Карьеру в индустрии моды флорентиец Роберто Кавалли начал в самом начале 1970-х и сразу же стал символом гламура, эпатажа, сексуальности. Он умело сочетал итальянский аристократизм и анималистичные принты, был максималистом в работе и жизни, любил сравнивать себя с Богом и признавался, что не думает о моде только когда мастурбирует. Вспоминаем творчество и горячий темперамент недавно ушедшего из жизни Роберто Кавалли.
«Просто я»
Так Роберто Кавалли назвал автобиографию, изданную в 2014 году. Несмотря на то, что к этому времени дизайнер уже планировал отойти от дел, искал покупателя для своего бизнеса и давно не работал над новыми коллекциям, интерес к его персоне не угасал ещё очень долго. Кажется, дерзкий в жизни и на подиуме Кавалли покорил сердца миллионов раз и навсегда.
Роберто Кавалли родился в 1940 году в самом сердце Италии, Флоренции. Его отца расстреляли немецкие солдаты в разгар Второй мировой, а мать переехала вместе с детьми в дом своих родителей. Дед Роберто, Джузеппе Росси, был лидером движения Маккьяйоли, группы итальянских художников-импрессионистов, успешно выставлялся в галереях и преподавал живопись в Школе благородных девиц. Сейчас некоторые из его работ представлены в Галерее современного искусства Палаццо Питти и музее Уффици во Флоренции. А у мамы и старшей сестры Роберто было небольшое ателье по пошиву одежды. Тогда будущий дизайнер не проявлял интереса к семейному делу, но и учёба его не занимала.
Школьные предметы давались Роберто с трудом, проблемы с успеваемостью были настолько серьёзные, что мальчика не раз оставляли на второй год. А чтобы получить аттестат, ему пришлось перевестись в частную школу. Позже Кавалли обучался гостиничному делу, пытался освоить бухгалтерский учёт, но был отчислен из нескольких учебных заведений.
В это же время он увлекался рок-н-роллом, хотел играть в группе, однако и музыкальных способностей у себя не обнаружил. Тогда Роберто профессионально занялся организацией студенческих вечеринок, дискотек и других мероприятий. Он придумывал афиши, занимался рекламой и распространением билетов, приглашал на выступления известных итальянских исполнителей. Но семья требовала от Роберто найти «нормальную» работу, поэтому, чтобы продолжать заниматься вечеринками, на которых неизменно присутствовал и сам их организатор, Кавалли решил сохранить свой статус студента и поступил в Училище искусств во Флоренции.
Тогда Роберто и не подозревал, что такой необдуманный шаг определит его будущее.
«У меня было огромное желание ступить на планету моды…
Ориентироваться на ней, как оказалось, непросто. Но мне сразу понравился этот мир» — вспоминал позже Роберто Кавалли.
Учёба в колледже неожиданно заинтересовала будущего дизайнера. Он допоздна задерживался в мастерской, экспериментировал с различными техниками печати на ткани, красителями и материалами. Будущий дизайнер совсем забросил общеобразовательные предметы и посещал исключительно занятия по специальности.
В итоге Роберто Кавалли так и не получил документ об образовании и не стал дипломированным специалистом в какой бы то ни было области. Но это не помешало ему открыть собственное дело — мастерскую, которая расположилась в гараже неподалёку от дома. Там Роберто с помощью специального оборудования делал цветную печать на однотонных свитерах и футболках. Позже он освоил и другие технологии текстильной печати по шерсти, шёлку и трикотажным тканям. Начинающий модельер обратил на себя внимание итальянских ритейлеров, стал получать регулярные заказы не только от постоянных клиентов, но и от целых фабрик и промышленных производств.
К началу 1960-х Кавалли увлёкся лоскутным шитьём и придумал собственную технику создания цельного изделия из кусочков ткани разной фактуры, материала и узора. Позднее он представил ещё одну инновацию — уникальный способ нанесения изображений на кожу, позволяющую окрашивать такие изделия в шесть тонов.
Роберто продал право на использование этой методики именитым парижским домам Hermès и Pierre Cardin. А на вырученные деньги дизайнер разработал первую собственную коллекцию женской одежды.
Принты на коже и замше, сделанные по его уникальной технологии, Кавалли впервые продемонстрировал на подиуме в Париже. Сразу же встретив успех, он перебрался во Францию и открыл первый бутик Roberto Cavalli в Сен-Тропе.
Возможно, вы слышали, что «королём гламура» до сих пор называют Джанни Версаче. Конечно, поспорить с этим сложно, но Кавалли всё-таки опередил соотечественника.
С самых первых коллекций Роберто проповедовал подчёркнутую сексуальность, откровенный дерзкий стиль, нарочитую вульгарность. Он создавал полупрозрачные платья, не стеснялся обнажать моделей, использовал обтягивающие ткани, драгоценные декор и многочисленные стразы. Кавалли любил повторять: «Я боготворю женщин — абсолютно всех, без исключения… Женщина должна оставаться женщиной, дышать, ходить, говорить, даже курить как женщина. Хотя бы поэтому я не стану убивать её бесформенным балахоном».
Такую откровенную сексуальность быстро полюбили и звёзды мирового шоу-бизнеса. Первыми поклонницами таланта Кавалли были Бриджит Бардо и Софи Лорен, после чего в нарядах дизайнера появлялись Виктория Бекхэм, Шэрон Стоун, Шарлиз Терон, Холли Берри.
«Первым поклонником моего творчества среди мужчин был Ленни Кравиц, и я подумал, что ради него сделаю мужскую линию» — вспоминал Роберто Кавалли.
