Напомню читателям историческую ситуацию того времени. Во время русско-турецкой войны в 1771 г. русские войска вошли в Крым. Была провозглашена независимость Крымского ханства, его вступление в союз с Российской империей и отказ от турецкого покровительства. Турции, естественно, это сильно не нравилось. Но, потерпев поражение в войне с Россией, была вынуждена признать сей факт по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Однако с потерей Крыма Османская империя не смирилась. Перед заключением этого договора летом 1774 г. была предпринята попытка возврата Крыма под турецкий протекторат. К крымским берегам направлен флот с немалым десантом под начальством Гаджи-Али-бея. 17 июля 1774 г. корабли подошли к Алуште и высадили многотысячный десант.
Историю с турецким десантом в Алуште мы знаем. 150 егерей Московского легиона под командой секунд-майора Николая Колычева упорно обороняли деревню Алушту, которую отдали только после шестичасового боя, отступив вглубь полуострова по дороге на Ак-Мечеть. Потом в бою у села Шумы (ныне Верхняя Кутузовка) 23 июля 1774 г. турецкий десант был отброшен гренадерским батальоном, которым командовал будущий фельдмаршал – победитель Наполеона, а тогда 29-летний подполковник Михаил Кутузов. В память о тех событиях установлен памятник, который все знают как «Кутузовский фонтан», на трассе Симферополь – Алушта.
По окончании сражения обе стороны получили известие о заключении Кючук-Кайнарджийского мира и о прекращении военных действий. По итогам войны Крымское ханство получило независимость от Османской империи. Это стало первым шагом для последующего включения его в состав России.
Однако далеко не все знают, что после высадки десанта в Алуште часть турецкого флота с десантом на борту отправилась к Ялте, которая в то время была маленьким селением. Её защищали две роты Брянского мушкетёрского полка под командой кавалера ордена Святого Георгия, премьер-майора Самойло Салтанова общей численностью 222 человека. 19 июля 1774 г. турки высадили здесь два десанта: один у мыса Святого Иоанна (там, где ныне морпорт), а второй – в устье речки Кремасто-неро (теперь Водопадная). В результате ялтинский гарнизон был полностью окружен.
Численно превосходящий неприятель пытался с ходу прорваться в ялтинские укрепления, но мешал организованный огонь русских солдат. Две пушки разгоняли ядрами скопления турок, а в критические моменты били картечью. Ожесточенный бой кипел несколько часов. На первых порах удалось отбить вражеский натиск, атаки прекратились. Но положение гарнизона оставалось отчаянным: он был полностью окружен, надежды на помощь не было.
В этих безнадежных условиях Салтанов принял единственно возможное решение – пробиваться в сторону гор штыковой атакой. Превосходство врага были подавляющим. Но другого выхода командир не видел. Пушки, ставшие бесполезными, заклепали.
Оставшиеся в живых израненные защитники Ялты построились в каре и стремительно двинулись на прорыв. Турки не ожидали вылазки, в первый момент попятились, и каре брянцев успело пройти открытое место, подойдя к ближайшему лесу. Увидев, что русские ускользают, турки с удвоенной яростью бросились их преследовать. В лесу дорог не было. Движение каре замедлилось, оно рассыпалось, и, понятно, ударная сила отряда упала. Ряды его таяли. Майор Салтанов, давно сломавший шпагу, дрался ружьём со штыком, пока не пал, изрубленный ятаганами.
Только опустившаяся ночь позволила спастись горстке храбрецов – всего семнадцать человек. Израненные, чудом уцелевшие от верной смерти, перевалили через горный хребет яйлы и вышли к своим. Из 222 солдат 205 пали смертью храбрых в неравном бою. К основным русским силам вышли только капитан Михачевский, подпоручик Ачкасов, восемь рядовых, три канонира и четверо казаков. В плен не сдался никто.
Подвиг защитников Ялты — брянских мушкетеров с полным основанием может быть сопоставим с подвигом 300 спартанцев. Но если о защитниках далеких Фермопил в России знали и знают все, то о ялтинских героях — почти никто. К сожалению, подвиг русских воинов был незаслуженно забыт. И до недавнего времени не был никак увековечен, о нём мало кто знал. Лишь недавно появилась памятная доска на здании отеля «Бристоль».
Будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует и памятник героям будет поставлен. И память о них увековечена в названии ялтинских улиц.