Найти тему
Русский Пионер

Певчие пекла

Периодически автор-исполнитель, а регулярно шеф-редактор «РП» Игорь Мартынов знакомится и знакомит с уличными бардами тропической земли, которая угорает и периодически, и регулярно. Это сухой сезон. Можно подпевать, если духу хватит.

На улице — двести сорок два. Пока это не градусы (их плюс сорок два), а уровень смога — фиолетовый, «очень нездоровый» уровень. Что значит «очень нездоровый»? Значит, воздуха как такового нет — весь выгорел. Не видно гор — солнце растопыренными лучами слепо шарит в мареве, ищет землю, в которую положено светить, — и, не нашедши, вязнет, растратив люмены. День так и не наступает в хронических сумерках. Листья жухлые облетают с пальм как отжившие легкие курильщиков, с тихим шорохом под ноги ложатся. Шуршим и шаркаем, узники заброшенной в тропиках богадельни.

Сухой сезон. Время масок, не тех, ковидных, облегченных, а по-тяжелому, калибра девяносто пять. Хотя местных мало напрягает уровень смога — им фиолетово. Они и не маскируются. Вот когда был ковид, тогда в масках были все поголовно. Ибо тогда без маски ты представлял угрозу для ближнего, для человечества. Сейчас без маски ты угроза всего-то себе. С собой всегда можно поладить на основе «сабай-сабай» — сколь непереводимый, столь и непреложный закон комфортной жизни, который помимо прочего, например, не признает использование шлема при езде на мототехнике, а потому Таиланд держит прочное первое место в мире по смертельным исходам в ДТП. «Сабай-сабай» приговаривают фермеры и жгут траву, а с нею и поля, и леса для пущего урожая риса, как жгли испокон. Благодаря чему провинция Чиангмай — бессменный чемпион планеты в области смога. Монахи в оранжевом нон-стоп распыляют из пушек-хлопушек свежих кремированных — развеянный прах смешивается с дымами, чтобы кем-то вдохнуться. Вертится коло сансары, покашливая.

-2

Здесь птицы не поют, а стонут — как Див, как Скопа, как Юстрица вместе взятые. Деревья не растут, а кукожатся. «Не стойте под деревом Бодхи, возможно падение ветвей». Ветви у священного древа — с оглоблю.

Единственный, кто как-то ободрял в этом смоге и пекле, — Уголек. Он же Антрацит — черномазый кошак возник в курдонёре нашего кондо в тот момент, когда администрация объявила домашних животных вне закона. На входе выставлен плакат NO PETS ALLOWED. «С котами нельзя! Брысь, а то милицию позову…» Потянулись в изгнание кошатники и собачники со своими питомцами… Но на противоходе во двор вошел, протяжно, по-трубадурски мяукая, этот угольный, как бы прошедший многие пожары и дымы, кот. Его подкармливание и поглаживание стало единственной доступной нам формой протеста против нечеловеческого запрета. Кот мужественно (именно так, ибо аутентично уличный уберегся от кастрации) поедал все, что ему приносили, и снисходительно позволял гладить себя всем без разбору.

Я почесал спинку — он подставил пузо: чеши. Я почесал. У антрацитового пузо оказалось совсем не такое мохнатое, как у того кота, которого я не чесал, не тискал, не видел уже два года. Уголек понял, что я взгрустнул, и сказал — пойдем, чего покажу. Мы вышли со двора на улицу. На обочине стоял несколько покоцанный, но, хоть он тресни, легендарный Nissan Skyline (в кузове R32), по которому сходили и сходят с ума все мало-мальские стритрейсеры этого света (наверное, и того — выжили не все). В лихом девяностом мы прилетели на авторынок во Владик — друг как раз собрался стать бизнесменом и для этого первым делом, естественно, купить «Ниссан Патрол». Какая Марья без нагана, какая воля без патроля? Уже договорился перекинуть джип военным бортом из Благовещенска в Москву. Уже дядя Саныч в Западном Дегунине разжигал электрод — приваривать самый нарядный кенгурятник. Но тут грянули таможенные пошлины, и продавцы резко сняли все машины с продаж. Перекати-поле — вот как встретил нас изобильный еще вчера владивостокский авторынок. Только по центру, как шплинт от куда-то съехавшей карусели, торчало купе того затаенного цвета, который в оте-чественной автомобильной колористике получил гордое имя «сафари». Подошли поближе. «Ниссан Скайлайн», — задумчиво прочитал друг. Присел у капота, прикидывая, как будет смотреться кенгурятник на гоночном купе. «А что? Ничего не попишешь. Надо с чего-то начинать». Отправились к сторожу выяснять, что почем. Сторож куда-то позвонил, и скоро приехала группа, наверное, бизнесменов, потому что на «Патроле». Они внимательно выслушали вдохновенный спич друга про то, что он всю жизнь мечтал именно о таком «Скайлайне», и назвали цену, от которой друг немного качнулся, но все-таки устоял. Именно тогда я поверил, что он обязательно станет бизнесменом. Чего бы ему это ни стоило.