Струящийся шёлк, исключительно облегающие силуэты, подчёркивающие фигуры моделей, и, конечно, скандально яркие принты оказались популярны. Не раз Кавалли говорил, что «минимализм — это слишком скучно» и доказывал свои слова. Его коллекции пестрили бесчисленными аксессуарами и дополняющими образ деталями. Например, «змея Cavalli» или «зуб тигра», которые красуются на оправах солнцезащитных очков. А на других аксессуарах обязательно будет выделяться большая позолоченная монограмма «RC» — персональный логотип Роберто Кавалли.
Кстати, важнейшим изобретением дизайнера называют именно интарсию. Это особая разновидность инкрустации, техники декорирования поверхности, при которой один материал углубляется и врезается в толщу другого. Во время своих экспериментов Кавалли придумал интарсию из разных типов кожи — любимого материала дизайнера. Хотя сам он не считал себя дизайнером, предпочитая называться «художником от моды».
Именно Кавалли переосмыслил и вновь ввёл в моду анималистичные принты. Из всех орнаментов и узоров дизайнер предпочитал животный естественный раскрас.
«Я не просто люблю анималистичный принт — мне нравится всё, что создала природа. Я начал с цветов, наблюдал за орхидеями. Заметил, что у рыбы потрясающая чешуя, оценил красоту кожи змеи и шкуры тигра. Я понял, что Бог — лучший дизайнер, и начал копировать Бога».
Среди животных мотивов Кавалли отдавал предпочтение леопарду, тигру, зебре и змее. Дизайнер был уверен и убедил других, что анималистика — это вовсе не китч или временный тренд. Животные мотивы быстро стали символизировать высокий статус и гуманное отношение к природе, что оказалось особенно популярно в богемных кругах.
Позднее Кавалли стал экспериментировать с новыми тканями — денимом и эластаном. Джинсы от RC стали соблазнительно обтягивающими и подчёркивающими фигуру, а не скрывающими её как раньше. Так, именно Роберто Кавалли придумал полюбившиеся многим и надолго оставшиеся в моде джинсы-стрейч. Для их производства он чаще всего использовал состаренный с помощью выстрелов песка деним и буйство ярчайших узоров, смешанных друг с другом.
Одним из первых именитых дизайнеров Кавалли согласился на коллаборацию с торговой сетью H&M. Таким шагом в сторону демократизации моды Роберто привлёк к себе ещё большее внимание. «Избыток — это успех» — любил повторять дизайнер, рассказывая о толпах поклонников, которые собираются у его бутиков в Нью-Йорке. Кстати, такую славу среди американцев Кавалли принесло участие в модном реалити-шоу «Проект Подиум» в качестве специального гостя.
Возрастающая популярность сподвигла Кавалли на эксперименты не только в моде, но и бизнесе. Например, в начале нулевых он открыл собственное кафе в Милане и назвал его, без ложной скромности, своим именем — Just Cavalli Cafè. Дизайнер был уверен, что для почитателей его таланта особенно важно иметь возможность соприкоснуться с Roberto Cavalli не только наблюдая за показами или покупая одежду бренда, но и посещая подобные заведения. Он полагал, что тем самым приглашает клиентов заглянуть в «свой мир».
Позднее соприкоснуться с миром модельера стало возможно и в сети его ночных клубов, открытых во Флоренции и Дубае. А все предметы интерьера, мебель и декоративные элементы заведений были приобретены у того же бренда RC, ведь с 2011 Роберто Кавалли стал производить мебель, товары для дома, обои, плитку и всевозможный текстиль.
«Сейчас я очень доволен собой, потому что я реализовал свои мечты»
Так оценил сам Роберто Кавалли свой творческий путь. «Если мода у вас в крови, то заниматься ей 40 лет и больше, как я, — это не так уж и много» — уточнил модельер.
Роберто Кавалли был неисправимым бунтарём и новатором. Свою жизнь он провёл на максимальных скоростях, будучи в моде экстравагантным и эпатажным, в отношениях с коллегами часто импульсивным, несдержанным и скандальным, а в личной жизнь — любвеобильным. Кавалли был трижды женат, хотя его последние отношения со шведской моделью Сандрой Нильссон, которая младше модельера почти на 50 лет, не были узаконены. В каждом браке Роберто рождались дети, всего их шесть — две дочери и четыре сына.
Последние годы жизни дизайнер посвятил семье и практически отошёл от дел. Хотя даже в преклонном возрасте великий кутюрье умудрялся попадать в скандалы и эпатировать поклонников. Например, он любил обвинять других в плагиате, хотя сам не раз оказывался в центре подобных разоблачений. Так, под его горячую руку попал американский дизайнер Майкл Корс, а фэшн-блогерку и модель Кьяру Ферраньи он назвал «неискренней машиной для денег».
Более того, за свою долгую и плодотворную карьеру Роберто Кавалли выяснял отношения далеко не только с коллегами: например, он был обижен на Майкла Джексона за брошенный им со сцены пиджак от RC, разгневал мусульманскую диаспору из-за использования сакрального символа в новой рекламной кампании, а также не раз оказывался в суде из-за финансовых махинаций. Неудивительно, что в одном из последних интервью модельер жаловался на поклонников и коллег, которые перестали воспринимать его как «художника от моды», ведь за ним закрепился образ самой настоящей рок-звезды.
Сейчас пост креативного директора Roberto Cavalli занимает Фаусто Пульизи. Он сумел вновь вывести бренд на модные радары, сделать его обсуждаемым и таким же противоречивым, каким он был при самом Кавалли. Тогда его отличали анималистичные принты, обтягивающие джинсы, прозрачные ткани, кожа, стразы и много золота — любимый набор Роберто Кавалли. Он умер 12 апреля 2024 года в родной Флоренции, оставив после себя немало архивов, с которыми ещё предстоит работать. Его жизнь продолжилась в наследии.
Автор: Марина Юрищева