/ Продолжение. Начало обзора дискографии Status Quo вы можете почитать здесь /
/ 1-я часть Продолжения здесь /
К концу 70-х годов исполнительское мастерство музыкантов перестало быть обязательным условием, чтобы их музыку слушали миллионы. Более того, стало очевидным, что играть хорошую музыку, играя при этом плохо, это тоже надо было уметь. А уж играть хорошо плохую музыку - это и вовсе целое искусство. В ситуации со Status Quo эта формула никак не работала.
Более-менее уверенно играть на гитаре Фрэнсис Росси научился к середине тех самых 70-х годов (напомню, по факту костяк Status Quo существовал с 1962 (!) года). К началу 80-х его способности лидер-гитариста, пожалуй, уже соответствовали статусу команды.
При том, что последние лет десять SQ практиковали неизменный аутентичный рок-буги с незначительным креном к чуть более жёсткому, но умеренному хард-року. Говоря иными словами, большого стилистического разброса в своей музыке участники группы не могли себе позволить в силу своих технических возможностей. Хорошую ли музыку играла тогда эта четвёрка, было делом вкуса.
К 79-му, несмотря на изнурительные туры, у группы имелось достаточно материала на новый пласт, который не заставил себя ждать в виде кругляша под названием «Whatever You Want» («Все, что ты захочешь», 1979). Он стал венцом творений всего десятилетия у SQ и представлял собой зрелую и качественную работу (а это был уже двенадцатый их альбом), которая являлась своего рода итогом творческих усилий группы на том временном отрезке. Альбом действительно был хорош, казалось бы, музыканты наконец-то обрели себя и достигли того, к чему столько лет стремились.
Главная композиция альбома «Whatever You Want» претендует на то, чтобы стать самым удачным примером слаженного и отточенного исполнения в рамках данной программы. Также отмечу «High Flyer». Редкий случай, когда Ф. Росси, видимо, поразмыслив, не разразился безумным шквалом гитарного соло, сыграв на этот раз достаточно умеренно, пожалуй, даже скромнее, чем было необходимо. Но, в принципе, диск неплохо воспринимается и весь, под настроение.
Через год появился «Just Supposin'...» («Просто предположение…», 1980) на котором, то ли "вихри враждебные" в образе свирепствовавшего на Британских островах панк-рока и уже готовой накрыть архипелаг "новой волны", а быть может полугодовая пауза, взятая участниками группы после выхода "Whatever...", сказалась каким-то образом. Но что-то в головах этих парней переключилось и восприятие окружающего мира у некоторых из них до определённой степени преломилось.
Первым делом SQ отказались от дальнейших услуг искушённого продюсера Пипа Уильямса, с которым сотрудничали почти четыре года и записали три крайних, не самых худших диска. Означать это могло лишь одно - группа вознамерилась свернуть с привычного курса в неведомом пока что направлении.
П. Уильямс и пятеро участников группы, надо признать, честно исполнили то, что были вынуждены исполнить. В своём звучании они ощутимо продвинулись вперёд, а ещё попытались разнообразить стилистику и аранжировки песен, использовав многие имевшиеся в своём арсенале формы - от умеренного хард-рока до унылого буги-блюз-рока. Имелась тут и битловская вещь «Don't Drive My Car». По мне же лучше всего тут вышла дорожка «Over The Edge». И это все.
Между тем, музыкальной общественностью "Just Supposin'" был принят весьма благосклонно. Скажем, обозреватель AllMusic Дэйв Томпсон особо оценил качество песен альбома, отметив, что в них соединились ожидаемые мотивы рок-буги с мотивами поп-музыки и даже "новой волны". "Решение странное, но любопытное, хотя и не совсем соответствующее моде того года”, - подвёл черту Д. Томпсон. Не уверен, что все читатели AllMusic были целиком и полностью согласны с мнением обозревателя.
