Найти тему
Жизнь по любви

Фильм “Черный лебедь”: Смерть хорошей девочки, или Интеграция Тени.

Оглавление

Фильм начинается сновидением Нины, в котором она оказывается во власти злодея и злодей как будто управляет ею. Это символическое отображение охваченности Тенью.

В процессе разбора фильма обсудим, что такое Тень, как она появляется и как проявляется.

Нина и ее мама

Нина, молодая женщина, солистка балета, живет с мамой. У Нины в жизни нет ничего и никого, кроме балета и мамы.

Сцена с завтраком (“Грейпфрут! Ро-о-о-зо-вый”) выглядит идиллией в отношениях матери и дочери, но по факту отражает психологическое слияние – как в песне “Я это ты, ты это я, и никого не надо нам”.

У Нины нет личного пространства: дверь в комнату не закрывается, мама всегда знает, где сейчас Нина, обо всех событиях Нина сразу же рассказывает маме, а если нет – мама сама все узнает.

У Нины нет свободы выбора и свободы действий – мать решает за нее, что ей делать.

Мать обходится с Ниной даже не как с маленькой девочкой, но как со своей собственностью.

Нина как личность отдельно не существует. Она лишь часть мамы, марионетка в ее руках. В некотором смысле отношения с мамой напоминают танец Одетты и Ротбарта во сне Нины в начале фильма.

Мать Нины и теневой аспект Солнца

Из разговора Нины и мамы мы узнаем, что мать Нины тоже была балериной. В 28 лет ушла из балета, чтобы растить Нину.

У нее нарциссическая травма – невозможность жить и наслаждаться жизнью без “успешного успеха”, которого сама она не добилась, и теперь хочет реализовать свои желания через дочь.

При этом по отношению к дочери у нее нарциссический клин: “Ты должна быть лучше всех и добиться того, чего я не добилась. Но ты не должна быть лучше меня”.

С одной стороны, она толкает Нину к “успеху”, с другой стороны, тормозит ее: она приносит огромный торт, хотя прекрасно знает, что Нина не сможет его съесть, а если съест – это не пойдет ей на пользу; в день выступления Нины она звонит в театр и говорит, что Нина не будет выступать.

В эзотерическом смысле это теневой аспект архетипа Солнца. Когда таланты и возможность успеха извращаются. А сила и любовь превращаются в тиранию.

Таланты не реализуются или реализуются “не так” – с чрезмерным усилием или с искаженной мотивацией. Успех становится недостижимой морковкой, за которой человек гонится как тот ослик.

Фокус внимания человека смещается на себя (женщина рисует автопортреты) и на достижение грандиозности. Если не самостоятельно, то добиться “успеха” через кого-то, часто – через детей. В психологии это называется нарциссическим расширением, и таким объектом как раз служит Нина.

В прихожей у матери висит зеркало в форме солнца. При этом оно создает эффект разбитости. Архетип солнца – про целостность. А такая разбитость – это теневой аспект архетипа.

Похожей формы зеркало висит и в гримерке Бет. И у нее мы тоже видим тему Грандиозности-Ничтожности.

Бет не может спокойно жить после завершения карьеры балерины – она попадает в больницу с переломами ног. И в разговоре с Ниной говорит “Я не совершенство, я никто”.

Выросшая с конкурирующей матерью, Нина тоже вращается в порочном круге конкуренции и во внутренней мясорубке Грандиозности-Ничтожности: нужно быть идеальной – и ты отказываешься от всех радостей жизни, чтобы быть совершенной, но любых действий всегда недостаточно и внутри ты чувствуешь себя ничтожеством.

Нина конкурирует и с Бет, и с Лили, и с матерью (“Я королева лебедей, а ты всю жизнь провела в кордебалете”), и с самой собой (борьба с собственной Тенью).

“Милая девочка”

У нарциссичной матери-тирана Нина вырастает “милой девочкой”.

Удобная, послушная, всегда извиняется (это уже бесит окружающих).

Всегда мило улыбается.

Не может сказать о своих желаниях. Когда Нина приходит к Тома просить роль Черного лебедя, она говорит “Я отрабатывала технику весь вечер”. Она не говорит напрямую “Я хочу эту роль, дайте мне ее, я смогу это сделать”.

Не может постоять за себя, не может сказать “нет”.

Чтобы выжить с такой матерью, Нина вынуждена быть идеальной.

Но в том совершенстве, к которому стремится Нина, нет жизни.

Нина не в контакте со своими чувствами. Агрессией, страстью, сексуальностью.

Мать обрезает ей ногти. А ногти это символ агрессии, в животном мире – атрибут защиты и нападения.