-3

Как и следовало ожидать, в «Скайлайне» не работало ничего. Кроме магнитолы. Мы ее включили на полную, и божественные звуки главного шлягера девяностого года «Ядрёна вошь» от «Сектора Газа» понеслись над эпическим нашим обломом:

Ты говорила, что ни с кем ты не была

И что я первый, кому ты дала…

Пой, Юра Хой, пой!

…И вот новая встреча со «Скайлайном» R32. Этот экземпляр явно на боевом ходу. Кот лег на капот и подвинулся, приглашая меня поваляться рядом. Был бы у него ключ зажигания — он бы, конечно, разрешил мне покататься, не вопрос. Я снял маску, чтоб он видел, как я улыбаюсь благодарно.

А на следующий день он не появился во дворе. Но и «Скайлайна» на обочине не оказалось. Похоже, антрацитовый все-таки раздобыл ключ зажигания. Дымы заволокли и сокрыли маршрут его исчезновения.

Не говори об этом,

не говори о том,

хвост держи пистолетом —

отстреляешь потом,

когда дойдет до дела,

если до дела дойдет,

а пока только мелом.

— Но мелом не в счет!

— Ну, посмотрим, посмотрим,

еще поглядим,

что там будет за чёртом,

что за людьми.

— От ваших богаделен

только дым, вонь.

Мой хвост нацелен. Прицелен.

Огонь!

Кот умчался. Но зерна непокорности, посеянные им, взошли и стучали в сердце. Это был творческий порыв в чистом виде: идти к людям. Играть, петь, заниматься самодеятельностью. Неважно, какова будет их реакция. И будет ли вообще. Просто: вдыхаешь смог — а выдыхаешь песнь. Делаешь улице искусственное дыхание — улица не должна задохнуться без музыки в этот самый засушливый миг. Город не должен обез-голосеть под кляпом маски номер девяносто пять. Пока там, на углу, поет одинокий бард — не все потеряно. Не оставляйте стараний, маэстро.

Щас спою! Нужен только аккомпанемент. Вот, например, тьякхе — струнный щипковый инструмент индийского происхождения, чем-то похожий по строению на гитару. Корпус из дерева. Имеются струны, но всего три: две высокозвуковые — шелковые. Третья, с низким звучанием, — медная. Для тайской гаммы пойдет. Тайская гамма включает в себя семь темперированных нот, вместо смешения тонов и полутонов. Пять из семи тонов используются как основные высоты в любой тональности, представляя неэквидистантные интервалы. Все бы ничего, но у меня-то все песни с полутонами и эквидистантами, я по-другому не смогу.

Значит, купил в интернете самую дешевую гитару и даже настроил, зажав на втором ладу кападастр. Пока настраивал, вспомнил — мышечной памятью — ту, самую первую, гитару, шиховскую, за шестнадцать с полтиной… Язык не повернется назвать музыкальным инструментом тот слиток беды и отрады… Дайте шиховскую гитару, и я переверну мир обратно! Под слабый дзинь ее косого резонанса отпето все, чему теперь нет места на земле: БАМ, вельвет, портвейн молдавский, чуингам из Вильнюса, ушитые на десять сайзов индийские денимы «Милтонс»… В те самодеятельные времена вполне хватало трех аккордов (Dm-Am-Em), а почему? Кто хоть разок держал руками сов. гитару, тот знает, что септы и субдоминанты отродясь на ней не брались… да просто не было нужды — один и тот же простейший аккорд никогда не совпадал на двух гитарах одной и той же фабрики, каждая была непредсказуема, дика, ждала особого подхода и в ответ никогда не скупилась собой! Однако же и сходство гитары с женщиной, подмеченное Лоркой, оставим для испанских щипков… как слишком слабое сравнение для нашей, как слишком робкий ей комплимент… Ее -стихия — шок -и -трепет, спасать и рушить семьи, разнообразя накатанный маршрут из роддома в колумбарий.