«Never Too Late» («Никогда не бывает слишком поздно», 1981) – это модифицированный гитарный буги-рок разной степени интенсивности, приправленный клавишными, где-то чуть больше, где-то меньше.
Наверняка не всем консервативным поклонникам этой группы пришлась по сердцу эта пластинка, но, опять же, и музыкантов и их продюсера ни в чём нельзя упрекнуть.
Экспериментировали тогда многие, не только эти парни, чтобы не отстать и не затеряться в разномастной толпе рок-коллективов. И выдержать нешуточную конкуренцию способны были наиболее стойкие и, что немаловажно, гибкие. SQ оказались из числа таковых. Тем более, что продолжения подобных творческих метаний у группы не последовало, так что этот альбом даже не попытка поиска какого-то нового пути развития, а скорее случайный шаг в сторону.
В попытках не отстать от изменчивой действительности музыканты замахнулись было на определённые перемены, ничего особо при этом не меняя. Заигрывания с новомодными течениями того времени привели скорее к обратным результатам, группа утратила то, что уже имела, и не приобрела чего-то стоящего взамен. Реверанс в сторону "новой волны" с её бесконечным проливанием слёз над собой, любимым, это был явно не их путь.
«1+9+8+2» (1982) в какой-то мере продолжил тенденцию, сложившуюся на «Never Too Late». Но пластинка получилась довольно мажорной, но до ужаса стандартной. Тем более, что открывается она одной из самых узнаваемых их песен «She Don't Fool Me». Такая она, заводная, как апельсин.
Хард-рока тут, как и на двух предыдущих релизах – с серединки на половинку, по большей части тут представлен фирменный рокешник данных британцев, с рок-н-ролльным или буги настроем. И несколькими проходными номерами. При желании из этой массы можно выделить разве что "Big Man", впитавшую в себя дыхание 80-х. И на этом все.
Резюме: в творчестве этой уважаемой группы были альбомы и посильнее и поинтереснее.
«Back to Back» («Спина к спине», 1983) оказался очередным заполнением в обширной дискографии SQ, и не сказал бы, что упущение его оказалось в ней каким-либо серьезным пробелом. Послушать отсюда можно номера «Ol' Rag Blues» и балладу «Too Close To The Ground». Оставшиеся песни довольно средненькие: рок-н-роллы, среднетемповые, а также блюзанутые. В некоторых, правда, есть неплохое гитарное соло. Если у вас ностальгия по Uriah Heep попсового периода, то слушать это, пожалуй, можно. Если нет, то, наверное, не надо.
Вот и добрались мы до пресловутого «In the Army Now» («Сейчас в армии», 1986). «In the Army Now» отсюда - хит на все времена, отличная пацифистская вещь (где запоминается буквально все – гитарный риффинг, вокал, текст), которая совершенно, как оказалось, не отражает стилистику этой команды (потому как написана не ими, а голландским дуэтом Bolland & Bolland). По этой песне Status Quo знают во всем мире.
Всю жизнь пытаться играть четкий рок, но прославиться при помощи кавера на синтипоп из 1980-го! Это такая, знаете, злая ирония.
Среди других приметных песен можно отметить «End of the Line», с отличной жесткой ритм-секцией и интересным вокалом, и «Red Sky», энергичный среднетемповый хард-рок с неплохим припевом. Остальные вещи не запоминаются.
А вот на «Ain't Complaining» («Я не жалуюсь», 1988) как раз хочется пожаловаться. На деле альбом этот ровный и сбалансированный, хорошо, профессионально сделанный и записанный. Но уж слишком попсовый, и сказать о нем мне особо нечего.
Такой Status Quo мне не нравится: мелодичный, но насквозь эстрадный. Переслушивать я его никогда не буду, ибо это нечто совершенно не мое. Соответственно, нечего отсюда я и не смог для себя выделить.
Видео по теме:
та же песня сорок лет спустя:
и далее:
та же песня тридцать с лишним лет спустя: