Есть у нас знак славы, символ военной мощи нашего государства, дорогой каждому советскому человеку. Это пятиконечная красная звезда. Один из боевых орденов нашей страны так и называется: орден Красной Звезды.
Среди первых бойцов, награждённых этим почётным орденом, был лётчик Евгений Шинкаренко.
ДАЛЕКО внизу лежала гора Бана-Цаган. Последний раз мельком взглянув на неё, Евгений развернул машину и положил её на обратный курс. Он больше не смотрел вниз. Он знал: задание выполнено, переправа японцев через Халхин-Гол сорвана.
Евгений бросил взгляд на приборы и увеличил скорость — надо догнать товарищей.
И в ту же секунду он увидел четыре блестящие точки — четыре самолёта, идущих наперерез. Пилот сразу понял: японские истребители. Они шли со стороны солнца: так их труднее заметить. Враги как раз на это и рассчитывали.
Самолёты самураев быстро приближались. Всё решали доли секунды. Было два выхода: попытаться уйти от врага или принять бой. Евгений повёл истребитель навстречу самураям. Расстояние сокращалось. Их уже разделяли восемьсот метров... семьсот... шестьсот... Пора! Поймав в перекрестие прицела блестящее тело вражеской машины, Евгений нажал гашетку. Японский истребитель окутался дымом и через секунду вспыхнул.
Теперь краснозвёздный самолёт был один против трёх. Самураи бросились на него снова, пытаясь зайти сзади. Если это им удастся — гибель неминуема. Крутой вираж. Словно огромная карусель, закружили в воздухе самолёты.
Отжав от себя рукоятку управления, Евгений направил послушную машину вниз. Почти у самой земли он резко выровнял свой полёт и пронёсся вдоль небольшого заросшего кустарником оврага. Японский ас, преследовавший Шинкаренко, заметил свою ошибку слишком поздно. Его машина врезалась в крутой склон оврага.
Теперь осталось двое против одного. Враги решили изменить тактику. В то время как один японский истребитель пытался отвлечь внимание Шинкаренко, второй готовился атаковать сверху. Но Евгений разгадал замысел врага. И в то самое время, когда истребитель ринулся сверху на Евгения, он снова изменил маршрут, встретил врага в упор и расстрелял.
Оставшийся в одиночестве четвёртый японский самолёт не принял боя.
...Через несколько дней советские войска разгромили противника в районе реки Халхин-Гол. Бесславно закончилась авантюра японской военщины. За героизм, проявленный в боях с захватчиками, были награждены многие советские бойцы и командиры. Знак беззаветного мужества — орден Красной Звезды — был вручён лётчику Евгению Шинкаренко.
Ю. НЕЧАЕВ (1965)