Нина не может выразить агрессию по отношению к матери, поэтому направляет агрессию на себя – расчесывает спину.

Мать не позволяет ей вырасти и жить своей жизнью. Ей нельзя проявить сексуальность. Ведь сексуальность это атрибут взрослой жизни, а если Нина станет взрослой, то мать не сможет манипулировать ею, дочь перестанет быть для матери удобной вещью.

В одном из эпизодов мы видим, что у Нины обнаруживают зажим в области диафрагмы.

Диафрагмальный зажим блокирует социальную проявленность. Это снова про теневое Солнце.

А еще зажим в диафрагме как бы отделяет нижнюю часть тела от “головы”. В тазу живут животные инстинкты – секс, агрессия, страсть, жажда жизни. И они оказываются отделенными, заблокированными, не соединяются с чувствами (сердцем) и мыслями (головой), не переходят в поведение, действия.

Из-за этого Нина хоть и с идеальной техникой в танце, но как будто “неживая”.

В какой-то момент Нина разбивает музыкальную шкатулку с фигуркой балерины, от балерины откалывается верхняя часть тела и остается только таз – в это время Нина как раз действует из животных импульсов.

Тень

Когда я говорю Тень, я имею в виду несколько вариантов:

– Теневой аспект архетипа.

– Теневая субличность.

– Теневые переживания и проявления.

Теневой аспект архетипа

Архетип это нечто общее для всех людей. Процессы и явления, которые знакомы и понятны всем людям.

Например, мы все проходим через рождение и смерть, через взросление и выбор пути. Нам знакомы страхи, иллюзии, сомнения и, наоборот, обретение надежды, ясности, устойчивости. И хотя у всех из нас разные родители, мы все понимаем, что значат слова “мать” и “отец”, знаем, какие функции они выполняют, какими качествами обладают.

Например, старшие арканы карт Таро описывают архетипы Пути – процессы, с которыми мы сталкиваемся, когда пускаемся в какое-то путешествие – будь то жизнь, поездка, ведение небольшого творческого проекта или создание большого бизнеса.

Есть архетипы, которые отражают набор человеческих качеств и функций. Например, “Мать” и “Отец”.

В младших арканах карт Таро “фигурные” карты (паж, рыцарь, королева, король) описывают разные типажи людей. Это тоже архетипы, мы легко узнаем таких людей, если углубимся в описание карт.

Есть, например, система архетипов Король, Воин, Маг, Любящий – мне нравится работа с этой системой.

Теневой аспект архетипа это либо когда “что-то пошло не так”, и позитивный типаж или позитивное явление приобрело негативные черты. Либо негативные стороны, которые уже заложены в само явление. Это может быть как часть “искушения” или просто как “все включено”.

Например, здоровый архетип Воина обладает храбростью, а травмированный Воин может быть трусливым или безрассудным. Здоровый архетип Короля обладает силой и добрым сердцем, а травмированный Король может быть слабаком или тираном.

У материнства есть теневая сторона как часть процесса. Мать может не только любить ребенка, но может также и злиться на него из-за того, что приходится отказываться от своей жизни, пока ребенок маленький.

Если женщина принимает свои чувства (злость из-за необходимости жертвовать), то все в порядке, она в ладу с теневой стороной.

Если женщина отрицает или вытесняет свои чувства, то может произойти расщепление на “хорошую мать” и “плохую мать” (“мачеху”, “ведьму” – с образами “плохой матери” мы тоже знакомы).

Тогда “хорошую мать” женщина осознает. А “плохая мать” может как бы захватить управление в обход сознания, и тогда женщина может даже убить ребенка.

Подобное расщепление мы видим в повести “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”.

Архетип Солнца, о котором мы говорили выше, это и состояние, и процесс. Целостность, контакт со своей душой, радость жизни, реализация талантов.

Солнце может быть травмированным. Тогда это раздробленность, потеря себя.

И у Солнца есть теневые искушения как часть процесса роста и развития человека – преодолеет ли человек их, справится ли. Например, это отказ от таланта ради денег.

Теневая субличность

Субличность это как отдельный человечек внутри человека. У субличности есть свои чувства, мысли, желания, паттерны поведения.

Мы можем впитать мировоззрение и поведение наших родственников. И тогда у нас может сформироваться, например, субличность “Баба Нюра”, которая все время жалуется на жизнь. Или критикующая мать, которая ругает нас, когда мы совершаем ошибку.

Субличности могут формироваться в тяжелых ситуациях, чтобы помогать нам выжить.

У нас может быть несколько субличностей внутреннего ребенка: например, радостный ребенок, капризный ребенок, несчастный ребенок и т.д. Это может быть и котенок, и дракончик. Также может быть несколько субличностей внутреннего взрослого: например, мудрый взрослый, взрослый-раздолбай и т.д.

