Найти в Дзене
Галерея "Artinvia"

Арт-рынок в Южной Корее: беспрецедентный бум, айдолы-коллекционеры, основные покупатели – молодежь

Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art Basel Hong Kong – крупнейшая арт-ярмарка в Азии, – появился серьезный конкурент в регионе. Южнокорейский арт-рынок сложился в 1970-е годы, когда страна переживала экономический подъем благодаря реформам президента Пак Чон Хи, «архитектора» т.н. «чуда на реке Хан», на которой стоит Сеул. В этот период возникли первые галереи, сформировался институт художественной критики, экономический рост способствовал появлению первых коллекционеров, готовых тратить свободные средства на искусство. Следующий всплеск на арт-рынке Южной Кореи случился после Олимпиады 1988 года в Сеуле. С конца 1980-х годов демократизированное правительство проводило активные меры по глобализации и интеграции страны в мировую экономику. Возникли внутренние арт-ярмарки, корейские галереи стали участвовать в ярмарках международных. Чтобы разогнать упавший после мирового кризиса 1997 года южнокорейский художественный ры
Иллюстрация кадр из видео Highlights from Art Basel Hong Kong 2024. Художник Cao Yu, арт-объект «I Just Don’t Want You to Live Better Than I Do» (2021). Канал South China Morning Post
Иллюстрация кадр из видео Highlights from Art Basel Hong Kong 2024. Художник Cao Yu, арт-объект «I Just Don’t Want You to Live Better Than I Do» (2021). Канал South China Morning Post

Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art Basel Hong Kong – крупнейшая арт-ярмарка в Азии, – появился серьезный конкурент в регионе.

Южнокорейский арт-рынок сложился в 1970-е годы, когда страна переживала экономический подъем благодаря реформам президента Пак Чон Хи, «архитектора» т.н. «чуда на реке Хан», на которой стоит Сеул. В этот период возникли первые галереи, сформировался институт художественной критики, экономический рост способствовал появлению первых коллекционеров, готовых тратить свободные средства на искусство. Следующий всплеск на арт-рынке Южной Кореи случился после Олимпиады 1988 года в Сеуле. С конца 1980-х годов демократизированное правительство проводило активные меры по глобализации и интеграции страны в мировую экономику. Возникли внутренние арт-ярмарки, корейские галереи стали участвовать в ярмарках международных. Чтобы разогнать упавший после мирового кризиса 1997 года южнокорейский художественный рынок в конце 1990-х годов был открыт первый аукционный дом – Seoul Auction. В 2005 году стараниями галереи Хёндэ возник второй аукционный дом – K Auction. Эти два дома доминируют на арт-рынке в Южной Корее до сих пор.

Иллюстрация кадр из видео Highlights from Art Basel Hong Kong 2024. Канал South China Morning Post
Иллюстрация кадр из видео Highlights from Art Basel Hong Kong 2024. Канал South China Morning Post

В последние годы корейский художественный рынок переживает беспрецедентный бум. В 2022 году объем продаж впервые превысил отметку в 1 триллион вон – это примерно 750 миллионов долларов. Правда, на следующий год случился некоторый спад – до доковидных отметок, спровоцированный общим экономическим спадом по всему миру. Тем не менее, с недавних пор западные галереи и аукционные дома активно открывают свои филиалы в Корее, а в 2022 году в Сеуле впервые прошла крупнейшая международная ярмарка искусства Frieze – и все это не кажется таким удивительным.

Иллюстрация кадр из видео Highlights from Frieze Seoul 2023. Канал FriezeOfficial
Иллюстрация кадр из видео Highlights from Frieze Seoul 2023. Канал FriezeOfficial

Южная Корея – 10-я экономика мира. В ней существует развитая сеть частных музеев и галерей, среди которых самые влиятельные игроки – это Hyundai, Kukje, Gana. Корея может похвастаться богатой и разнообразной художественной традицией помимо традиционного корейского искусства. Кроме того, в Южной Корее привлекательная налоговая политика по сравнению с Японией, Сингапуром, Тайванем и материковым Китаем – арт-рынку в Корее оказывается обширная государственная поддержка.

Южнокорейский художественный рынок обладает и некоторыми очень необычными чертами. Во-первых, долгое время основными критериями ценообразования были именитость художника, помноженная на размер работы – появление аукционных домов было призвано в том числе переломить подобную ситуацию. Во-вторых, сегодня в Корее в искусство все больше инвестируют молодые люди – представители поколения миллениалов и зумеров (корейцы объединяют их под зонтичным термином MZ). И во многом этих новых покупателей интересует цифровое искусство.

Иллюстрация кадр из видео Highlights from Frieze Seoul 2023. Канал FriezeOfficial
Иллюстрация кадр из видео Highlights from Frieze Seoul 2023. Канал FriezeOfficial

На молодых коллекционеров сильно влияет пример их ровесников-селебрити – в частности, Ким Намджуна (творческий псевдоним – RM), лидера группы BTS. Он активно коллекционирует корейское искусство 20-го века и современное корейское искусство, а также регулярно публикует посты в своих соцсетях о новых приобретениях и посещениях выставок и галерей по всему миру. Особое место в его коллекции занимает Юн Хёнгын, мастер тансэкхва, корейской монохромной живописи, зародившейся в послевоенной Корее, один из любимых художников артиста. Собственно, свою любовь к корейскому искусству он демонстрирует и в своем первом сольном альбоме «Индиго», открывающий трек в котором так и называется – «Юн». Артиста интересуют и современные западные художники – так, например, пару лет назад он приобрел за 1,2 млн долларов скульптуру американского художника Рони Хорна.

Некоторые айдолы находятся и по другую сторону баррикад на арт-рынке – например, в 2022 году Мино из группы WINNER выставлял свои картины в знаменитой галерее Saatchi в Лондоне.

Кажется, «корейская волна» вознесла на своем гребне не только сериалы, поп-музыку и косметику, но и корейский арт-рынок.

Арт-журнал. Художественная галерея artinvia.com

Узнавайте о новых статьях первыми. Мы в Telegram

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.