Интересная сложилась ситуация на кадровом рынке, с одной стороны очень много желающих работать, но при этом ощущается существенный кадровый голод.
Ранее уже упоминалось о том, что на крупных заводах в областных центрах сотрудники отделов кадров ездят по маленьким областным городам и пытаются там найти сотрудников рабочих профессий предлагая им большие зарплаты и ряд льгот (компенсация стоимости жилья, проезда, соцпакет и т. д.). Такая практика показала свою эффективность — был частично закрыт кадровый голод. Причем такая миграция населения сильно сказалась на спросе на арендное жилье — оно сильно подорожало, но сейчас не об этом.
Закрыть кадровый голод в рабочих профессиях за счет переманивания людей из области не сложно, ведь любой человек, который живет вдали от крупного города априори умеет работать руками, а вот закрыть не рабочие профессии уже сложно, особенно в крупных городах.
У меня есть одна знакомая, она работала в компании по продаже детских игровых комплексов, занималась частично продажами, частично документооборотом, частично искала кадры для разных отделов. Самое сложное для нее было именно найти сотрудников, которые будут выполнять не рабочие функции, а будут работать с документами или вести продажи.
Кандидатов приходило очень много, но мало кто понимал, что должен делать за ту зарплату, которую предлагает работодатель, а когда узнавали, что зарплату надо еще заработать (есть фиксированный оклад в размере МРОТ, а все остальное процент с продаж), сразу высказывали недовольство, что еще работать надо, чтоб получить указанную сумму. Также были кандидаты, которые не знали как разговаривать с клиентом, с какой стороны подойти к компьютеру и т. д. Т.е. кандидатов всегда было много, но первый этап собеседования проходили только единицы.
Однажды эта знакомая была участником выставки посвященной благоустройству, там ее заметили владельцы другого стенда, пообщались, а потом ее позвали на работу в компанию по производству товаров для интерьера. Она очень долго отказывалась, хотя зарплату предлагали намного больше, чем она тогда получала. Недавно она все-таки согласилась, уволилась со старой работы и устроилась на новую.
А на новом месте ситуация повторилась — кандидатов много, а сотрудников, которые готовы не только работать, но и понимающие, что и ради чего они делают, нет.
Приходят вчерашние студенты без какого либо опыта работы и сразу просят зарплату 70 т.р., за меньшие деньги работать не хотят; приходят «звезды» и просят сначала предоставить им гарантии, что на сдельной системе оплаты они будут получать не меньше 100 т.р. и т. д. Т.е. люди хотят получать деньги, а не зарабатывать.
На самом деле такая ситуация сложилась не только в продажах, но и в других областях. Некоторые предприятия-работодатели готовы обучить новых сотрудников всем нюансам, но многие люди не хотят учиться, не хотят на начальном этапе работы получать (именно получать, а не зарабатывать) меньшие деньги, хотят все и сразу.
В нашей, риэлторской, сфере происходит то же самое. Люди без опыта приходят, работают месяц-два, а потом начинают предъявлять руководителю претензии, что у них нет шквала заявок и они не зарабатывают как другие риэлторы, работающие годами. Качественно выполнять работу за которую работодатель платит невозможно без определенного опыта, знаний и умений. Для того, чтоб много зарабатывать надо сначала наработать опыт, получить первых клиентов, которые будут дальше рекомендовать твои услуги, а до этого времени часто приходится зарабатывать меньше других коллег.