Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ошибки, инструкция по применению

Приветствую, вас, дорогой читатель!

Часто клиентам привожу в пример "историю колобка", что вы можете найти на просторах интернета "забив" в поисковик такую фразу: колобок открыл глаза, тело ломило, голова болела... Обязательно сначала прочтите, а потом возвращайтесь в этот текст.

Посчитали сколько раз Колобок пытался пройти по своей тропинке прежде чем понял, что есть иные варианты? Вот и с детьми также, чтобы чему-то научиться, надо приобрести опыт. Да и с не детьми тоже, ведь все новое, прежде чем оно приобретет название "старое", необходимо повторить не один раз

Как научить детей не бояться ошибок?

Все просто и одновременно иногда сложно, потому что любое обучение требует адекватного реагирования, а это значит родитель должен быть в ресурсе. А еще, еще надо иметь такой опыт. А еще надо не только говорить, но и показывать личным примером. Потому что "обучая" тому, что ошибка это нормально, просто надо сделать вывод, ребенок видит родителя, который кроет благим матом всех и вся, или кидает что-то, или (ваш вариант).... в общем родителя, который не умеет совладать с неудачей.

Поэтому не удивляйтесь, если у вашего ребенка что-то не получилось, при этом вы его не ругаете особо, но он все равно психует и все бросает.

Что же делать? Вот пара советов, однако отмечу что это не панацея, и у вас вполне могут быть свои методы. Кстати, если не жалко, делитесь в комментариях, как вы справляетесь с ошибками, и как детей учите это переживать.

Первое, старайтесь всегда подчеркивать усилия ребенка. Отступитесь от ваших мыслей об его таланте. Ну, типа, "та такая/ой умная/ый". Лучше сказать так: "ты усердно трудишься, и так много занимаешься". Здесь еще мы оцениваем не личность, а труд ребенка, его внутреннее составляющее.

Некоторые исследователи считают, что подчеркивание "таланта" как раз таки приводит к боязни ошибок. Потому что для ребенка ошибка означает отсутствие таланта, ведь талантливые люди не ошибаются.

Вообще лет до 8-10, дети не могут выстроить причинно-следственные связи, они больше опираются на эмоции и "взгляды" взрослых, на атмосферу в семье. И дети обладают "магическим" мышлением. Ну это когда ты мне не дал списать, и получил двойку. Такая "мгновенная карма".

Еще раз, мы не хвалим талант, мы говорим о навыках. Тогда "тяжесть" от ошибки становится меньше, ведь "если я ошибаюсь, значит я еще не очень хорошо умею, и буду стараться, и научусь".

Второе, приучите ребенка разбивать большие задачи на максимально мелкие части. Это полезно и нам, взрослым. Вот, если я хочу жить на Кипре, то мне надо к этому придти. Изучить законы, и возможности переезда. Понять на что, как и где я буду жить. Чем заниматься. Для этого здесь, в Тагиле, мне нужно организовать все что необходимо. Устроиться на работу, открыть свое дело, перейти в онлайн, заиметь базу клиентов, подготовить квартиры под сдачу в аренду, и прочее. Все это небольшие и очень важные шажки.

Помните как в мультфильме "38 попугаев"? Серия где они измерли длину питона, в попугаях, в мартышках, в слонах. Так вот эта фраза "а в попугаях я гораздо длиннее", это те шажки, которые надо сделать.

Ну и вообще, чем мельче задача, тем легче учиться, тем больше шансов на успех!

С уроками кстати такая же история. Разделите их по степени трудности, объему и прочим параметрам. Определите, что ребенок может сделать в ваше отсутствие, а что он должен сделать на черновик к вашему приходу. Определите время для выполнения тех или иных заданий. Допустим, для переписывания упражнения - 20 минут, после этого можно 5 минут отдохнуть. А вот, если есть задача, и она ну никак не решается, то не стоит сидеть весь вечер, стоит отложить ее и начать делать другие задания. И да, если ты пробовал решать, то хотя бы 2-3 варианта решения я должна увидеть!

Вот так, личным примером, мелкими шажками, и мы, и наши дети научаемся принимать ошибки и перерабатывать их в опыт. Как там у Пушкина: и, опыт-сын ошибок трудных...

Автор: Шмакова Виктория Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru