Продолжаем разговор. Смотрите также Воздушный стрелок 4.01.2022г.
Кабину стрелка-радиста в изначальном варианте конструкции присутствующую, убрал именно Ильюшин в инициативном порядке. Причём, сделал это руководствуясь соображениями возможности, а не целесообразности. Перед запуском в производство вооружённый пятью пулемётами самолёт велено было доработать: приподнять кабину для удобства обзора вперёд, защитить пилота бронестеклом, заменить два пулемёта 23-мм пушками, увеличить бомбоотсек и повысить дальность полёта. При этом, более мощный двигатель, позволяющий повысить вес машины при сохранении лётных характеристик, в комплекте с предложениями не шёл. Ильюшин бился как лев.
В итоге, дело упёрлось даже не в вес, а в объём. Изюминка конструкции — обтекаемая, свариваемая из двух штампованных половин капсула из брони, — не вмещала всего желаемого заказчиком.
Однако, Илы несли огромные потери от действий немецкой авиации, и лётчики требовали вернуть турель для защиты задней полусферы.
Так в боевых частях некоторые пилоты и техники даже стали самостоятельно переделывать Ил-2, где в заднем отсеке оборудовалось место для воздушного стрелка, которого вооружали пулеметом.
Всего таким кустарным способом было переоборудовано порядка 1200 машин Ил-2. Этот фронтовой опыт не остался без внимания, и в 1942 году было принято решение наладить выпуск двухместных машин.
Конструкторами было разработано два варианта двухместного штурмовика.
В первом варианте, не заморачиваясь переделкой броневой капсулы, за пределами бронекорпуса на месте заднего топливного бака была оборудована кабина стрелка с фонарем, откидывающимся на правый борт самолета. Стрелок размещался спиной к задней бронеперегородке на подвесной брезентовой лямке и был защищен со стороны хвоста самолета 6-мм бронеплитой. Бронезащита снизу, с боков и сверху отсутствовала. Вырез в верхней части фюзеляжа под кабину стрелка окантовывался отштампованным из дюралюминиевого листа жестким кольцом. Пулеметы ШКАС и УБТ монтировались на полутурельной установке и имели достаточно ограниченные углы обстрела.
Для связи летчика и стрелка были установлены переговорное устройство СПУ-2 и трехцветная сигнализация. Балки для подвески реактивных снарядов были сняты, а также сделаны некоторые другие мелкие изменения.
Установка кабины стрелка с пулеметом ШКАС увеличила вес самолета на 210 кг, а кабины стрелка с УБТ - на 275 кг. Возросшая нагрузка на хвостовое колесо потребовала увеличить его размеры до 400x150 мм, ввести амортизацию костыля и усилить ферму крепления колеса к фюзеляжу.
Максимальная скорость полета с бомбовой нагрузкой 200 кг бомб и без РО у Ил-2 с УБТ составила 386 км/ч у земли и 420 км/ч - на высоте 2000 м, а у Ил-2 с пулеметом ШКАС - 383 у земли и 423 км/ч на высоте 2350 м соответственно. В процессе испытаний на самолеты были смонтированы 8 РО-82, с которыми скоростные и взлетные качества самолетов стали ещё хуже.
Штурмовик стал тяжелее в управлении (увеличилась нагрузка на ручку управления), труднее поднимал хвост при взлете и опускал его при посадке. Однако при отрегулированном соответствующим образом триммере руля высоты особой разницы в пилотировании между одноместным и двухместными Ил-2 летчики не ощущали.
За один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 300 м. Длина разбега Ил-2 АМ-38 с установкой под пулемет ШКАС и винтом ВИШ-22Т с 200 кг бомб и 8 РС-82 составила 460 м, а с 400 кг бомб и 8 РС-82 - 515 м. На Ил-2 с задней огневой точкой под пулемет УБТ и винтом АВ-5Л-158 с бомбовой нагрузкой 400 кг и без РО разбег в 500 м был получен лишь при использовании на взлете щитков, отклоненных на 17-18о. Новому штурмовику явно не хватало мощности мотора. В этой связи нормальная боевая нагрузка устанавливалась в 200 кг бомб и 8 РС-82.
Акт о государственных испытаниях этих самолетов был утвержден главным инженером ВВС КА А.И.Репиным 3 октября 1942 г.
Второй вариант - Ил-2бис с мотором АМ-38, имел полностью бронированную кабину стрелка с блистерной установкой БЛУБ (блистерная установка Березина) под пулемет УБТ с магазинным питанием и боекомплектом в 150 патронов (3 магазина).
