Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Удача с нами!" /Первый боевой поход "Волка" - лучший результат

Подводные лодки созданные как новое "морское оружие" еще в конце XIX и даже доказавшие свою эффективность практически до Первой мировой рассматривались как "диковинки", к которым руководство флота относилось достаточно настороженно. И в русском Императорском флоте подводные лодки никогда не были в числе "любимцев" у адмиралов, которые традиционно больше тяготели к могучим, "многопушечным" броненосцам и линкорам, быстроходным крейсерам, чем к серым приземистым субмаринам. Даже маленькие миноносцы вызывали больше уважение, особенно после русско-японской войны.

Такое отношение иногда приводило к "скверным" анекдотам. Перед Первой мировой войной, для привлечения добровольцев в подводный флот было возбуждено ходатайство о прибавке жалования офицерам-подводникам. Реакция чинов Адмиралтейства оказалась положительной, но весь­ма своеобразной: «Можно и прибавить, все равно перетопнут!» (не нашел источника - может это тоже "скверный анекдот").

Вооб­ще такое отношение к подводным лодкам было характерно для боль­шинства адмиралов любой страны. Даже немцы, едва не поставившие Англию на колени именно подводными лодками, еще в 1914 году не знали, что с ними делать.

Для справки: Германия к началу Первой мировой войны имела в строю 28 подводных лодок, еще 13 лодок строилось, Великобритания - 73 субмарины, Франция - 52 (еще 20 строилось). В тоже время Россия (всего) имела 27 подводных лодок в строю (на всех флотах) 25 в постройке.
Немецкая субмарина в море, рисунок
Немецкая субмарина в море, рисунок

Поэтому в первые дни войны немцы просто «выгоняли» свои субмарины из порта для охраны подступов к Гельголандской бухте. Как пишет П.В.Боженко: "...В первые военные дни дозорный миноносец выводил субмарины в море, где они стояли на якоре до вечера, изображая из себя... плавучие будки для часовых у главной базы флота кайзера...". Как бы то ни было, но немецкие лодки не проявили активности, однако через неделю "бранд-вахтенной службы" и бесполезного стояния на якорях у своей базы было принято решение отправить десяток субмарин к Оркнейским островам. Казалось бы первый выход оказался для немцев не особо успешным - потеряли две лодки из десяти, но начало было положено. А вскоре был потоплен британский легкий крейсер "Патфайндер", а затем - на дно пошли сразу три британских броненосных крейсера "Абукир", "Кресси", "Хог". Отношение к подводным лодкам резко изменилось.

А что же русский флот? По данным П.В.Лемишевского к началу Великой войны в действующем флоте на Балтике числились подводная лодка "Акула", 4 подводных лодки типа "Дракон" и 2 подводных лодки типа "Окунь".

Как пишет Лемишевский: "... флот нуждался в лодках для дальней разведки, для занятия позиций. И лодки старые, почти негодные, опасные в употреблении, шли в дальнюю разведку, блестяще ее выполняя..."
"Волк", "Барс", "Гепард" в Ганге, зима 1915-1916
"Волк", "Барс", "Гепард" в Ганге, зима 1915-1916

Ситуация изменилась с вступлением новых подводных лодок типа "Барс", первые "Барс" и "Гепард" вошли в состав флота уже лето 1915 года, за ними следовали "Вепрь" и "Волк". Первое время были сложности и с вооружением субмарин. Основное оружие подводных лодок - торпеды, как следует не испытали и оказалось, что они не выдерживают погружения на боль­шую глубину. В итоге до конца 1915 года ни одна из торпедных атак подводных лодок Балтийского флота не увенчалась успехом, и субма­рины могли похвалиться лишь захватом двух германских пароходов.

Для справки: по данным Корушнова Ю.Л., Успенского Г.В. подводные лодки БФ за 1914 год выпустили 12 торпед, и не добились ни одного попадания; в 1915 году выпущено 94 торпеды - 11 попадания (12%); 1916 год: 48 торпед - 5 попадания (10,4%).

К началу 1916 года, когда активно стали входить в строй новые, современные подлодки типа «Барс», а на вооружение, наконец, поступила удачная торпеда (образца 1916 г.). Поэтому понятно, с какими надеждами провожали в море первую русскую подводную лодку кампании 1916 года. Ею оказалась только что вступившая в строй и выполнявшая свой первый боевой выход лодка типа «Барс» - «Волк» (постройка Балтийского завода, СПб).

