Найти тему

Развитие речи у детей дошкольников и повышение успеваемости в школе: практические советы кинезиолога

Оглавление

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли. У него больше возможностей в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми и активнее осуществляется психическое развитие.

С каждым годом я наблюдаю все больше детей с речевыми патологиями дислексиями, дисграфиями. Сегодня расскажу какие методы применяю в своей работе, чтобы помочь развить речь ребенка, улучшить показатели в школе и развивать память.

Как помочь развить речь ребенка, улучшить показатели в школе и развивать память.
Как помочь развить речь ребенка, улучшить показатели в школе и развивать память.

Чем характерны речевые нарушения

  • Нарушение артикуляционного аппарата
  • Нарушении дыхания и голосообразования
  • Нарушение общей и мелкой моторики
  • Заторможенность
  • СДР - синдром двигательной расторможенности, может проявляться в неуклюжести, рассеянности, высокой отвлекаемости, импульсивности
  • Быстрая утомляемость
  • Задержка физических показателей (силы, скорости, ловкости)
  • Нарушение темпа и ритма речи относятся
  • Нарушение оптико-пространственного праксиса, то есть способности выполнять пространственно–ориентированные произвольные движения.
  • Неустойчивость внимания
  • Расстройство слуховой памяти - "в одно ухо влетело, в другое вылетело"
  • Несформированность мышления
  • Мало воображения

Перед родителем это ставит задачу поиска кружков, эффективных методов и приемов развития речи и укрепления здоровья в дошкольном возрасте.

В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой, любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой, любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу

В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой

  • развитие основных двигательных функций происходит от момента рождения до 1 года
  • развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы от 1 года до 3 лет
  • созревание эмоциональной сферы от 3 до 12 лет.

Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики является важнейшим показателем состояния ребёнка.

Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. Именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки детей к школе.

Одним из действенных методов является кинезиологический метод.

Образовательная Кинезиология

Образовательная или Адаптивная кинезиология – это методика о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». Кинезиология — это наука о движении.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить

-3

  • Речь
  • Снижает утомляемость
  • Повышает познавательные способности
  • Внимание
  • Моторику
  • Повышает интеллектуальные способности

Отзыв от мамы мальчика прошедшего программу

  • До прохождения программы ребенок плохо считал, запоминал и был рассеянным.
  • Мама мальчика обратилась за помощью, после того как сама успешно прошла у меня программу.

Методика состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Цель Образовательной кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи кинезиолога

  • Синхронизировать работу полушарий
  • Развивать мелкую моторику
  • Развивать способности детей
  • Развивать память, внимание, речь
  • Развивать мышление
  • Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Нарушение правильной работы мозга может искажать познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость между полушариями мозга, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется.

  • Оба полушария начинают работать без связи
  • Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование
  • Нарушается координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки
  • Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Основное развитие межполушарных связей формируется

  • у девочек до 7-ми лет
  • у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет,

Но заниматься в этом направлении можно в течение всей жизни. Таким образом, развитие в дошкольном детстве дает старт для успешного обучения в школе.

-4

Кинезиологические упражнения дают как быстрый, так и накапливающийся эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Поэтому запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на занятии.

  • Кинезиологические упражнения для пальцев рук стимулируют речевое развитие ребенка, способствуют улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти рук к письму.

Какие результаты получают после применения кинезиологического метода

• У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.

• У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.

• Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.

• Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

• Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

Выводы:

использование кинезиологического метода в работе с дошкольниками и школьниками положительно влияет на формирование словесной речи ребенка, его эмоциональное здоровье, улучшение показателей в школе, у детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.

А ваш ребенок хорошо владеет речью и учится в школе?