТО даже приблизительно не знал, что такое параллельные линии… (Да и не только в 10-м классе! Помню, однажды в Торонто выяснял по телефону, как найти какую-то контору. На другом конце провода был отнюдь не дворник Вася, а барышня с дипломом бакалавра. Вот уточняю: «Так-так, значит, эти две улицы параллельны?» - «О, нет, сэр – они ПРОСТО ИДУТ ОДНА ВДОЛЬ ДРУГОЙ!») 9 из 10-ти шестнадцати-семнадцатилетних учащихся 11-го класса никогда не слыхали про Дарвина… А когда я показал им «немую» карту Евразии, они смогли на ней найти только Россию, «потому, что она самая большая». Многие выпускники 12-го класса не знают, что такое общий знаменатель дробей («Я никогда не любила дроби!», как с гордостью мне заявила одна из учениц.) Разница же, например, между атомами и молекулами для выпускников так же неочевидна… Повторяю, всё это совершенно НОРМАЛЬНЫЕ североамериканские школьники из благополучных семей.

Над такими «блестящими» достижениями надо долго работать. И работают. Начиная с детского сада. Ребёнку начинают активно внушать, что он «особенный», «уникальный». Конечно, при этом произносят и всякие «правильные слова», про то, что надо, мол, учиться. Но… если я и так уже особенный и уникальный, с чего же мне себя утруждать?! Помню, мне однажды довелось замещать урок физкультуры у семиклассников. Обычно такие уроки сводятся к тому, что изрядно ожиревшие дети носятся по залу с пластмассовыми клюшками, а я попытался показать им всякие упражнения. Разумеется, никто из них не смог ни разу отжаться от пола, но вот их реакция на эти недоступные им упражнения меня поразила — им было очень смешно! В самом деле, если я — уникальная личность, не могу чего-то сделать, так ведь это, очевидно, и не нужно!

Прогрессивные североамериканские учителя, в отличии от отсталых наших, вовсе не обязаны быть специалистами в своём предмете. Считается, что, коли ты учитель, то ты знаешь КАК учить, а ЧТО учить — это уже мелочи. Совершенно нормально, когда один и тот же учитель преподаёт в старших классах физику, домоводство, английский язык, физкультуру и историю. (В маленьких сельских школах именно так и происходит. В крупных городаж, конечно, разделение труда у учителей выше.) О результатах, опять-таки, догадайтесь сами…

Североамериканский ребёнок растёт, воспитываемый телевизором. Естественно, что сознание привыкает воспринимать информацию в режиме «видеоролика». Все учителя украдкой жалуются, что им приходится «изображать из себя телевизор», хотя на официальном педагогическом языке это здесь называется «визуальными методами обучения». Результат всех этих педагогических новшеств, при которых ребёнку предлагают всего понемножку и с быстрой сменой впечатлений таков, что лишь немногие наиболее усердные выпускники могут корпеть над математической задачей аж целых 5 минут, остальные сдаются сразу же, если не могут напрямую подставить заданные цифры в формулу. Честно говоря, при такой системе мне больше всего жаль детей одарённых, которых этат система отучает серьёзно работать над собой. Но здешним учителям ничего не остаётся, кроме как смириться с необходимостью ублажать учеников вместо того, чтобы их обучать. Не имея никакого реального контроля над детьми, они вынуждены занимать великовозрастных недорослей «учебными играми», т.к. «научно доказано», что традиционные методы обучения — лекции, опросы, работа у доски вредны для 16-18-ти летних деток. Так при изучении биологии клетки в выпускных классах настоятельно рекомендуется, чтобы учащиеся «сыграли в лицах» работу разных частей клетки, перекидывая друг другу разные мячики, верёвочки и т.п., изображающие различные биомолекулы. «Скажи, ты помнишь, что такое клеточное ядро?» — спросил я у старшеклассницы, изучившей строение клетки методами «активного обучения». «О да», ответила она и задумалась, вспоминая инсценировку. «Это — Джонни!» Как ни смешно, но подобный результат в здешней школе не вызывает негодования. Ведь главная цель достигнута: подростки, всё-таки, сидели в классе, а не курили «травку» на улице, они были под наблюдением взрослого и получили «fun» (удовольствие). Главный лозунг школы — чтобы дети были «довольными и в безопасности» («happy & safe») выполнен, а клеточное ядро… кому положено по службе его знать, тот и будет! («Извозчик довезёт!») Очень многих удивляет противоречие между анекдотически низким уровнем североамериканской школы и процветающими наукоёмкими отраслями промышленности. А чему тут удивляться — считал ли кто-нибудь процент иммигрантов в здешних университетах и лабораториях? Причём, этот процент становится всё выше в связи с победным шествием «активных», «визуальных» и прочих методов в школьном образовании! Только вот интересно, как российские «реформаторы» школы собираются организовать приток учёных со всего света в Россию? Ведь очевидно, что подобная система образования может существовать только там, где есть возможность сманить к себе научную элиту из других стран. В России же своих учёных почти всех «пустили по миру», а те иммигранты, что норовят к нам въехать, всё больше оседают не в лабораториях, а на рынках…

