Чего ожидал зритель, идя в кинотеатр на фильм «Нюрнберг»? Естественно, он желал узнать какие-то интересные и неизвестные детали Нюрнбергского процесса: суда над нацистскими военными преступниками. Немудрено, что после киносеанса зрители плевались: их ожидания оказались обманутыми. Дело в том, что режиссёр и сценарист Николай Лебедев решил, что судебный процесс – это какая-то скукотища, поэтому напихал в фильм погонь, перестрелок, детектив с обязательным предателем и горячую любовную линию. Ах, да, и альтернативную историю, конечно, что совсем уж непростительно, так как грамотный человек, видя нестыковки, приходит к выводу, что все события фильма вымышлены. Включая и сам процесс, который, если верить фильму, занял дня три. По-быстрому осудили, огласили приговор, не дали времени на то, чтобы преступники испугались, и тут же всех по одному повесили.
Нюрнбергский процесс длился с ноября 1945-го по 1 октября 1946-го, когда были вынесены приговоры. Казнь же состоялась 16 октября. Это так, для общего развития, а то вам понарассказывают в современных фильмах.
Чем же «раскрасил» эти знаменитые события Николай Лебедев? Нам показывают капитана Игоря Волгина, который путается в показаниях. То он опытный боевой разведчик, провоевавший три года на передовой, то он говорит, что он вовсе не военный, а просто переводчик. И вот этот замечательный персонаж, находясь в Берлине в мае 1945 года каким-то немыслимым образом получает пакет с письмами, которые писал матери в Ленинград его пропавший в 1942 году брат. Хоть убейте, я просто не могу представить механизм, по которому к нему в Берлин попали эти письма.
По каким-то отрывочным сведениям Игорь узнаёт, что брат может находиться в Нюрнберге. Он идёт к своему начальнику, но нам лица начальника не показывают. А потом следует эпичный разворот на камеру, и мы любуемся светлым узнаваемым образом Игоря Петренко. К сожалению его поклонниц, в этот фильм его пригласили только для этого эпичного разворота, больше мы его в фильме не увидим.
И начальник поддаётся на уговоры Игоря и отправляет его в Нюрнберг: авось, он на что-нибудь там и сгодится.
В Нюрнберге Игорь знакомится с русской девушкой Леной, которую во время войны угнали в Германию. По ходу действия выясняется, что Лена – двойной агент. Она работает как на наших, так и на фашиствующих повстанцев. Работает на наших она плохо, так как повстанцы организуют нападение на лагерь военнопленных и освобождают триста человек, которые тут же становятся под знамёна фашистских партизан. Вот такая альтернативочка от авторов фильма.
Полковник, новый начальник Игоря, рассказывает, что доказательств маловато, как бы нацистских преступников не оправдали! Но есть тут неподалёку одна пещера с секретными документами, вот бы туда сгонять! Игорь с солдатами едут в пещеру, но там уже орудуют немцы. Завязывается перестрелка, в ходе которой почти все документы сгорают. Вы понимаете, какую шляпу нам тулят вместо рассказа о Нюрнбергском процессе?
Наши готовят сюрприз: оказывается, немцам ничего не известно о том, что фельдмаршал Паулюс, который сдался в плен вместе со своей армией в Сталинграде, до сих пор жив. Да-да, не было никакого августовского обращения Паулюса к немецкому народу в 1944 году, оказывается. Блин, ну хоть бы «Википедию» Лебедев почитал, что ли, что за стыд?!
И вот решено тайно доставить Паулюса на Нюрнбергский процесс. Это поручают опытному разведчику-переводчику Игорю, и он с треском проваливает задание: на него нападают «триста германцев», обстреливают, и машина с расстрелянным Паулюсом летит с моста и тонет. Сам Игорь чудом остаётся в живых. Грязный и мокрый, как бомжара, он вваливается в зал заседания Нюрнбергского трибунала, и с удивлением видит, что настоящий Паулюс выступает за трибуной, а ему поручили подвезти подсадного двойника.
Государственный обвинитель, генерал-лейтенант Руденко, увидев Игоря в перерыве между заседаниями, делает ему замечание за грязный внешний вид и расстёгнутую шинель. Игорь мямлит в ответ какие-то оправдания, мол, на них напали.
Офицер перед генералом в расстёгнутой шинели – это нонсенс. А Игорь шарахается в таком виде полфильма. В том числе и по залу во время заседания, он единственный, кто постоянно бродит по залу и всем мешает.
Главный у «трёхсот германцев» - некто Хельмут по прозвищу «молоток», эсэсовец, забивавший молотком заключённых в концлагере.
Когда в город приезжает адвокат Геринга (а может и всех немцев скопом, я не знаю, насколько сильна фантазия у Лебедева), Хельмут похищает у этого адвоката маленькую дочь, чтобы шантажировать его.
Учитывая это плюс тот факт, что жена адвоката, еврейка, была казнена в концлагере, я бы на месте адвоката не горел желанием помочь нацистам. Да и на месте Геринга я бы сказал: «Муж казнённой еврейки? Да ну на фиг, не самая лучшая кандидатура!» Николай Лебедев, вообще, в курсе, чем занимаются адвокаты, а то у меня возникли некоторые сомнения?
И адвокат не подводит наших ожиданий: когда в суде демонстрируют, что немцы в качестве сувенира засушили голову одной из заключённых, он начинает истерить и вопить на весь зал суда: «Это моя жена! Это моя жена!!!»
Николай, что за идиотские фантазии? Вы правда хотели дискредитировать Нюрнбергский процесс в глазах зрителей?!
В итоге Хельмут «Молоток» заманивает адвоката в какие-то трущобы и забивает насмерть тупым предметом.
Альтернативочка, я же говорю.
А в конце фильма триста германцев идут на штурм тюрьмы, чтобы освободить Геринга и прочих унылых, уже никому не нужных нацистов. Видимо, Лебедев нашёл факт этого штурма в каких-то секретных, доселе неизвестных архивах.
Герингу отраву передаёт… его жена изо рта в рот при поцелуе, хотя уже двадцать лет как известно, что отраву передал американец-охранник. Немножко романтики в образе влюблённой четы Герингов?
А, да, ещё там был предатель в лице советского офицера в исполнении Алексея Бардукова. Оказывается, всех его родных в 1937-м репрессировали и расстреляли. Да, такие кадры были остро необходимы при выполнении секретных операций! Да вы только на лицо Алексея посмотрите: сразу видно – диверсант!
Позвольте, на этом я закончу. Никуда не годный фильм. Как исторический документ он не годится, он почти полностью выдуман, а как развлекательный боевичок тоже: он просто скучный. А если хорошенько подумать, фильм даже вредный. И угадайте, кто его профинансировал?
"Палец вверх", товарищ!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Нюрнберг» (2023).