-4

…Репертуар? Буду петь что-то свое. А нет других вариантов: прилюдно исполнять местные или мировые хиты можно, только имея на то лицензию. Пока будешь ее оформлять — тут и сухой сезон закончится, рассеются дымы и весь порыв муссоном смоет.

Прошелся по ладам квинтами, квартами… нафинтил арпеджио… все само собой вырулилось на цыганскую тему. Что вполне закономерно: цыгане ведь родом откуда-то приблизительно с этой части планеты, а в Таиланде обитают мокены — морские цыгане.

Ходи, ромалэ, говори — была когда-то жизнь натянута, звенела, только тронь… и задыхалась на низах, над самым пеклом, но из последних возлетала к тем верхам, куда беде нет ходу… и пальцы в кровь, и замаячила воля — совсем где-то обок, за тем полуштофом, в табачном дыму…

Ака-дяка, туса-туса — такие были времена, когда играли на слух, не по учебнику… не знали толком нот — но дребезжала песня как подраненная… в любом мажоре проступал минор, изнанка рая… каждый звук понижен грузиком бемоля — чтоб из огня да в полымя, так уж настроена верная-манерная… не разберешь, что у ней на уме, какой фортель выкинет — то ли погубит, то ли спасет… эх, распошел, ту мросивый грай пошел, эх, да распошел, хорошая моя…

Потому у нас и прижилась цыганочка: всегда готовы сорваться под откос, или в космос, поставить на кон до последней кредитки… для того-то тут и подшиваются алкоголики антабусом — чтоб после бешено слететь с резьбы, чтоб развязаться до горячки, до гангрены от обморожений… и женщины здесь так умеют жечь свечу с концов обоих, с восторгом гибельным, как нигде больше в мире — а после идут в абортарий, покрывшись черным монашеским платком… но ни те, ни другие — не жалеют, не зовут, не плачут… такие приняты условия, такой сделан выбор, если станет совсем невмоготу — то так и знай: уйду с толпой цыганок за кибиткой кочевой или что-нибудь в этом роде отчубучу, одним словом — врешь, не возьмешь!

Цыганочка — как запасной вариант… как тайный загашник… заначка… второе дыхание русской души, открывается после праведных долгих трудов, изнурительной постной аскезы… как побег на месте — который, конечно, никуда не ведет… поутру обнаружишь разве что горы наломанных дров… пару ярких фингалов, в карманах сквозняк — и дыхнет перегаром вчерашняя случайная любовь, тяжело почавкает ресницами с размазанной тушью… но изнутри-то, в пику внешнему урону, — душа ликует и поет, и не забудет штоты штоты штоты штоты как с цепи сорвалась…

Граф Орлов, практически в одних кальсонах, среди ночи набрел послушать соколовских цыган — они притормозили в его же, графском, имении без спросу… Орлов сначала запороть хотел, но красавица Стеша запела, графу стало хорошо… Уже наутро он показывал цыган гостям, приодел, расставил на сцене — а потом и повез в Москву:

Вы слыхали хор у «Яра»?

Он был Стешей знаменит…

Соколовская гитара

До сих пор в ушах звенит.

Так и пошло триумфальное шествие, поехало…

Гитарою цыганки Тани вдохновясь, уходит Пушкин про-учить жуира — пускай не очень эффективно, зато по-нашему…

Лермонтов перебирает струны перед дуэлью с Мартыновым, который в то время спит здоровым сном, как полагается стрелку, чтобы не дрогнула рука…

В Рулетенбурге Достоевский, на страх мирной жене, спускает весь семейный капитал, отстукивая по игорному сукну «да еще много-много раз»…

Л. Н. Толстой, напевая про себя, на два голоса с живым трупом, «Невечернюю», уходит в последний парад на волю как победитель, осклабившись в сторону деспотической Софьи Николаевны…

-5

«До свиданья, друг мой, до свиданья» — рисует Есенин последний романс, макая перо в приоткрытые вены…

И как только возникает угроза нормальной жизни, стабильного быта, комфорта — значит, все не так, ребята… тут как тут гитара — мятеж и смута, проход по краю до упора. Сладкий яд, пленительный угар, насущная нищета — цыганочка, с точки зрения классической гармонии — несортовица, негабарит. Мы нашли друг друга — опупевшие от спячки землепашцы и чернявые бродяги из Индостана. И вот, оказавшись почти в тех краях, откуда начинался путь цыганочки, где-то под Бирмой, — разве мог я отмолчаться, отсидеться под воздухоочистителями, не вернуть должок?

