Фильм начинается сновидением Нины, в котором она оказывается во власти злодея и злодей как будто управляет ею. Это символическое отображение охваченности Тенью.
В процессе разбора фильма обсудим, что такое Тень, как она появляется и как проявляется.
Нина и ее мама
Нина, молодая женщина, солистка балета, живет с мамой. У Нины в жизни нет ничего и никого, кроме балета и мамы.
Сцена с завтраком (“Грейпфрут! Ро-о-о-зо-вый”) выглядит идиллией в отношениях матери и дочери, но по факту отражает психологическое слияние – как в песне “Я это ты, ты это я, и никого не надо нам”.
У Нины нет личного пространства: дверь в комнату не закрывается, мама всегда знает, где сейчас Нина, обо всех событиях Нина сразу же рассказывает маме, а если нет – мама сама все узнает.
У Нины нет свободы выбора и свободы действий – мать решает за нее, что ей делать.
Мать обходится с Ниной даже не как с маленькой девочкой, но как со своей собственностью.
Нина как личность отдельно не существует. Она лишь часть мамы, марионетка в ее руках. В некотором смысле отношения с мамой напоминают танец Одетты и Ротбарта во сне Нины в начале фильма.
Мать Нины и теневой аспект Солнца
Из разговора Нины и мамы мы узнаем, что мать Нины тоже была балериной. В 28 лет ушла из балета, чтобы растить Нину.
У нее нарциссическая травма – невозможность жить и наслаждаться жизнью без “успешного успеха”, которого сама она не добилась, и теперь хочет реализовать свои желания через дочь.
При этом по отношению к дочери у нее нарциссический клин: “Ты должна быть лучше всех и добиться того, чего я не добилась. Но ты не должна быть лучше меня”.
С одной стороны, она толкает Нину к “успеху”, с другой стороны, тормозит ее: она приносит огромный торт, хотя прекрасно знает, что Нина не сможет его съесть, а если съест – это не пойдет ей на пользу; в день выступления Нины она звонит в театр и говорит, что Нина не будет выступать.
В эзотерическом смысле это теневой аспект архетипа Солнца. Когда таланты и возможность успеха извращаются. А сила и любовь превращаются в тиранию.
Таланты не реализуются или реализуются “не так” – с чрезмерным усилием или с искаженной мотивацией. Успех становится недостижимой морковкой, за которой человек гонится как тот ослик.
Фокус внимания человека смещается на себя (женщина рисует автопортреты) и на достижение грандиозности. Если не самостоятельно, то добиться “успеха” через кого-то, часто – через детей. В психологии это называется нарциссическим расширением, и таким объектом как раз служит Нина.
В прихожей у матери висит зеркало в форме солнца. При этом оно создает эффект разбитости. Архетип солнца – про целостность. А такая разбитость – это теневой аспект архетипа.
Похожей формы зеркало висит и в гримерке Бет. И у нее мы тоже видим тему Грандиозности-Ничтожности.
Бет не может спокойно жить после завершения карьеры балерины – она попадает в больницу с переломами ног. И в разговоре с Ниной говорит “Я не совершенство, я никто”.
Выросшая с конкурирующей матерью, Нина тоже вращается в порочном круге конкуренции и во внутренней мясорубке Грандиозности-Ничтожности: нужно быть идеальной – и ты отказываешься от всех радостей жизни, чтобы быть совершенной, но любых действий всегда недостаточно и внутри ты чувствуешь себя ничтожеством.
Нина конкурирует и с Бет, и с Лили, и с матерью (“Я королева лебедей, а ты всю жизнь провела в кордебалете”), и с самой собой (борьба с собственной Тенью).
“Милая девочка”
У нарциссичной матери-тирана Нина вырастает “милой девочкой”.
Удобная, послушная, всегда извиняется (это уже бесит окружающих).
Всегда мило улыбается.
Не может сказать о своих желаниях. Когда Нина приходит к Тома просить роль Черного лебедя, она говорит “Я отрабатывала технику весь вечер”. Она не говорит напрямую “Я хочу эту роль, дайте мне ее, я смогу это сделать”.
Не может постоять за себя, не может сказать “нет”.
Чтобы выжить с такой матерью, Нина вынуждена быть идеальной.
Но в том совершенстве, к которому стремится Нина, нет жизни.
Нина не в контакте со своими чувствами. Агрессией, страстью, сексуальностью.
Мать обрезает ей ногти. А ногти это символ агрессии, в животном мире – атрибут защиты и нападения.
Нина не может выразить агрессию по отношению к матери, поэтому направляет агрессию на себя – расчесывает спину.
