Найти тему
Первым делом самолёты

Судьба широкофюзеляжного проекта российской авиации Ил-96-400М

Комплексная программа развития российской авиаотрасли до 2030 года предусматривает поставку 12 широкофюзеляжных самолетов Ил-96-300, вмещающих до 300 пассажиров. Однако в экспертном сообществе активно обсуждается возобновление производства более крупной модификации лайнера – Ил-96-400М с пассажировместимостью до 400 человек.

Несмотря на заявленное правительством отсутствие планов на серийное производство Ил-96-400М, существует единичный экземпляр самолета, построенный по поручению президента и совершивший первый полет в ноябре 2023 года. Предполагается, что его использование будет ограничено государственными структурами и грузоперевозками.

История проекта Ил-96-400М неразрывно связана с разработкой совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Сообщения о возобновлении производства Ил-96 и совместном проекте CR929 появились практически одновременно в 2014-2015 годах.

В 2016 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Ил-96-400М будет использоваться для дальневосточных маршрутов и чартерных перевозок на курорты Азии и Северной Африки до момента создания CR929 (ожидается в 2027 году).

Но, России пришлось отказаться от участия в разработке ШФДМС CR929, чтобы китайская COMAC имела свободу действий в реализации проекта этого самолёта, который изменил название на С929. ОАК будет поставлять для него композитное крыло и возможно двигатель ПД-35.

Во-вторых, в правительстве РФ решили в сложившейся ситуации сократить бюджетные средства на сертификацию и доведение Ил-96-400М до серийного производства и сосредоточиться на выпуске Ил-96-300. Всего затраты на программу разработки Ил-96-400М и поставки шести серийных машин оценивались примерно в 50 млрд руб.

Поэтому в комплексной программе, принятой летом 2022 года и скорректированной год спустя, этот самолёт и не упоминается, а вместо него решено за семь лет выпустить 12 лайнеров Ил-96-300, которые на ВАСО и так медленно, но строятся.

Одновременно рассматривалась возможность ремоторизации Ил-96 двумя двигателями большой тяги ПД-35, что могло повысить его топливную экономичность и экологичность. Однако эта идея не нашла воплощения из-за технических сложностей и высокой стоимости.

Красавец
Красавец

В настоящее время проект Ил-96-400М находится в подвешенном состоянии. Правительство не планирует его серийное производство, а эксперты и авиакомпании сомневаются в его экономической целесообразности.

В то же время, единичный построенный экземпляр самолета будет использоваться в государственных целях, а дальнейшая судьба проекта будет зависеть от перспектив развития отечественного авиапрома и международного сотрудничества. Скорее всего вместо Ил-96-400М будет построена совершенно другая машина, использующая новейшие наработки и два двигателя, но это случится после 2030 года.