Сабай-сабай и са-авэло мишто спелись:

Эх, дайте ходу, ходу иноходцу,

Не натягивайте постромки…

Но довольно об этом! Переходим, собственно, к творчеству.

Как складывается песня? Спервоначалу — гул, шум… что‑то неразборчивое, когда вместо слов — куча-мала междометий, суффиксов, корней. Но вот цепляются, притыкиваются — у каждого, оказывается, свой номерок, свое колено.

Экспозиция исполняется под перебор, басовых струн пока не трогаем… Напустим лирический дымок:

Это было на исходе света,

в час, когда окутывала мгла…

А что было-то? А вот — внезапно, махом:

Подошла. Стрельнула сигарету.

И давно отпетое зажгла.

Эффект внезапности улетучится, но запущены более глубокие процессы, даже глубинные, в чем-то, чего греха таить, первобытные… Тут басовая линия подключается — la pompe, насос:

В темной топонимике печали,

в хаосе развенчанных причин

консонансы звонко прозвучали —

новой жизни всполох и зачин.

Как бы между прочим — отсылка к La Vita Nuova Данте. Вместо уменьшенных аккордов dim играем увеличенными aug. Лирический герой осознает, что цигель-цигель — надо действовать, ковать, пока горячо, времени на раскачку нет:

Слишком быстро таяла селитра…

Покурили, разошлись и ёк…

Но, когда огонь уперся в фильтр, —

я позвал ее на огонек.

Ну вот, другое дело. Понесли ботинки Митю:

Понеслась ночная камасутра,

но, простите, не об этом речь…

Я ей сформулировал под утро:

оставайся, будем вместе жечь.

Ласково посматривали боги.

Сына родила, а после дщерь.

И табличку с надписью NO SMOKING

прикрутили на входную дверь.

Было много правильного света,

Благостного мира, но вечор

Снова попросила сигарету

И…

Но не об этом разговор.

-6

Легковесно? Да. Фривольно? Пожалуй. Но соблюдено главное, что требовалось соблюсти, — самодеятельность. Уличный певец как бы протягивает уличному слушателю свою технически необработанную, несовершенную, но животрепещущую душу. Слушатель, оказавшись во дворе, где каждый вечер играет одинокий бард, периферийным слухом улавливает песенку, и она возвращает его в миропорядок, который, в сущности, прост и держится на соломинке, на пустяках. Эта песенка многих спасла. Хотя бы тем, что оставляет надежду: ежели совсем припрет, можно и вот так подработать. Сесть на шпагат, проглотить шпагу или спеть во дворе.

Писатель Антон У. рассказывал, как однажды позвал в гости писателя Николая Б. на писательское чаепитие. Николай важно пил чай из блюдца вприкуску с колотым сахаром. Он как раз только что напечатал свой то ли пятый, то ли десятый опус в категории макулатурного чтива.

— Коля, а кто из писателей тебе нравится? — спросил Антон.

— Фолкнер нравится. Лев Толстой тоже.

— А что же тебе мешает писать, как они?

Николай хрустнул сахарком и вздохнул, как бы оправдываясь:

— Да времени не хватает, Антоша. Времени нету…

…Так. С репертуаром вроде бы определился. Теперь поиск места. Самое певческое — в старом городе, у площади Трех королей. Ночной базар начнется в восемнадцать ноль-ноль с государственного гимна. Все замрут, кого где настигло, как в игре «море волнуется раз». А после гимна запоет птичка Нок — она всегда в школьной форме, светлый верх, темный низ, ее гитара и микрофон подключены к серьезному комбику — чтоб трем королям лучше слышались ее задушевные баллады:

Она спросила:

— Как будет манго по-вашему?

— Так и будет — манго.

— А как по-вашему будет банан?