Мать не позволяет ей вырасти и жить своей жизнью. Ей нельзя проявить сексуальность. Ведь сексуальность это атрибут взрослой жизни, а если Нина станет взрослой, то мать не сможет манипулировать ею, дочь перестанет быть для матери удобной вещью.
В одном из эпизодов мы видим, что у Нины обнаруживают зажим в области диафрагмы.
Диафрагмальный зажим блокирует социальную проявленность. Это снова про теневое Солнце.
А еще зажим в диафрагме как бы отделяет нижнюю часть тела от “головы”. В тазу живут животные инстинкты – секс, агрессия, страсть, жажда жизни. И они оказываются отделенными, заблокированными, не соединяются с чувствами (сердцем) и мыслями (головой), не переходят в поведение, действия.
Из-за этого Нина хоть и с идеальной техникой в танце, но как будто “неживая”.
В какой-то момент Нина разбивает музыкальную шкатулку с фигуркой балерины, от балерины откалывается верхняя часть тела и остается только таз – в это время Нина как раз действует из животных импульсов.
Тень
Когда я говорю Тень, я имею в виду несколько вариантов:
– Теневой аспект архетипа.
– Теневая субличность.
– Теневые переживания и проявления.
Теневой аспект архетипа
Архетип это нечто общее для всех людей. Процессы и явления, которые знакомы и понятны всем людям.
Например, мы все проходим через рождение и смерть, через взросление и выбор пути. Нам знакомы страхи, иллюзии, сомнения и, наоборот, обретение надежды, ясности, устойчивости. И хотя у всех из нас разные родители, мы все понимаем, что значат слова “мать” и “отец”, знаем, какие функции они выполняют, какими качествами обладают.
Например, старшие арканы карт Таро описывают архетипы Пути – процессы, с которыми мы сталкиваемся, когда пускаемся в какое-то путешествие – будь то жизнь, поездка, ведение небольшого творческого проекта или создание большого бизнеса.
Есть архетипы, которые отражают набор человеческих качеств и функций. Например, “Мать” и “Отец”.
В младших арканах карт Таро “фигурные” карты (паж, рыцарь, королева, король) описывают разные типажи людей. Это тоже архетипы, мы легко узнаем таких людей, если углубимся в описание карт.
Есть, например, система архетипов Король, Воин, Маг, Любящий – мне нравится работа с этой системой.
Теневой аспект архетипа это либо когда “что-то пошло не так”, и позитивный типаж или позитивное явление приобрело негативные черты. Либо негативные стороны, которые уже заложены в само явление. Это может быть как часть “искушения” или просто как “все включено”.
Например, здоровый архетип Воина обладает храбростью, а травмированный Воин может быть трусливым или безрассудным. Здоровый архетип Короля обладает силой и добрым сердцем, а травмированный Король может быть слабаком или тираном.
У материнства есть теневая сторона как часть процесса. Мать может не только любить ребенка, но может также и злиться на него из-за того, что приходится отказываться от своей жизни, пока ребенок маленький.
Если женщина принимает свои чувства (злость из-за необходимости жертвовать), то все в порядке, она в ладу с теневой стороной.
Если женщина отрицает или вытесняет свои чувства, то может произойти расщепление на “хорошую мать” и “плохую мать” (“мачеху”, “ведьму” – с образами “плохой матери” мы тоже знакомы).
Тогда “хорошую мать” женщина осознает. А “плохая мать” может как бы захватить управление в обход сознания, и тогда женщина может даже убить ребенка.
Подобное расщепление мы видим в повести “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”.
Архетип Солнца, о котором мы говорили выше, это и состояние, и процесс. Целостность, контакт со своей душой, радость жизни, реализация талантов.
Солнце может быть травмированным. Тогда это раздробленность, потеря себя.
И у Солнца есть теневые искушения как часть процесса роста и развития человека – преодолеет ли человек их, справится ли. Например, это отказ от таланта ради денег.
Теневая субличность
Субличность это как отдельный человечек внутри человека. У субличности есть свои чувства, мысли, желания, паттерны поведения.
Мы можем впитать мировоззрение и поведение наших родственников. И тогда у нас может сформироваться, например, субличность “Баба Нюра”, которая все время жалуется на жизнь. Или критикующая мать, которая ругает нас, когда мы совершаем ошибку.
Субличности могут формироваться в тяжелых ситуациях, чтобы помогать нам выжить.
У нас может быть несколько субличностей внутреннего ребенка: например, радостный ребенок, капризный ребенок, несчастный ребенок и т.д. Это может быть и котенок, и дракончик. Также может быть несколько субличностей внутреннего взрослого: например, мудрый взрослый, взрослый-раздолбай и т.д.