Мы можем осознавать субличности и “включать” их по своему желанию. Например, в каких-то ситуациях можно расслабиться и подурачиться, побыть ребенком. А в каких-то ситуациях нужно собраться и включить мудреца.

А можем не осознавать субличности, и тогда они “владеют” нами: включаются сами, и мы, не осознавая, делаем странные вещи. Например, не хотелось посылать начальника на фиг, но вдруг что-то произошло и… упс…

Когда мы не осознаем субличности, мы не удовлетворяем их потребности, и тогда они превращаются в “монстров” – вылезают, когда не попадя, и делают страшные вещи. Это и есть теневые субличности.

Но если их осознавать и давать им место, они перестают быть опасными и становятся полезными. Вместо того, чтобы терпеть овертаймы на работе, а потом посылать начальника, у нас была бы способность говорить “Нет” переработкам вовремя.

Теневые переживания и проявления

Это то, что под запретом у человека.

Часто это социально неодобряемые переживания, так называемые, “негативные” эмоции – злость, страх, печаль, зависть.

Это то, за что нас стыдили или продолжают стыдить. Например, сексуальные желания, страсть, удовольствие.

Порой даже радость уходит в Тень, потому что в семье нельзя было радоваться, например, потому что кто-то тяжело болел и нужно было быть тихими и мрачными.

Часто мы приписываем наши теневые переживания кому-то другому. “Это он на меня злится”, “Это он хочет у меня украсть мое…”.

Нина, Тень и Лили

Сначала Нина видит сон о балете “Лебединое озеро”. И мы видим, как её захватывает Тень.

Дальше в метро Нина видит девушку, похожую на нее, только в темной одежде. (Двойничество это прием отображения Тени.)

А потом мы видим Лили в таком же темном пальто и с таким же шарфом, как у девушки в метро. Т.е., видимо, “двойником” из метро была Лили.

Лили и Нина похожи внешне. Даже парни в баре (Том и его приятель) говорят, что они похожи, как сестры.

При этом Лили почти полная противоположность по характеру.

Лили не боится ограничений. Не особо напрягается из-за опозданий. На слова Нины “Здесь нельзя курить” отвечает “А мы никому не скажем”.

Лили ведет свободный образ жизни: алкоголь, наркотики, случайный секс.

Лили не чурается интриг, чтобы получить роль (“случайно” поговорила с Тома о том, что Нина плакала).

При этом Лили танцует легко и свободно, естественно и с удовольствием. У нее не идеальная техника, но в движениях есть жизнь, есть энергия, она легко соблазняет танцем.

У Лили активно проявлено то, что подавлено у Нины.

На событийном уровне – Лили реальный человек.

Но на символическом уровне – Лили это Тень Нины.

После того, как Тома отказался дать Нине роль Черного лебедя, Нина идет домой по темного переходу и снова встречает своего “темного” двойника – в темной одежде и с распущенными волосами. А утром Нина идет к Тома тоже с распущенными волосами. И кусает Тома.

Так Тень проявилась сначала на символическом уровне в виде двойника, а потом в реальности – через проявление агрессии, укус.

И Тома нравится, что Нина наконец проявила жизнь, он дает ей роль в надежде на раскрытие этой “темной” стороны Нины.

Однако Нина продолжает быть “милой девочкой” и безжизненной танцовщицей. Тома пытается раскрыть ее сексуальность, ее жизненную силу, но все впустую.

Еще один символ тени это извращенец, которого Нина встречает в метро. Когда мы отказываемся принимать что-то в себе и подавляем это, оно проявляются в извращенной форме – в нас самих или в людях, которые нам встречаются.

Этот извращенец попадает в тот момент, когда у Нины уже запустился процесс контакта с тенью.

Нина узнает о предательстве Лили. От Тома получает разочарование и слова, что “никто бы ее не трахнул”.

В этом месте – развилка.

Одна дорога – сдаться, “лечь и умереть”, направив всю подавленную агрессию на саму себя вплоть до физической смерти.

Другая дорога – усилить роль “милой девочки”, продолжать стараться, продолжать сдерживать в себе злость.

Нина выбирают третью дорогу – самую здоровую. Она начинает соединяться со своей Тенью.

Сначала она проявляет агрессию по отношению к матери. Нина защищает себя, свои границы. Наверное, первый раз в жизни она делает это вслух.

Потом она идет с Лили в бар и выпускает свою сексуальность.

И хотя Нина говорила Тома, что она не девственница, в это верится с трудом. Во-первых, Нина отворачивается, как при обмане. Во-вторых, с такой матерью и таким режимом жизни – сложно представить Нину в отношениях с кем-то.

