Найти в Дзене

«Третья миссия» университетов через призму науки. Часть 2

Оглавление
иллюстратор Кирилл Панченко
иллюстратор Кирилл Панченко

«Третья миссия» университетов не так давно стала частью тезауруса русскоязычных исследователей, но уже находит отражение в многочисленных научных публикациях.

Во второй части обзора научных статей на тему «третьей миссии», опубликованных в 2021-2023 годах, мы продолжаем исследовать ключевые направления русскоязычных исследований этой сферы. Их авторы изучают широкий спектр вопросов: от внедрения технологий до роли университетских кампусов в развитии территорий и городского сообщества.

ЧЕТЫРЕ ТРЕНДА

Как мы уже выяснили в первой части нашего обзора, авторы публикаций отмечают, что современные университеты все больше обращают внимание на реализацию «третьей миссии», которая предполагает активное участие в социальных и общественных инициативах, а также внедрение инноваций и предпринимательства. Исследователи выделяют несколько ключевых трендов в этой области:

  • Общественное участие и социальная ответственность вузов, которые включают активное вовлечение студентов и академического сообщества в социальные и общественные проекты на различных уровнях.
  • Добровольчество как способ активного участия университетов в социально значимых проектах и инициативах, направленных на улучшение качества жизни в регионах.
  • Развитие территорий при активном участии университетов как катализаторов социально-экономического развития: сотрудничество вузов с местными предприятиями, организациями и органами власти для создания благоприятных условий для инноваций и предпринимательства.

ТРЕНД 5. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Цифровые технологии значительно расширяют доступность образования и позволяют студентам учиться из любой точки мира, что способствует развитию сферы образования в целом и повышает уровень профессиональных навыков специалистов в различных регионах.

Исследователи отмечают, что «цифровой разрыв» в навыках использования гаджетов — один из видов образовательного риска, особенно относительно социально-уязвимых слоев населения. И сегодня, когда основной ориентацией университетов становится развитие доступного онлайн образования, массовых открытых образовательных курсов и обучение цифровым профессиям, вузы могут стать проводниками цифровых трансформаций, способствуя инклюзии групп риска в цифровом обществе.

Если говорить про научные исследования, то в этой сфере цифровые технологии становятся наиболее эффективными инструментами для сбора и анализа данных, моделирования и симуляции сложных процессов, сотрудничества с коллегами и обмена знаниями на международном уровне.

ТРЕНД 6. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ И ИНТЕГРАЦИЯ

Междисциплинарность в вузах подразумевает под собой объединение знаний, методов и подходов из различных областей для решения сложных проблем и задач. И по мнению авторов исследуемых публикаций, сегодня университеты стараются создать условия, способствующие взаимодействию и обмену опытом между факультетами, отделениями и научными группами.

Вузы становятся активными участниками инновационных экосистем, в которых академическое сообщество сотрудничает с предпринимателями, экспертами и представителями государственных структур. Такие партнерства способствуют обмену ресурсами и опытом и помогают создавать новые возможности для исследований, развития и коммерциализации идей.

ТРЕНД 7. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УНИВЕРСИТЕТЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Это направление исследований появилось в 2023 году и стало принципиально новым, так как в данном случае реализация «третьей миссии» университета рассматривается через призму развития личности студента. И, как отмечают авторы, сегодня формирование ценностей студентов является важной составляющей воспитательной работы.

Воспитательная работа не только развивает у студентов лидерские навыки и способность работы в команде, но и помогает сформировать собственные ценности, научиться принимать независимые решения и уважать мнение других людей. Это особенно важно в период обучения в вузе, когда студенты сталкиваются с разнообразием идей, мнений и культурных ценностей.

Отдельно стоит отметить, что воспитательная работа способствует развитию гражданских и социальных навыков и формирует у студентов чувство ответственности перед обществом. Эти навыки важны для специалистов, которые должны уметь взаимодействовать с другими людьми в профессиональной среде.

ТРЕНД 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КАМПУСОВ С ГОРОДСКИМ ОБЩЕСТВОМ

Исследователи рассматривают университетские кампусы как активные социальные и культурные пространства, которые могут оказывать важное влияние на городские сообщества.

Взаимодействие между университетом и городскими сообществами проявляется через организацию общественных мероприятий, предоставление доступа к ресурсам университета для местных жителей, создание центров околоуниверситетской активности.

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».