Вторник 23.04.2024 войдёт в мою историю как день тупости и лени.
Иногда я думаю о том, что слишком часто приходится "взрывать мозги" совершенно ничего не соображающим ученикам. Это я такая "везучая" или эпидемия "туполенности" блуждает по городу?
Вторник - один из моих любимых дней потому, что я занимаюсь в группе с ребятами шахматами. Тренер делится с нами знаниями, рассказывая о фантастических приёмах, комбинациях и идеях этой красивейшей игры. Не удивительно, что в нашем клубе обучаются шахматам более трёхсот учеников! Есть даже ребята, живущие за границей, тренирующиеся онлайн. И весьма успешно.
Представляете, сколько это детей, оторванных от гаджетов? А клубов у нас в городе несколько...
Но до моей чудесной тренировки ещё нужно дожить, пытаясь не выйти из равновесия из-за рецидивов учеников, охваченных эпидемией "туполенности".
Итак, в 9:00 появился первый ученик, семиклассник, назовём его Иксом (после появятся другие). Обычно дети делятся своими школьными переживаниями, из которых я узнаю об их жизни в школе. Он поведал о том, что его классом "не доволен социальный педагог, настрочивший жалобу директору", в частности, и на него за то, что он снимал на телефон драку одноклассников, а так же, якобы, не пускал учителя в класс.
Интересно, что первое из этих событий, по мнению педагога, носило негативный характер не потому, что стоило начать разнимать ребят, а не наблюдать за происходящим, но в силу незаконного снятия на видео дерущихся без их согласия.
Из-за второго события, виновником которого был не он, мне пришлось потратить пару минут на то, чтобы объяснить мальчику, что может случиться, если неожиданно все учителя разом подадут заявления об уходе из школ. А они могут это сделать, если получат "дверью по носу".
Потом он попросил меня прокомментировать выставленную его школьным учителем отметку, которая, конечно же, никак не была аргументирована.
На мой вопрос "Почему сам не спросил об этом учителя?" сказал, что спрашивал, но получил в ответ: "Ты уже не маленький, я не обязана отвечать, догадайся сам". "Говорят ли родители классному руководителю о том, что учитель математики не комментирует работы и не разбирает ошибки?"- Спросила я. "Да, но математичка сказала, что это не её работа. Она просто рассказывает новый материал, сразу даёт проверочную работу, даёт на неё 5-10 минут, ставит отметки, и это всё". О том, что многие учителя не комментируют свои отметки, не разбирают ошибки, допущенные в проверочных работах, я написала в статье:
Мысленно я послала удивление во Вселенную: "Зачем нужен УЧИТЕЛЬ в школе, если он только озвучивает текст учебника и "от балды" выставляет отметки? В чём тогда суть его профессии?" Может, стоит отказаться от услуг учителей, не ходить детям в школу, а заниматься дома самим с помощью голосовых гаджетов, сдавая затем экстерном все экзамены? Представляете, как экономия для государства?!
Не понимаю, неужели сложно объяснить что-то ученику, тем более, если он в этом заинтересован? Педагог, по моему мнению, идёт в школу, чтобы на эти вопросы отвечать! А делает как раз наоборот.
В городе не хватает репетиторов, призванных расшифровывать учебник, отметки, разбирать ошибки, не прокомментированные учителем, давать знания, в которых отказано в школе.
Но я продолжу. Надо отдать должное Иксу за то, что по геометрии он научился решать задачи, на них было потрачено прилично времени. Листочки, приложенные выше, это показывают. Но скажите, как получить более высокую отметку школьнику, если за 10 минут он должен успеть написать развёрнутое объяснение к задаче, получить верное решение, успеть всё перепроверить? Видим, что только 2 задачи из трёх решены, одну не успел, в одной допустил досадную ошибку.
Эпидемии подвержены не только ученики...
Ровно в 10:10 появился второй мой ученик, назовём его Игреком. И вот тут случилось всё как раз наоборот - это он взорвал мой мозг, а не я ему.
В пятницу, то есть завтра, они пишут ВПР по математике за восьмой класс. К этой работе нужно было подготовиться. Взяли апрельский вариант 13 с сайта СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР (Математика для 8 класса):
Более распечатывать смысла нет, так как за 60 минут (!) мы смогли обсудить только 2,5 номера, по факту решили 2.
С первым заданием справились довольно быстро, немного запутавшись со сложением, а также с количеством цифр после десятичной запятой, Ноль в разряде сотых, полученный при выполнении действий в скобках, не "убрали", умножали уже с ним.
А вот номер второй оказался "убийственным". Требовалось "раскрыть" скобки.
- Что будет, если икс умножить на икс?
- Один?
- В смысле один? Напомню, что решая уравнения, мы ищем такие числа, которые при подстановке в уравнения превращают их в верные числовые равенства. Если икс равен одному всегда, зачем решать уравнения?
- Два?