Мы можем осознавать субличности и “включать” их по своему желанию. Например, в каких-то ситуациях можно расслабиться и подурачиться, побыть ребенком. А в каких-то ситуациях нужно собраться и включить мудреца.
А можем не осознавать субличности, и тогда они “владеют” нами: включаются сами, и мы, не осознавая, делаем странные вещи. Например, не хотелось посылать начальника на фиг, но вдруг что-то произошло и… упс…
Когда мы не осознаем субличности, мы не удовлетворяем их потребности, и тогда они превращаются в “монстров” – вылезают, когда не попадя, и делают страшные вещи. Это и есть теневые субличности.
Но если их осознавать и давать им место, они перестают быть опасными и становятся полезными. Вместо того, чтобы терпеть овертаймы на работе, а потом посылать начальника, у нас была бы способность говорить “Нет” переработкам вовремя.
Теневые переживания и проявления
Это то, что под запретом у человека.
Часто это социально неодобряемые переживания, так называемые, “негативные” эмоции – злость, страх, печаль, зависть.
Это то, за что нас стыдили или продолжают стыдить. Например, сексуальные желания, страсть, удовольствие.
Порой даже радость уходит в Тень, потому что в семье нельзя было радоваться, например, потому что кто-то тяжело болел и нужно было быть тихими и мрачными.
Часто мы приписываем наши теневые переживания кому-то другому. “Это он на меня злится”, “Это он хочет у меня украсть мое…”.
Нина, Тень и Лили
Сначала Нина видит сон о балете “Лебединое озеро”. И мы видим, как её захватывает Тень.
Дальше в метро Нина видит девушку, похожую на нее, только в темной одежде. (Двойничество это прием отображения Тени.)
А потом мы видим Лили в таком же темном пальто и с таким же шарфом, как у девушки в метро. Т.е., видимо, “двойником” из метро была Лили.
Лили и Нина похожи внешне. Даже парни в баре (Том и его приятель) говорят, что они похожи, как сестры.
При этом Лили почти полная противоположность по характеру.
Лили не боится ограничений. Не особо напрягается из-за опозданий. На слова Нины “Здесь нельзя курить” отвечает “А мы никому не скажем”.
Лили ведет свободный образ жизни: алкоголь, наркотики, случайный секс.
Лили не чурается интриг, чтобы получить роль (“случайно” поговорила с Тома о том, что Нина плакала).
При этом Лили танцует легко и свободно, естественно и с удовольствием. У нее не идеальная техника, но в движениях есть жизнь, есть энергия, она легко соблазняет танцем.
У Лили активно проявлено то, что подавлено у Нины.
На событийном уровне – Лили реальный человек.
Но на символическом уровне – Лили это Тень Нины.
После того, как Тома отказался дать Нине роль Черного лебедя, Нина идет домой по темного переходу и снова встречает своего “темного” двойника – в темной одежде и с распущенными волосами. А утром Нина идет к Тома тоже с распущенными волосами. И кусает Тома.
Так Тень проявилась сначала на символическом уровне в виде двойника, а потом в реальности – через проявление агрессии, укус.
И Тома нравится, что Нина наконец проявила жизнь, он дает ей роль в надежде на раскрытие этой “темной” стороны Нины.
Однако Нина продолжает быть “милой девочкой” и безжизненной танцовщицей. Тома пытается раскрыть ее сексуальность, ее жизненную силу, но все впустую.
Еще один символ тени это извращенец, которого Нина встречает в метро. Когда мы отказываемся принимать что-то в себе и подавляем это, оно проявляются в извращенной форме – в нас самих или в людях, которые нам встречаются.
Этот извращенец попадает в тот момент, когда у Нины уже запустился процесс контакта с тенью.
Нина узнает о предательстве Лили. От Тома получает разочарование и слова, что “никто бы ее не трахнул”.
В этом месте – развилка.
Одна дорога – сдаться, “лечь и умереть”, направив всю подавленную агрессию на саму себя вплоть до физической смерти.
Другая дорога – усилить роль “милой девочки”, продолжать стараться, продолжать сдерживать в себе злость.
Нина выбирают третью дорогу – самую здоровую. Она начинает соединяться со своей Тенью.
Сначала она проявляет агрессию по отношению к матери. Нина защищает себя, свои границы. Наверное, первый раз в жизни она делает это вслух.
Потом она идет с Лили в бар и выпускает свою сексуальность.
И хотя Нина говорила Тома, что она не девственница, в это верится с трудом. Во-первых, Нина отворачивается, как при обмане. Во-вторых, с такой матерью и таким режимом жизни – сложно представить Нину в отношениях с кем-то.