Субмарина построена в Петербурге и подняла Андреевский флаг в апреле 1916 года. Строителем лодки был Б.М.Малинин, впоследствии - главный конструктор первых советских лодок. Первым командиром "Волка" стал Н.К.Нордштейн (июль- октябрь 1915 года), которого сменил старший лейтенант И.В.Мессер (октябрь 1915 - декабрь 1917 года). Интересно, что старшим офицером подводной лодки был на­значен лейтенант А.Н.Бахтин, который после Мессера в декабре 1917 года принял субмарину. Нам, конечно А.Н.Бахтин больше известен как командир другого "Барса" - подводной лодки «Пантера», на который он открыл боевой счет советских подводников, 31 августа 1919 г., потопив английским эскадренный миноносец «Витториа». Кстати, по некоторым источникам, до сих пор это самый крупный корабль противника за последние 100 лет, который потопил боевой корабль (подводный?) флота страны. Итак, мы видим, что лодке везло на людей, но важно, что ей так же везло ей в боях.

Для справки: Мессер Иван Владимирович. Родился в 1884 году. В 1903 г. окончил Морской кадетский корпус, а в 1910 году Учебный отряд подводного плавания. Командовал подводной лодкой «Белуга» а в 1915-1918 гг. подводной лодкой «Волк». «Волк» под его командованием совершила 9 боевых выходов. После Октябрьской революции оставив флот, уехал в Архангельск к генералу Миллеру. В белой армии Севера служил директором маяков и лоции Белого моря. Эмигрировал сначала в Финляндию, затем в Сербию, потом в США. Скончался 16 декабря 1952 г. в Кливленде (штат Огайо)).
Иван Владимирович Мессер
Иван Владимирович Мессер

Главной задачей наших лодок в 1916 году считались действия против торговых судов, доставляющих в Германию из Швеции железную руду и металл. Перевозки для немцев носили стратегический характер, так как своих ресурсов для ведения войны Германии не хватало. Но в борьбе на этих коммуникациях были проблемы, в основе которых нейтральный статус Швеции. Русские подводники должны были воевать строго по призовому праву: лодка обязана всплыть, остановить транспорт и по его документам определить национальность, характер груза, наличие контрабанды, а в случае потопления транспорта дать возможность экипажу сойти в шлюпки. Напротив, немцы беззастенчиво плавали в территориальных водах Швеции, все знаки на трубах их судов были закрашены, флаги не поднимались, по выходе из порта на бортах устанавливались шиты, раскрашенные в нейтральные цвета. Вдобавок с осени 1915 года некоторые немецкие транспорты вооружались артиллерией.

Позиция Швеции здесь вполне понятна - торговля приносила большие доходы это балтийской стране, а к России она испытывала не слишком дружеские отношения, поэтому там спокойно смотрели на немецкие "проделки". Более того, шведы прикрывали немецкие перевозки своим военным флотом и эти отношения не ухудшились даже после того, как немецкий корабль «Метеор» летом 1915 года ошибочно атаковал и серьезно повредил шведскую лодку «Хвален», при чем погиб один подводник. Чего не сделаешь ради успешного бизнеса в годы войны.

Немецкий вспомогательный крейсер "Метеор". Тот самый ли?
Немецкий вспомогательный крейсер "Метеор". Тот самый ли?

Все это ставило наши лодки в очень невыгодное положение. Исходя из ситуации командиру «Волка» старшему лейтенанту И.В.Мессеру ре­комендовали поджидать транспорты у выхода из шведских территори­альных вод и атаковать со стороны берега, чтобы ни в коем случае не дать им уйти обратно. Хотя лодка имела «необстрелянный» экипаж, первый выход на коммуникации русской субмарины в 1916 году давал ей определенные преимущества во внезапности, тем не менее, ее задача считалась очень сложной.

Шведская субмарина
Шведская субмарина

15 мая 1916 года Ревель «проводил» "Волка" в поход к району Норчепинга. Погода стояла хорошая, на половине пути до позиции на глубине 20 м офицеры устроили чаепитие под граммофон, потом команде дали возможность отдохнуть. В 4 утра 17 мая корабль всплыл на поверхность и двинулся к месту патрулирования. День стоял солнечный и издалека заметив белое пятно, срочно погрузились, но это оказался небольшой парохо­дик с громадным шведским флагом. Ничем не выдав своего существо­вания, «Волк» терпеливо ждал добычу.