Кабина стрелка была оборудована на месте заднего фюзеляжного бензобака, вместо которого в двух внутренних бомбоотсеках в центроплане самолета были установлены два бензобака такого же объема. Бензобаки в бомбоотсеках были забронированы. То есть кабина стрелка оказалась в бронированной части бронекорпуса самолета. От огня со стороны хвоста самолета и сверху стрелок защищался бронестенкой толщиной 8 мм, прозрачной броней на блистере пулемета толщиной 64 мм и 5-мм броневым листом, установленным над головой на сдвижной части фонаря его кабины. Кроме этого, кабина стрелка имела бронированный пол толщиной 5 мм, а между летчиком и стрелком устанавливалась бронеплита толщиной 7 мм. Таким образом, стрелок на Ил-2бис имел броневую защиту, почти аналогичную защите летчика.
Связь летчика и стрелка, помимо СПУ-2ф и трехцветной световой сигнализации, осуществлялась еще и через заднее бронестекло кабины летчика.
Внутренняя подвеска бомб составила 200 кг. Две крыльевые пушки ШВАК имели боезапас 500 снарядов на обе пушки, 2 пулемета ШКАС - 1500 патронов. Помимо этого, на самолете устанавливались 8 РО-82.
Несмотря на установку бронированной кабины стрелка, центровка самолета оказалась такой же, как и у одноместного Ил-2 производства этого же завода. Нормальный полетный вес самолета - 5980 кг.
Государственные испытания показали, что по своим летно-техническим и пилотажным характеристикам Ил-2бис практически не отличался от одноместной серийной машины этого же завода. Максимальная горизонтальная скорость у земли составила 388 км/ч, а на высоте 2000 м - 407 км/ч.
Время подъема на высоту 1000 м составляло 2,4 минуты, а время виража на этой высоте - 48-49 сек. При этом за один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 400 м. Длина разбега при установке щитков на взлетный угол равнялась 420 м.
Несмотря на худшие летно-технические характеристики, к серийной постройке был рекомендован двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ.
И это очевидно, т.к. выпуск биса требовал доработки бронекорпуса и, как следствие, снижение темпов производства, а на это пойти руководители наркомата не рискнули. Заканчивался 42-й, и до победы было еще очень далеко, а штурмовики были нужны постоянно, и чем больше, тем лучше.
Правда в 1946-м Сталин об этом вспомнит и сделает «оргвыводы».
В самом начале 1946 года Сталин дал санкцию на арест главкома ВВС Александра Новикова, наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина, главного инженера ВВС Александра Репина, члена военного совета ВВС Николая Шиманова, начальника главного управления заказов ВВС Николая Селезнёва и начальников отделов управления кадров ЦК ВКП (б) Александра Будникова и Гамлета Григорьяна. Они обвинялись в том, что в годы войны способствовали выпуску бракованных самолётов, «протаскиванию» их на вооружение РККА, а также принимали некачественную технику.
Тот же Новиков отсидит свои шесть лет «от звонка до звонка».
Ну, а если разобраться, не когда тебе в хвост заходит мессершмитт, а немного отдаленно, то картина вырисовывается совсем не однозначная. Что Ил-2 без стрелка, что Ju-87 «Лаптежник» со стрелком, несли одинаковые потери от истребителей противника.
Ведь в дуэльной ситуации – пулемет, пусть даже крупнокалиберный, против 2-3 пушек истребителя – любой понимает, что бог на стороне крупных калибров. С появлением стрелка на Ил-2, картина практически не изменилась.
Кроме того, эффективность действий воздушных стрелков в значительной степени снижалась вследствие частых отказов (обрыв дульца гильзы и заклинивание автоматики) пулемета УБТ при стрельбе в воздухе, а стрельба длинными очередями производилась "с замиранием сердца". Стрельба очередью свыше 10 патронов не рекомендовалась по причине обязательного заклинивания пулемета.
Конечно, пилоту было спокойнее от мысли, что спину ему кто-то прикрывает, но случаи, когда стрелку действительно удавалось отразить атаку истребителя — не сбить, напугать хотя бы, — оставались единичными. По вполне очевидной причине: огневое преимущество было не на его стороне. А когда штурмовик начинал маневрировать, уклоняясь от вражеских трасс, огонь стрелка становился совершенно неэффективным.
Вывод однозначен. Дело не в стрелке, а в прикрытии. Ильюшин был прав. Штурмовикам требовалось прикрытие истребителей, а не оборонительное вооружение.
