Найти тему
Просто об импакте

«Третья миссия» университетов через призму науки. Часть 1

Оглавление
иллюстратор Кирилл Панченко
иллюстратор Кирилл Панченко

Активный интерес вузов к «третьей миссии» находит отражение в многочисленных научных исследованиях и публикациях. Что в этой сфере представляет наибольший интерес для русскоязычных исследователей и какие тренды можно выделить на основании анализа их публикаций?

Предлагаем ознакомиться с первой часть обзора 56 научных статей на тему «третьей миссии», опубликованных в 2021-2023 годах.

ТРЕНД 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА

Активное общественное участие и социальная ответственность становятся важными аспектами развития высшего образования, считают исследователи. Концепция «третьей миссии» предполагает не только выполнение исследовательских и образовательных функций, но и активное взаимодействие с обществом, студентами, преподавателями и персоналом.

Для реализации этой задачи важно внедрение проектного подхода, а также различных социальных программ и инициатив, направленных на поддержку общества и решение его проблем. Например, участие в развитии городской среды, культурно-просветительских программ, формирование межкультурной компетентности, создание академического лидерства.

Некоторые авторы рассматривают в рамках данного направления процесс гуманитаризации университетов, который подразумевает особое внимание к гуманитарным наукам и социальным проблемам. Этот подход помогает студентам развивать критическое мышление, понимание социального контекста и готовность к активному участию в жизни общества. Социальное участие университетов происходит через научные исследования, партнерство с общественными организациями, волонтёрскую деятельность и создание программ, направленных на решение социальных вызовов.

ТРЕНД 2. ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ «ТРЕТЬЕЙ МИССИИ» УНИВЕРСИТЕТА

Некоторое число работ, опубликованных за рассматриваемый период, было посвящено роли добровольчества в реализации «третьей миссии» и его влиянию на взаимодействие университета с обществом. Участие в таких программах помогает студентам вносить положительные изменения в жизнь общества, расширять кругозор, развивать лидерские навыки, эффективно работать в команде.

Исследователи отмечают, что университеты могут создавать добровольческие проекты в сфере помощи местным сообществам, охраны окружающей среды, социальной работы и поддержки уязвимых групп населения. Такие проекты придают университету социальную значимость, демонстрируют его активную роль в обществе, способствуют привлечению потенциальных студентов и способствуют формированию гражданской ответственности учащихся.

ТРЕНД 3. РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

Некоторые авторы обращают внимание на влияние университетов на экономику и социальное развитие регионов, в то время как другие исследователи обсуждают значение высших учебных заведений в сохранении и передаче культурного наследия, а также их роль в устойчивом развитии и формировании экологически ответственных регионов

Взаимодействие университета с городом и регионом — это взаимовыгодное партнерство, которое способствует развитию знаний, экономическому росту и улучшению качества жизни в регионе. Вузы могут играть ключевую роль в различных сферах жизни региона:

  • Университеты способствуют развитию городской среды, предлагая образовательные программы, соответствующие потребностям местного рынка труда, и проводя исследования, направленные на решение местных проблем.
  • Вузы становятся центрами исследований, которые занимаются проблемами экономики, социальных наук, здравоохранения и других областей, имеющих значение для развития города и региона.
  • Университеты могут сотрудничать с местными предприятиями и организациями, способствуя созданию инноваций и развитию бизнеса через проведение проектов, исследований, стажировок для студентов и консультационных услуг.

ТРЕНД 4. ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Исследователи отмечают, что в сфере высшего образования происходит ряд значительных перемен, особенно на фоне постоянно меняющегося социально-экономического контекста. И одним из важных эволюционных трендов стал переход от традиционной модели университета к предпринимательской, где акцент делается на развитии предпринимательских навыков у студентов.

В таком случае деятельность вузов включает в себя создание программ и курсов, направленных на подготовку будущих предпринимателей и инноваторов, создание инкубационных центров для поддержки стартапов и организацию мероприятий по развитию предпринимательских навыков и инновационного мышления.

Одна из главных черт предпринимательского университета - активное привлечение внешних ресурсов и построение маркетинговой стратегии на основе его «третьей миссии», то есть разработка маркетинговой стратегии для привлечения студентов, взаимодействие с бизнес-сообществом, государственными структурами и инновационными стартапами.

Авторы научных публикаций отмечают, что сегодня, чтобы лучше отвечать потребностям общества и рынка труда, университету требуется пересмотр традиционных практик и методов работы. И вузы отвечают на вызовы времени: они стремятся адаптироваться к потребностям общества, создавать более гибкую и социально-ориентированную систему образования, при этом соблюдая академические стандарты и принципы.

И ЕЩЕ РАЗ О ТРЕНДАХ

Современные университеты все больше обращают внимание на реализацию «третьей миссии», которая предполагает активное участие в социальных и общественных инициативах, а также внедрение инноваций и предпринимательства. Авторы научных публикаций выделяют несколько ключевых трендов в этой области:

  • Общественное участие и социальная ответственность вузов, которые включают активное вовлечение студентов и академического сообщества в социальные и общественные проекты на различных уровнях.
  • Добровольчество как способ активного участия университетов в социально значимых проектах и инициативах, направленных на улучшение качества жизни в регионах.
  • Развитие территорий при активном участии университетов как катализаторов социально-экономического развития: сотрудничество вузов с местными предприятиями, организациями и органами власти для создания благоприятных условий для инноваций и предпринимательства.

Вторую часть трендов мы разберем в следующем материале. С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».