Вскоре показался черный, сильно дымивший силуэт. Большой пароход без флага и каких-либо надписей сильно торопился куда-то. Командир лодки посчитав, что судно без флага несомненно немецкое, приказал всплыть. Комендоры выскочили на палубу и еще по колено в воде дали два выстрела впереди цели. Транспорт остановился и нехотя поднял гер­манский флаг. Команда «Гера» (4300 т), как назывался пароход, вела себя с чис­то немецкой дисциплинированностью. На сигнал «Возможно быстрее покинуть судно», немцы дали подтверждающий сигнал, а через 2 мин все 23 человека горохом скатились в шлюпки и отошли от борта.

Вахтенный офицер лейтенант В.А.Подерни приказал капитану привезти карты и судовые документы, а на лодке поднять Андреевский флаг, чтобы показать, что русский флот вышел в море. Капитан исполнил приказание и, поднявшись на лодку, казался совершенно спокоен, но когда через семь минут после взрыва торпеды, выпущенной лодкой «Гера», встала вертикально и пошла на дно, он не выдержал и отвернулся, закрыв лицо руками. Оставшимся в в шлюпках объявили, что они могут быть свободны и обрадованные немцы отсалютовали приподняв фуражки.

Офицеры "Волка" в 1917 году у 37-мм орудия
Офицеры "Волка" в 1917 году у 37-мм орудия

Неожиданно сигнальщики обнаружили перископ подводной лодки, и «Волк» немедленно ушел под воду. Перезарядив (?, так у Боженко и у других источников, но как) торпедный аппарат и выждав пару часов, лодка всплыла под перископ, и командир увидел буквально рядом еще один паро­ход без каких-либо опознавательных знаков.

Хотя опасность атаки не­мецкой лодки оставалась, И.В.Мессер решился всплыть. Пароход «Кольга» (2500 т) считался военным транспортом, видимо этим объясняется его поведение. После нескольких выстрелов он остановился, но после пре­кращения огня сразу дал полный ход. «Волк» в такой ситуации имел право стрелять и немедленно выпустил торпеду, попавшую в середину корпуса. У борта поднялся громадный столб воды, а когда он осел, «Кольга» остановилась и начала резко крениться. На палубу выбежали люди и стали спускать шлюпку. Тем временем на горизонте показался дымок, и лодка не стала дожидаться, когда «упрямец» затонет. Развив полный ход, субмарина поспешила на перехват нового транспорта и ее ожидание оправдалось, он снова оказался немецким.

"Волк" топит немецкий пароход (рисунок художника Кострома Г.Н.)
"Волк" топит немецкий пароход (рисунок художника Кострома Г.Н.)

«Бианка» (1800 т) поняв, что с «Волком» шутки плохи, послушно выполнила все приказы. Чтобы сэкономить время, пароход утопили торпедой. В мо­мент взрыва на нем начал работать гудок, который замолк, лишь скрыв­шись в волнах. Это был как бы салют блестящему успеху русской подводной лодки, которая за день потопила больше пароходов, чем все балтийские лодки за два предыдущих года. Второй немецкий капитан с палубы «Волка» грустно слушал сигнал своего парохода. К месту атаки подошли два настоящих «шведа» и издали наблюдали за происходящим. Только пос­ле ухода «Волка» они решились спасать людей из шлюпок.

На другой день все встреченные пароходы оказались шведскими. Немцы задержали выход своих судов, таким образом «Волк» успешно решил задачу по прерыванию коммуникаций. Ночью лодка заряжала аккумуляторные батареи, на море посте­пенно поднималась волна все более сильная. Одна из них накрыла суб­марину и много воды попало через открытый люк внутрь. Вдали пока­зались огни парохода и командир лодки пошел на сближение. Неожи­данно сигнальщик заметил на корме красный огонь, который быстро приближался. Вскоре стало ясно, что это миноносец, идущий прямо на лодку.

Потопление немецкого транспорта подводной лодкой "Волк", рисунок.
Потопление немецкого транспорта подводной лодкой "Волк", рисунок.

Субмарина срочно начала погружаться, и тут сказалось проис­шествие с волной. Залитый ею электромотор при включении дал силь­ную вспышку-замыкание и механик получил серьезные ожоги. Однако за счет хорошего знания техники подводники смогли заменить постра­давшего и быстро увести корабль под воду. Только после этого прибе­жавший в центральный пост матрос доложил, что в носу был ясно слышен шум винтов торпеды, прошедшей в 1-2 м от борта. Какие-то мгновения спасли лодку от попадания торпеды и удара форштевнем миноносца. Удача и в дальнейшем сопутствовала этому кораблю.