Поняв, что лучшее ПВО – это танки на аэродроме противника,
во второй половине 43-го или Устав доработали, или в лесу кто-то сдох, однако тактику сопровождения существенно изменили. Появилось эшелонирование по высоте, а чтобы не терять скорость ввели ножницы – попеременное пикирование пар с разгоном и последующим набором высоты. При таком сопровождении, стрелков, порой оставляли на земле, чтобы увеличить боекомплект, хотя бы на пару 100-кг бомб.
***
Испытания практической полезности турели для небольшого самолёта взяли на себя англичане.
В декабре 1939 англичане приняли на вооружение истребитель Boulton Paul Defiant — “Дерзкий“. С турелью. Это была изумительная турель. Ни у кого в мире не было такой, — сразу с четырьмя пулемётами и с моторчиком! Никто даже не понимал, зачем она такая нужна. По крайней мере, на истребителе.
Однако, в 1940 году Дефиэнты выпускались примерно такими же темпами, как Спитфайры и Харрикейны классической конструкции. Всего было произведено более 1000 штук. Конечно, башня была тяжеловатой для истребителя с двигателем мощностью 1030 л.с. Поэтому, скорость машины не превышала 490 км/ч. Но с другой стороны, манёвренность и скороподъёмность, вроде бы, и ни к чему. Башня же с моторчиком. Быстро крутится. Немец, сверху, сбоку, сзади — неважно.
По идее, пилот являлся лишь «водителем», доставлял стрелка на расстояние действенного огня к цели, после чего сохранял равномерное и прямолинейное движение, обеспечивая башнёру возможность стрелять прицельно.
Но практика – критерий истины. Первые же воздушные бои показали, что если истребитель начинал маневрировать, уклоняясь от вражеских трасс, огонь из башни становился совершенно неэффективным. Если же не начинал, то мессер быстро решал дело в свою пользу благодаря огневому перевесу. Даже при том, что пулемётов в башне было целых четыре.
Была же ещё одна проблема. Под хвостом у Дефиэнта оказывалась «мёртвая зона». Имеющие подавляющее преимущество в скорости и манёвре «Мессеры» могли, в принципе, заходить откуда угодно. Но угодно им было заходить именно сзади снизу.
Поэтому родился Wendower. Бесхвостый Wendower представлял собой концепт турельного истребителя, способного защищаться при атаке и с этого направления.
Конструкторы фирмы «Уэстланд» отпилили у одномоторного вспомогательного самолёта Westland Lysander ( это был тот же По-2, только на английский манер) хвост и воткнули на его место вооруженную счетверённым пулемётом башню. А поскольку турель, это была та же замечательная установка «Нэш», с моторчиком,— оказалась тяжеловата и перевешивала, под неё, не мудрствуя лукаво, «подложили» вторую пару крыльев с далеко разнесёнными вертикальными килями. Получилось, и самолёт всё-таки летал, и неплохо летал, хотя все необходимые меры для предотвращения этого, казалось, были приняты. Однако, объяснить зачем они сделали, то что сделали, конструкторы затруднялись. В качестве истребителя, обладающее не убирающимся шасси и максимальной скоростью 360 км/ч чудо, очевидно, не годилось. Для использования в качестве штурмовика (четыре «браунинга» под британский 7.71-мм винтовочный патрон могли стрелять вниз) самолёт был недостаточно живуч. Взлётный вес 2640 кг в сочетании с двигателем мощностью всего 890 л.с. и высоким лобовым сопротивлением не позволяли защитить машину бронёй и подвесить к ней бомбы.
Несмотря на то, что экспериментальный самолет на удивление хорошо управлялся в полете, даже в небольшую серию машина не пошла и осталась изготовленной в единственном экземпляре.
***
Эта информация для диванных экспертов, любящих поговорить на тему –кто у кого списал.
Вооружение штурмовика было стандартным для легких штурмовиков этого времени: 4 крыльевых пулемета ШКАС с боезапасом 2400 патронов, один пулемет ШКАС на экранированной турели (боекомплект 700 патронов), смещенной к самому хвосту, и 200 кг бомб.
Штурмовик показал неплохие данные, но от серийной постройки отказались.
Известно, что в проектах был и бронированный вариант этого интересного самолета с более мощным вооружением и более мощным двигателем.
Необычность компоновочной схемы и довольно слабое вооружение сделали свое дело. В мае 1939 г. в НКАП было принято решение о прекращении всех работ по «Ш-Тандем».
Про Грушина читайте здесь
Самый известный комплекс – книга
Глава 1. Откуда ноги растут
Глава 2. СОЗДАТЕЛЬ