Из бара Нина возвращается домой как будто с Лили. Но это не физическая Лили, это символическая фигура – Тень Нины.
Когда Нина смотрит на Лили в постели, татуировка с лилиями на спине Лили превращается в крылья, а лицо Лили превращается в лицо самой Нины.
Это не был реальный секс с Лили. Это был символический контакт с Тенью, со своей вытесненной частью.
И Тень пытается задушить Нину подушкой со словами “милая девочка”.
Тень пытается захватить сознание полностью, уничтожив “хорошую” часть.
В ночь перед выступлением Тень все же захватывает Нину. И девушка превращается в “черного лебедя”: у нее растут перья, глаза и ноги превращаются в птичьи.
В день выступления Нина борется со своей Тенью.
Тома говорит ей “Единственный человек, который тебе мешает, это ты сама, избавься от этого человека”.
И когда подходит время для партии Черного лебедя, Нина борется с Лили. Но это не физическая Лили, это теневая субличность Нины. Каждая из них говорит “Сейчас моя очередь”. Очередь взять управление над телом и сознанием Нины и проявляться, действовать, жить.
Нина убивает фигуру Лили. Но так она убивает проекцию своей Тени на другого человека. И соединяется со своей Тенью, принимает ее внутрь себя.
В конце она говорит “Я познала совершенство, я постигла его”.
Когда-то Нина искала совершенство в точности выполнения движений, в идеальной технике. А Тома говорил о Бет, бывшей прима-балерине, что она совершенство – потому что поддается неведомому темному импульсу и с ней опасно.
Нина познала этот темный импульс внутри себя. Но и не позволила своей Тени полностью захватить власть. Она смогла сыграть роль и белого, и черного лебедя.
Она сможет и в жизни объединить эти два потока: с одной стороны, жизнь, страсть, сексуальность, агрессию, с другой стороны, разумные границы и адекватные формы проявления себя.
В финале фильма мы видим Нину с бьющей из живота кровью. Кажется, что она умрет. Но это, скорее, символ перерождения, трансформации, взросления. “Милая девочка” точно умерла. Родилась цельная женщина.
Роль Тома
В семье отец помогает матери отделиться от ребенка, а ребенку – отделиться от матери и выйти в мир.
Мы ничего не знаем про отца Нины. Знаем только, что мать Нины задерживалась по вечерам на репетициях, а Тома в то время был замечен за сексуальными контактами с танцовщицами. То есть не исключено, что он может быть отцом.
Тем не менее Нина растет без отца. В слиянии с матерью.
И в конечном счете именно Тома помогает ей отделиться от матери, соединиться с собой и повзрослеть.
Тома пытается пробудить в ней сексуальность. Через поцелуй, через ласки, через задание помастурбировать.
Чтобы выполнить задание Тома и соприкоснуться со своей чувственностью, Нина находит в коридоре палку, чтобы закрыть дверь в комнату и остаться одной, без матери. Палка имеет форму жезла – символ фаллоса, мужской энергии.
Это первый эпизод отделения от матери. Мужская энергия в действии.
Тома провоцирует Нину на злость, не давая ей роль, будучи с ней жестким. И в конце концов Нина начинает пользоваться своей агрессией.
А агрессия нам необходима, чтобы пройти этап отделения от родителей и перейти в свою жизнь.
Роль Бет
В семье девочки учатся женственности в матери.
Лет в 5-6, в возрасте “принцессы”, примеряют мамины вещи, пытаются пользоваться маминой косметикой.
Нина же восхищается Бет и заимствует у нее помаду и различные “женские штучки”.
Нина не может перенять женственность у матери. Потому что они в слиянии, потому что у матери у самой жизнь и сексуальность не проявлены.
Бет для Нины это возможность соприкоснуться с женственностью. Причем с живой, настоящей.
Интересно, что Тома называет принцессой Бет, а потом и Нину. Так отцы называют своих дочек в 5-летнем возрасте.
При этом судьба Бет это еще и судьба балетных принцесс. Пока ты молода – ты востребована. Но если ты не взрослеешь, не становишься сама для себя королевой, а продолжаешь быть принцессой для кого-то (снова теневое солнце) – ты как будто становишься никому не нужной после определенного возраста, и вместо тебя находят новую принцессу.
Что будет с Ниной лет через 5-10, как сложится ее жизнь?
---
Работаю с темой Теней и Архетипов.
Работаю с темой взросления и отделения от родителей авторским методом: на личном уровне, на уровне рода и на уровне опыта души в других воплощениях.
В профиле есть ссылка на мой сайт с подробностями.