— Так и будет — банан…

Он спросил:

— А как по-вашему будет…

— Я не знаю, надо попробовать… Вот и узнаем, — сказала она.

И они попробовали.

Но остаться он не мог, был всего один денек.

Его позвали на другие пробы, а она осталась здесь, чтобы петь, петь и петь.

Зовите меня «девушка-смог».

Я атмосферна, я проникновенна, как частица P2.5

Дышите глубже, я еще не такое спою…

А на Рачадамнон-роад — слепые музыканты. Трое, они сидят гуськом на экваторе временно перекрытой проезжей части. То ли уличная толпа разбивается о них как о волнолом, то ли они летят на галере сквозь статичную публику… Вот мы блуждаем вокруг да около как неприкаянные — а они все, что надо, нашли и четко видят, потому что гребут на звук… Вступает хай-хет, потом римшот дробью по ободу малого тома, удар по куполу райда — и поехали! Шагающий бас. Пульсирующая ритм-гитара. Теперь, на всем готовом, — можно запевать. Не  скрою — попытался пристроиться… Я подсел к ним в галеру, размахивая гитарой как веслом. Но оказался слишком зрячим для такого курса. «Ты не слепой, ты зажмурился», — сказал мне капитан. И меня высадили на ближайшем атолле.

Куда ж мне плыть? Вспомнилось дивное место на углу Ниммана и Белого рынка. Это прямо под глиссадой, и если синхронизировать свое ревю с расписанием самолетов, то можно полностью утонуть в их реве. Тогда останется только образ надрывного музыканта… Будут долетать фрагменты, ошметки, черепки… А черепки намекают на великое, но — увы и ах — утраченное целое. Так, по одной руине с надписью «Помпеи», когда-то нашли и выкопали из-под пепла целый город.

-7

Но точка под глиссадой занята седовласым Гомером с гитарой и губной гармошкой:

I am a poor wayfaring stranger

I’m travellin’ through this world with woe.
Yet there’s no sickness, toil, nor danger
In that bright land to which I go.

Пока никто не слышит, для разминки я подтянул:

Я бедный и усталый странник

сквозь безутешный мир бреду…

Но нет ни боли, ни страданий

На той земле, куда иду.

Но слышал я не себя, а рейс из Куала-Лумпура.

…И вот, когда неуместность моя достигла отчаянного пика, пришел на помощь Джаран Манопет. Пришел фигурально, ибо культовый автор-исполнитель Северного Таиланда уже двадцать три года как опочил.

Его биография образцова для уличного барда от самых азов. Преуспевающий клерк на госслужбе, однажды он собрал вещички в «дипломат», оставил заявление на столе и ушел с работы. И больше туда не возвращался. Заглянул домой, взял гитару и отправился в ресторан, где по вечерам устраивали «открытый микрофон» для безвестных музыкантов. Каждый исполнял по песне, и, когда настала очередь Джарана, оказалось, что все тайские и иностранные песни, которые он знал, спеты. И тогда он запел Pi sao krab («Здравствуй, сестренка»), свою песню на родном северном диалекте. На  этом диалекте говорили, но не пели — по  крайней мере под гитару. Первым подпел ему хозяин заведения, потом его жена, а потом и все другие музыканты. Так он стал народным бардом. А мог бы сделать карьеру в офисе, дослужиться до чина. Если б не спонтанное решение. Если бы не творческий порыв.

Джаран Манопет — единственный, кому поставлен (точнее, посажен) памятник без господдержки. Исключительно на народные донаты. Отлитый из бронзы в масштабе один к одному, он сидит с гитарой в городском парке на бронзовой же лавке. Этого я не учел, когда присел на ту лавку, тоже с гитарой. Это была та раскаленная сковородка, о которой предупреждают эксперты по пеклу.

Булки обожгло. Тестикулы вскипели.

Но петь надо. Тем более у входа в парк я приметил припаркованный «Скайлайн».

Антрацитовый кот уже устроился в раскрытом гитарном футляре, на кипе воображаемых даяний.

«Когда мне не в мочь пересилить беду», — неожиданно для самого себя завыл я.

Джаран повернулся и пресек:

— Хватит уже прятаться за классиками. Давай отсебятину, про NO SMOKING. Самое время.

Это было на исходе света

В час, когда окутывала мгла…


Колонка опубликована в журнале  "Русский пионер" №120. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".