Воспитание нравственное может удивить неподготовленного человека не меньше, чем успехи в науках. Мне, человеку, вестимо, с «тоталитарным сознанием», кажется, что здешним детям разрешают всё, что должно быть запрещено, и запрещают всё, что должно быть разрешено. Разрешают напропалую хамить взрослым, посылая учителя по-английски «на три буквы» — это, конечно, не одобряется, но никаких серьёзных последствий за собой не влечёт. «Поймите, они таким образом выстраивают собственную личность!» Разрешают совсем не учиться, с трудом читая к 8-му классу. «Учёба — это личный выбор каждого!» Но при этом категорически запрещают играть в снежки. Запрещают детям на школьном дворе заходить в такие места, где дежурный учитель их не видит. «А вдруг они начнут трогать друг друга неподобающим образом!» - как объяснила мне суть этой инструкции завучиха. («... Шофёр трогал, Штирлиц балдел.») Запрещают старшеклассникам находиться без присмотра вблизи ксерокопировального аппарата. «А вдруг они скопируют что-нибудь непристойное!» Помогает ли всё это… Недавно одна пожилая преподавательница полушёпотом сказала в нашей учительской: «Из нашей современной школы полностью исчезло понятие стыда. Даже слова такого больше не осталось, потому, что если ты попробуешь устыдить ученика, тебя обвинят в том, что ты на него психологическое давление оказываешь.»

Сейчас же думаю, что общее правило, по которому дети в школе должны ВСЕГДА находиться под присмотром взрослого, а не оставаться в классе одни, верно – оно и в России Будущего на первых порах понадобится. Другое дело, что никакое правила не стоит доводить до идиотизма.

Но в целом незащищённость учителя в российских школах теперь, пожалуй, ещё сильнее, чем в канадских. Мне это странно: в Рфии теперь и чихнуть нельзя, чтобы не получить какую-либо «статью», закручивание гаек затронуло решительно все сферы жизни россиян. Кроме школы! Вот там «цветам жизни» позволено решительно всё – по странному стечению обстоятельств, школа в РФ оказалась для детей территорией полной свободы! Читая очередные школьные новости, вспоминаешь описание сумасшедшего дома в «Похождениях Швейка»: «Там разрешается ползать нагишом по полу, выть шакалом, беситься и кусаться. Если бы кто-нибудь проделал то же самое на улице, так прохожие диву бы дались. Но там это — самая обычная вещь. Там такая свобода, которая и социалистам не снилась.»

«Подражательная» реформа школы, если её и вправду проведут в России, может оказаться ещё одной национальной катострофой, ещё одной ступенью превращения великой державы в «банановую республику». Но, с другой стороны, её гораздо труднее провести правительственным решением — как «реформы» армии или ЖКХ. Ведь исполнять решения «реформаторов» придётся сотням тысяч учителей — тут уж без них не обойтись. А они у нас — к счастью! люди консервативные и отсталые. Да и зарплата у них такая, что поувольнять их, да заменить новыми — помоложе и попокладистее, тоже трудно. Ну растолкует методист РОНО новые цели и задачи для Марии Ивановны, проработавшей лет 20 сельской учительницей. Она выслушает, покивает… Но потом, пойдя в класс, не станет торопиться внедрять «погрессивные методики» оболванивания. Остановить разрушение полностью ей, конечно, не удастся, но замедлить его она сможет. А там, Бог даст, и в России произойдёт что-нибудь такое, после чего «реформаторов» надо будет долго-предолго искать… Одним словом, на Марию Ивановну сейчас вся надежда.

Надежды «на Марию Ивановну» не оправдались: в школах РФ хоть и есть некоторое количество учителей-подвижников (таких, например, как Ольга Михайловна Татарникова: https://uproar-crowned-964778.appspot.com/2024/03/05/vse-ponyali-kak-nado-zhit-chtoby-vyzhit/ или https://baikal-journal.ru/2024/03/05/vse-ponyali-kak-nado-zhit-chtoby-vyzhit/), но основная масса учителей, что в РФ, что в Белоруссии, где мне довелось работать ряд лет, забиты, затурканы массой бумажной работы и постоянной опасностью со всех сторон (кто-то пожалуется, «милые дети» что-то отчебучат, очередная «яжемать» нахамит и т.п.). Когда смотрел на своих коллег в Белоруссии, то постоянно вспоминал короткую и смачную характеристику, которую Бабель в «Одесских рассказах» дал одному из персонажей: «От него пахло луком и еврейской судьбой». Вот от большинства учителей нынче сильно пахнет «еврейской судьбой»: униженностью, «закривленностью».

Ладно, поживём – увидим. Ясно только, что тем, кто станет отстраивать заново Россию после многих лет «ельцепута», придётся и новую школу создавать почти ab ovo.

Да, а рассказ про школу на индейской резервации в Канаде я таки написал.

Михаил Шатурин