Из бара Нина возвращается домой как будто с Лили. Но это не физическая Лили, это символическая фигура – Тень Нины.

Когда Нина смотрит на Лили в постели, татуировка с лилиями на спине Лили превращается в крылья, а лицо Лили превращается в лицо самой Нины.

Это не был реальный секс с Лили. Это был символический контакт с Тенью, со своей вытесненной частью.

И Тень пытается задушить Нину подушкой со словами “милая девочка”.

Тень пытается захватить сознание полностью, уничтожив “хорошую” часть.

В ночь перед выступлением Тень все же захватывает Нину. И девушка превращается в “черного лебедя”: у нее растут перья, глаза и ноги превращаются в птичьи.

В день выступления Нина борется со своей Тенью.

Тома говорит ей “Единственный человек, который тебе мешает, это ты сама, избавься от этого человека”.

И когда подходит время для партии Черного лебедя, Нина борется с Лили. Но это не физическая Лили, это теневая субличность Нины. Каждая из них говорит “Сейчас моя очередь”. Очередь взять управление над телом и сознанием Нины и проявляться, действовать, жить.

Нина убивает фигуру Лили. Но так она убивает проекцию своей Тени на другого человека. И соединяется со своей Тенью, принимает ее внутрь себя.

В конце она говорит “Я познала совершенство, я постигла его”.

Когда-то Нина искала совершенство в точности выполнения движений, в идеальной технике. А Тома говорил о Бет, бывшей прима-балерине, что она совершенство – потому что поддается неведомому темному импульсу и с ней опасно.

Нина познала этот темный импульс внутри себя. Но и не позволила своей Тени полностью захватить власть. Она смогла сыграть роль и белого, и черного лебедя.

Она сможет и в жизни объединить эти два потока: с одной стороны, жизнь, страсть, сексуальность, агрессию, с другой стороны, разумные границы и адекватные формы проявления себя.

В финале фильма мы видим Нину с бьющей из живота кровью. Кажется, что она умрет. Но это, скорее, символ перерождения, трансформации, взросления. “Милая девочка” точно умерла. Родилась цельная женщина.

Роль Тома

В семье отец помогает матери отделиться от ребенка, а ребенку – отделиться от матери и выйти в мир.

Мы ничего не знаем про отца Нины. Знаем только, что мать Нины задерживалась по вечерам на репетициях, а Тома в то время был замечен за сексуальными контактами с танцовщицами. То есть не исключено, что он может быть отцом.

Тем не менее Нина растет без отца. В слиянии с матерью.

И в конечном счете именно Тома помогает ей отделиться от матери, соединиться с собой и повзрослеть.

Тома пытается пробудить в ней сексуальность. Через поцелуй, через ласки, через задание помастурбировать.

Чтобы выполнить задание Тома и соприкоснуться со своей чувственностью, Нина находит в коридоре палку, чтобы закрыть дверь в комнату и остаться одной, без матери. Палка имеет форму жезла – символ фаллоса, мужской энергии.

Это первый эпизод отделения от матери. Мужская энергия в действии.

Тома провоцирует Нину на злость, не давая ей роль, будучи с ней жестким. И в конце концов Нина начинает пользоваться своей агрессией.

А агрессия нам необходима, чтобы пройти этап отделения от родителей и перейти в свою жизнь.

Роль Бет

В семье девочки учатся женственности в матери.

Лет в 5-6, в возрасте “принцессы”, примеряют мамины вещи, пытаются пользоваться маминой косметикой.

Нина же восхищается Бет и заимствует у нее помаду и различные “женские штучки”.

Нина не может перенять женственность у матери. Потому что они в слиянии, потому что у матери у самой жизнь и сексуальность не проявлены.

Бет для Нины это возможность соприкоснуться с женственностью. Причем с живой, настоящей.

Интересно, что Тома называет принцессой Бет, а потом и Нину. Так отцы называют своих дочек в 5-летнем возрасте.

При этом судьба Бет это еще и судьба балетных принцесс. Пока ты молода – ты востребована. Но если ты не взрослеешь, не становишься сама для себя королевой, а продолжаешь быть принцессой для кого-то (снова теневое солнце) – ты как будто становишься никому не нужной после определенного возраста, и вместо тебя находят новую принцессу.

Что будет с Ниной лет через 5-10, как сложится ее жизнь?

---

Работаю с темой Теней и Архетипов.

Работаю с темой взросления и отделения от родителей авторским методом: на личном уровне, на уровне рода и на уровне опыта души в других воплощениях.

В профиле есть ссылка на мой сайт с подробностями.

Птицы
1138 интересуются