И.М. Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга.
Он наблюдал за переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению "про себя" у взрослого человека. Было замечено, что мышление "про себя" осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. В своей знаменитой работе "Рефлексы головного мозга" 1847 г. Сеченов писал:
"Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит… То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором…"
У людей, при мысленном пении наблюдается мышечная активность.
Эта активность выражается в тонических мышечных натяжениях, настраивающих гортань на воспроизведение звука, мысленно пропеваемого в данный момент.
В общем, во время мысленного пения наблюдаться активность голосообразующих мускулов, но они, конечно же, далеки от необходимых движений при реальном пении.
Что дает использование мысленного пения:
- оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания,
- учит внутренней сосредоточенности,
- предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки,
- развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения,
- тренирует слуховое внимание и делает его сфокусированным.
Кто из известных педагогов советовал петь мысленно и почему.
Так, И.П. Прянишников (русский оперный певец (баритон), режиссёр, педагог) рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки.
"Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом", - писал П.Ф. Този (певец, композитор, музыковед (1650—1727)).В его книге «Opinioni de’cantori antichi е moderni о sieno osservazioni sopra il canto figurato» (Болонья, 1723) ясно изложены принципы старой итальянской школы пения.
Ф. Ламперти( итальянский музыкальный педагог, профессор пения в Миланской консерватории)советовал "…учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведешь в хорошее состояние".
"Овладение интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик может себе представить то, что ему нужно петь", - писал М. Гарсиа млад.(исп. певец и вокальный педагог).
Вывод.
Если ваша голосовая мускулатура настолько подчинена слуху, что вам достаточно одного лишь звукового представления для ее мгновенного и правильного действия, то вы можете практиковать мысленное пение сколько угодно и не утомлять голос лишний раз.
Мысленное пение осуществляется при активной, но беззвучной артикуляции, что активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая дыхательную мускулатуру. Поэтому является формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.
Как тренировать мысленное пение:
1.при распевании: например, прежде, чем спеть распевку, которую вы постоянно практикуете, попробуйте спеть ее мысленно.
2.при прослушивании музыкального материала с целью лучшего его запоминания: попробуйте мысленно попеть с певцом. Слуховое восприятие особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным рядом: когда видно мимику певца, способ артикуляции, движения.
3.при разучивании новых произведений или для повторения ранее выученных и забытых и пр.,чтобы не утомлять голос иногда пойте мысленно при повторении много раз.
Так делают все профессиональные певцы. У них всегда много материала в работе для разучивания и для повторения. Это умение дает возможность напрягать голос в меру. Особенно, когда певец не совсем здоров, это умение просто спасает.