Когда нужно покупать онлайн-курс, а когда лучше преодолеть соблазн?

123 прочитали

Обычно наши желания сильно превышают возможности. В вопросах образования — тоже. А жизнь-то короткая, и всё это изучить мы точно не успеем, 100%. Значит, надо как-то разобраться с приоритетами.

Иллюстрация Виктора Брагинского к стихотворению Агнии Барто «Болтунья»
Иллюстрация Виктора Брагинского к стихотворению Агнии Барто «Болтунья»

Мы хотим изучить и то, и это.

А ещё есть вот такой прекрасный курс...
А вот без этого на работу не возьмут...
А вот в этом любой грамотный человек сейчас должен разобраться...
А об этом с детства мечталось...
А вот тут с помощью обучения я пытаюсь понять своего любимого человека — изучаю то, чем он(а) интересуется, чтобы хоть разговор поддержать...
А здесь хорошую скидку дают...
А тут мне очень нравится ведущий курса — хороший специалист и приятный человек...

Короче, в списке на изучение много пунктов. Но как выбрать, что изучать в первую очередь?

Обычно решение такое: если курс очень сложный или был куплен за очень приличные деньги — то ему мы и уделяем основное внимание. А если что-то даётся легко или досталось бесплатно — то это всё «на потом». Но, если вдуматься, в таком подходе не очень-то много здравого смысла.

Если курс дорогой — это ещё не значит, что он самый полезный. И если что-то даётся легко, то не факт, что этому нужно уделять меньше внимания. Может, там-то как раз золотая жила и откроется.

А что, если мы поступим как инвесторы? Мы ведь инвестируем в самообразование самое ценное, что у нас есть — время нашей жизни.

Что оценивают инвесторы

Для инвестора важнее всего две цифры: масштаб ожидаемой прибыли и скорость возврата инвестиций. То есть, чем быстрее будет получена большая прибыль — тем лучше. Если прибыль маленькая и нескоро — то это всё очень так себе.

Правда, инвесторы обязательно учитывают и третий параметр — риски. И в сбалансированном портфеле инвестиций обязательно будут облигации, а это как раз «очень нескоро и не очень прибыльно», зато почти без риска.

В случае с самообразованием мы фактор риска не сможем просчитать, так что оставим-ка два основных параметра оценки: масштаб пользы и скорость ее получения.

Но до того, как мы применим инвестиционный подход к самообразованию, давайте для начала разделим всё своё обучение на три больших типа.

1. Обучение ради чистого наслаждения

Это все те лекции по истории искусства, каллиграфия, стрельба из лука и прочая авторская бижутерия. Этим мы зарабатывать не собираемся, но эта первая группа очень важна. Собственно, если вы можете много времени вот этому всему уделять — то жизнь удалась.

Многие подростки только этим и занимаются. Угадаете почему? Правильно, потому что их кормят родители. Как только родители перестают кормить, появляется второй тип обучения.

2. Формальные требования к профессии

Да, вот то самое, без чего на работу не возьмут.

Некоторые люди к этой группе ошибочно причисляют диплом о высшем образовании. Но я бы советовала внимательно присмотреться и оставлять здесь только обучение типа водительских прав, допусков по технике безопасности, базовой сертификации и так далее. Это реально то, без чего вы себя не прокормите в выбранной специальности.

Хотя согласна: в некоторых специальностях (например, в преподавании) к этому второму типу относится не только диплом, но и как минимум кандидатская. Однако чаще всего тут достаточно краткосрочных курсов, которые заканчиваются формальным экзаменом и получением «корочек».

Ну и наконец, всё остальное — это третий тип.

3. Учёба ради пользы

Не ради чистого удовольствия, но и не ради куска хлеба.

Всё повышение квалификации, смена профессии и бизнес-образование находится здесь. Все эти MBA, курсы по нейросетям и ежегодные профильные конференции — это третий тип самообразования.

Это станет основой нашего мастерства. Этим мы будем зарабатывать на жизнь. А самое главное — именно этими навыками мы будем приносить реальную пользу другим людям. Менять мир.

Короче, это не всегда приятная, но всегда полезная учёба. Чтоб заработанный кусок хлеба был всегда свежий, цельнозерновой, а на нём — паста из органического авокадо или какую вы там икру предпочитаете.

И вот тут-то, только к этому третьему типу, и стоит применить инвестиционный подход.

Как выбрать действительно хороший курс?

Для этого зададим себе два вопроса. Первый: эта полезная учёба — она насколько полезная? Ответов может быть два.

Первый вариант ответа: «Это очень, просто мегаполезная учёба, результат будет востребован, это реально очень нужно. Это знание, этот навык фактически дадут мне новую жизнь!»

И второй вариант: «Ну, это сейчас в тренде», или «Ну, может получиться интересно...», или «Ну надо же всё время учиться, вот я и выбрала это обучение, чтобы не закиснуть». Короче, результат или полезный, или «полезный, но это не точно».

Второй вопрос: когда конкретно есть шанс получить результат? Тут тоже может быть два ответа.

Первый ответ: образование сразу же начнёт давать отдачу, результата не придётся ждать долго.

И второй вариант: «Нууу, это трудно предсказать», или же «Мастерство не терпит суеты, придётся подождать и потренироваться годик-другой-третий-пятый-десятый».

На пересечении этих двух вопросов мы и получаем четыре четверти в пространстве выбора:

  • то, что немедленно даст огромный результат;
  • то, что немедленно может дать результат, но насколько большой и полезный — не ясно;
  • то, что точно даст большой полезный результат, но сколько это займёт времени — неизвестно;
  • то, что когда-нибудь может дать что-то полезное. Но не ясно, как скоро и насколько это будет полезно.

Эти четверти как раз и отражают подход к самообразованию как к инвестициям. Я не поленилась и нарисовала для них специальную табличку.

Матрица выбора онлайн-курсов // Блог психолога Марианны Садоковой
Матрица выбора онлайн-курсов // Блог психолога Марианны Садоковой

Начинать всегда стоит с первой четвертинки. Потом переходить ко второй, затем — к третьей. То есть, сначала сроки, а потом — масштаб. Почему? Потому что скорость возврата инвестиций обычно важнее, чем ожидаемый размер прибыли.

Ну а четвёртая четвертинка — это роскошь. Она тоже должна быть, но и место её стоит очень хорошо понимать. Это не хлебница для хлеба, а шкатулка для жемчуга.