- А это почему?
- Не знаю.
- Давай вспомним, что получится, если 2 умножить на 2, 3 умножить на 3.
- 4, 9.
- А если икс на икс?
- Два икса.
Трэш.
- А что означает запись "2х"?
- 2 умножить на икс.
- Как это записать по другому?
- Не знаю.
- х+х. А мы умножаем иксы, а не складываем.
- Может, икс в квадрате?
Наконец-то! Запинаясь, перемножили остальные числа, еле-еле "привели" подобные слагаемые, получили квадратное уравнение в стандартной форме. Смогли, подсмотрев, написать формулу дискриминанта, составили числовое выражение и... остановились.
D=(-1)^2-4*1*(-30)=
- А как это решать?
И этот вопрос был задан после того, как на предыдущих уроках были решены почти 2 десятка квадратных уравнений, подробно разобрана формула дискриминанта, её составляющие (не разобрано лишь, ОТКУДА она получена, что важно, но, к сожалению, не доступно для понимания ученика, попытка закончилась провалом).
И вот тут началось. Сначала получили -5*(-30), потом -3*(-30). После напоминания о последовательности в действиях при вычислениях не сразу пришли к тому, что три числа, связанные ДВУМЯ знаками умножения, требуют умножения в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Потом стали 4 умножать на 1, на (-30) одновременно.
Мой мозг взорвался. После его слов "мы такого никогда не решали" захотелось бросить свою работу. Но я справилась. Пошагово, медленно, чересчур медленно довели пример до конца. И перешли к третьему заданию.
Ввели параметр икс, чтобы доли перевести в "истинные" размеры и определить, сколько школьников занимается настольным теннисом (5х), а сколько волейболом (8х), сложили, получили 13х. Осталось приравнять 13х к пятидесяти двум.
И тут случилось НЕЧТО. Игрек замер и перестал писать. Я поинтересовалась, почему он не пишет. Ещё раз проговорила решение и попросила приравнять 13х к пятидесяти двум, чтобы вычислить значение икса.
Тишина.
- Как ты запишешь моё предложение, что "13х нужно приравнять к пятидесяти двум"?
- Не знаю.
Слово "приравнять" для него не имело никакого смысла. Оно не было никак связано со словом "равно", это отношение между двумя величинами оказалось дремучим лесом.
В попытках пробиться сквозь него, вся в поту, я подняла глаза на ученика и увидела его лукавые глаза (хотя, может, это мне и показалось). Я закончила занятие, задачу мы не дорешали, остановившись на полпути. Время истекло, головная боль сковала затылок. То ли от неуверенности смеялись его глаза, то ли издевался? Выяснять сил уже не было.
В 19:00 появился третий ученик, назовём его Зэт. Это ученик 6 июня сдаёт ОГЭ по математике.
Занятие началось с проверки домашнего задания. Фразы "этого мы никогда в классе не решали", "не знаю", "не понимаю", "а как это", "в классе мы решаем не такие сложные задачи" сыпались почти в каждом предложении. Апофеозом его "умений" стала попытка решения задачи:
- Эта задача мне не понятна.
- В чём именно?
- Как решать.
Обсудили, к какой теме относится, выяснили, какую информацию можно найти в официальной шпаргалке, записали формулу. Я ещё раз объяснила (простым языком, избегая понятия "функции"), что такое арифметическая прогрессия, на примере показала, что такое её первый член, что такое её последний член, что такое сумма эн первых членов прогрессии, обсудили количество членов прогрессии. И перешли к задаче.
Приняли, что членами прогрессии являются значения расстояний, проползаемых улиткой в течение дня, что сумма их всех равна 150. После этого осталось подставить куда-то число 10.
Фразу "за первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров" мы прочитали, не спеша, около десяти раз. Число 10 Зэт предлагал по очереди подставить: вместо а1, вместо аn, вместо n.
Он не понимал, что 10 равно СУММЕ а1 и аn, единственной сумме в этой формуле. Мои попытки с расшифровкой такой простенькой фразы, точнее, её части "за первый и последний дни" с огромным трудом достигли результата.
Но это было адски трудно. Это же даже не математика, на грани автоматизма. Союз "и" никак не хотел трансформироваться в математическую операцию "сложения".
Я с ужасом подумала о том, что этот ученик, выполнив выпускную работу и получив аттестат, выйдет из школы, так ничему и не научившись.
Бесконечная лень, нежелание получать знания, навязанные родителями занятия за пределами школы никому не идут на пользу.
НАУЧИТЬ МОЖНО ЛИШЬ ТОГО, КТО ЭТОГО ХОЧЕТ
Хорошо, что таких учеников у меня немного. Замечательно, что большинству ребят нравится учиться, что они это делают легко, без напряжения. Видимо, у них иммунитет от эпидемии "туполенности".
Все иллюстрации взяты из открытого доступа: Яндекс, картинки