В начале июня британское посольство сообщило русскому коман­дованию, что, по агентурным данным, из Стокгольма ожидается отбы­тие трех больших конвоев с железной рудой. После этого сообщения решено провести операцию против них, в которой подводные лодки играли одну из главных ролей. Напуганные майским походом «Волка» немцы большинство своих морских самолетов направили на поиски русских субмарин.

10 июня «Волк» следовал на позицию. День стоял ясный, над пустынном море летало очень много чаек. Моряки тщательно осматривали горизонт, внимание одного из них привлекла чайка, которая почему-то не махала крыльями. Он удивился и присмотревшись понял, что на лодку летит самолет. Это «удивление» спасло корабль.

«Волк» срочно ушел в воду и все семь брошенных бомб взорвались точно над лодкой. Их осколки потом обнаружили на палубе. Таким атакам подверглись и другие наши лодки и намечавшаяся операция не дала ожидаемых результатов. В следующем месяце командование попробовало провести совместный рейд двух эсминцев и подлодки. Снова «Волк» пошел на охоту. На этот раз в Ботнический залив и снова вернулся с победой.

Офицеры "Волка" у 57-мм орудия, 1917 год
Офицеры "Волка" у 57-мм орудия, 1917 год

Заняв позицию 7 июля лодка пропустила большой шведский парусник и всплыла перед носом парохода, который бойко двигался по «безопасному» пути. «Дорита» (6000 т, по др. данным - 6600 т) резко свернула и начала удирать к берегу в шведские воды. Артилле­ристам пришлось стрелять уже не перед носом парохода, а прямо в корму ему. Только получив несколько прямых попаданий в корпус, немецкий капитан остановил судно. Чтобы не терять времени, пароход потопили торпедой как только экипаж сошел в шлюпки. Взятый на борт капитан «Дорита» долго доказывал, что лодка атаковала его пароход в шведских водах и лишь после того как ему показали подробную карту, согласился, что до берега пять миль, а суверенитет Швеции в море простирается на 3 мили.

Встревоженные немцы опять прекратили судоходство, и «Волк» больше никого «не поймал». На обратном пути лодке на редкость повезло. «Волк» торопился домой и уже вблизи своих берегов, следуя точно по фарватеру, вахтенный офицер неожиданно почувствовал сильный удар в корпус лодки. Оглянувшись, он увидел, что в волнах качается немец­кая гальваноударная мина и два ее «рога» согнуты. Удача не отверну­лась от одной из лучших русских лодок, мина попалась неисправная.

Русский эсминец "Внушительный"
Русский эсминец "Внушительный"

Вся операция в цепом оказалась успешной, эсминцы «Внушитель­ный» и «Бдительный» также «поймали добычу», перехватив в море два парохода «Вормс» и «Лиссабон». Вместе с тем шум, поднятый в не­мецкой печати по поводу «разбоя в водах Швеции», привел к ограничению деятельности субмарин и еще более строгому предписанию со­блюдать нейтралитет Швеции. Это положение сохранилось и в 1917 года, в дальнейшем «Волк» больше не имел побед.

В апреле 1918 года лодка участвовала в знаменитом «Ледовом походе». В 1919 году, как одна из лучших субмарин русского флота вошла в состав Действующего отряда Балтийского флота и совершила в иле успешный разведывательный поход в район Копорского залива.

Подводная лодка "Волк" у плавбазы "Тосно", 1916 год
Подводная лодка "Волк" у плавбазы "Тосно", 1916 год

Долгие годы подводная лодка находилась в строю советского флота, а затем служила учебным кораблем, закончив свой боевой путь в 1935 году. За 20-летнюю службу корабль совершили много походов и выполнил множество боевых задач, но его первый боевой поход 1916 года остался наиболее яркой страницей в его биографии, и вошел в историю русского подводного флота.

Источники: Лемишевский П.В. боевые действия на Балтике в годы Первой мировой войны/П.В.Лемишевский. - СПб.: Изд-во "Петербургский институт печати", 2005. - 216 с.; Боженко П.В. Субмарины на войне.- вып.2.- 1996 г. - С.20-23.; Коршунов Ю.Л.Тореды российского флота /Ю.Л.Коршунов, Г.В.Успенский. - СПб.: ЛЕНКО Издательство "Гангут".- 1993. - 32 с.; Лейтенант Веди. На водводной лодке в 1916 году. -СПб.: Цитадель, 1997. - 48 с.; ресурсы интернет.