«Мона Лиза», картина, занимающая выдающееся место в мировой культуре. Она была написана Леонардо да Винчи в период с 1503 по 1519 год маслом на дереве из тополя. Картина стала неотъемлемой культурной иконой, пережившей века и дотянувшейся до каждого зрителя. Загадки, окружающие картину и ее главную героиню, стали объектом как художественных, так и нехудожественных исследований, придавая полотну еще большую известность и, возможно, сделав его самым известным портретом в истории.
Портрет исторически идентифицируется как Лиза Герардини, известная как Монна-Лиза, супруга итальянского дворянина и купца Франческо дель Джокондо. Прозвище "Джоконда" произошло от этой супружеской связи. В период создания картины Леонардо неоднократно бывал во Флоренции и останавливался в домах, принадлежавших семье Герардини, недалеко от Палаццо Гонди.
Личность женщины на портрете вызывает споры. Исторические документы и свидетельства, такие как упоминания в работах историка Вазари и документ 1525 года, подтверждают, что Мона Лиза была моделью для портрета. Однако не все историки согласны с этой версией и выдвигают альтернативные гипотезы, предполагая, что Мона Лиза могла изображать Катерину Сфорца, мать Леонардо, Катерину Бути дель Вакка, Изабеллу Арагонскую или других исторических личностей.
Композиция портрета "Моны Лизы" обладает особым характером, созданным с помощью техники сфумато, что позволило Леонардо да Винчи плавно соединить фигуру Моны Лизы с пейзажем вокруг нее. На картине изображена женская фигура, сидящая в трех четвертях от левого края холста. Ее лицо обращено прямо к зрителю. На голове локоны волнистых черных волос, частично скрытых легкой вуалью. Центральным элементом лица является знаменитая улыбка, которая добавляет обаяния портрету. Одежда женщины соответствует моде XVI века: халат, украшенный тонкими спиральными узорами у выреза, подчеркивает ее изящество.
Сложная композиционная схема придает живость и подвижность образу: бюст, руки и лицо женщины обращены в разные стороны, при этом сохраняется гармония в изображении, что придает портрету необычную жизненную силу. Пейзаж, на фоне которого расположена Мона Лиза, также привлекает внимание. Задний план портрета представляет собой живописный натуралистический пейзаж с водоемом, окруженным горами и растительностью. Пейзаж разделен на два уровня, создавая глубину и объемность. Происхождение фона остается загадкой: некоторые предполагают, что это тосканский пейзаж, возможно, местность в окрестностях Ареццо. Однако точное местоположение остается предметом споров среди ученых, которые также предполагают, что фон может быть смесью различных мест, которые посещал художник во время своих путешествий и идеализировал на холсте.
Долговременные отношения между "Моной Лизой" и Францией простираются на протяжении многих веков и сохраняются в наши дни благодаря ее историческому местонахождению в Лувре. В 1517 году именно Леонардо да Винчи привез картину в земли Франции, после чего она попала в руки короля Франциска I. Неясно, был ли это подарок художника или продажа через посредников после его смерти.
С течением времени "Мона Лиза" несколько раз меняла свое местоположение в пределах Франции: сначала ее перевезли в Версаль при Людовике XIV, а затем она стала частью коллекции Лувра в результате Французской революции. Владение картиной переходило от Наполеона, который даже поместил ее в свою спальню, обратно в музей. С тех пор она оставалась в Лувре, за исключением нескольких случаев, когда ее временно перевозили в безопасные места во время военных конфликтов, таких как франко-прусская война или Вторая мировая война, а также для временных выставок по всему миру.
Однако история "Моны Лизы" в Лувре имеет любопытное исключение - знаменитую кражу в 1911 году, когда бывший сотрудник Винченцо Перуджиа похитил картину, стремясь "вернуть ее в Италию". После двух лет работы была обнаружена во Флоренции и возвращена во Францию, после того как прошла выставочный тур по различным итальянским городам.
Слава "Моны Лизы" привела не только к многочисленным исследованиям и трактатам, но и к созданию множества имитаций и аллюзий. Если вернуться к античности, можно упомянуть картины, такие как "Швейцарская Мона Лиза", или известная как "Мона Лиза из Айлворта", изображающая более молодую девушку по сравнению с известным образом и неофициально приписываемая самому Леонардо да Винчи. Еще одним примером является "Мона Лиза" в Прадо, которую считают работой ученика художника.
Художники, такие как Вахроль, Ботеро и Баския, - лишь немногие из тех, кто в различных формах выразил свое уважение к этому произведению в длинном списке. Перейдя к современности, стоит отметить татуированную версию "Моны Лизы", созданную испанским художником Tatimoons в 2020 году, которая вызвала большой интерес в социальных сетях и за их пределами. Это свидетельствует о том, что культурное наследие "Моны Лизы" бесконечно и, прежде всего, не подвластно времени.
Также читайте более подробное описание картины на нашем сайте: https://muzei.club/mona-liza
Поставите пожалуйста, лайк и подпишитесь на наш канал. Так вы поддержите нас продолжать знакомить вас с интересными художественными произведениями!
Друзья! Подписывайтесь на наш Телеграм канал и следите за нашими обновлениями там: https://t.me/muzei_club