Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art Basel Hong Kong – крупнейшая арт-ярмарка в Азии, – появился серьезный конкурент в регионе.
Южнокорейский арт-рынок сложился в 1970-е годы, когда страна переживала экономический подъем благодаря реформам президента Пак Чон Хи, «архитектора» т.н. «чуда на реке Хан», на которой стоит Сеул. В этот период возникли первые галереи, сформировался институт художественной критики, экономический рост способствовал появлению первых коллекционеров, готовых тратить свободные средства на искусство. Следующий всплеск на арт-рынке Южной Кореи случился после Олимпиады 1988 года в Сеуле. С конца 1980-х годов демократизированное правительство проводило активные меры по глобализации и интеграции страны в мировую экономику. Возникли внутренние арт-ярмарки, корейские галереи стали участвовать в ярмарках международных. Чтобы разогнать упавший после мирового кризиса 1997 года южнокорейский художественный рынок в конце 1990-х годов был открыт первый аукционный дом – Seoul Auction. В 2005 году стараниями галереи Хёндэ возник второй аукционный дом – K Auction. Эти два дома доминируют на арт-рынке в Южной Корее до сих пор.
В последние годы корейский художественный рынок переживает беспрецедентный бум. В 2022 году объем продаж впервые превысил отметку в 1 триллион вон – это примерно 750 миллионов долларов. Правда, на следующий год случился некоторый спад – до доковидных отметок, спровоцированный общим экономическим спадом по всему миру. Тем не менее, с недавних пор западные галереи и аукционные дома активно открывают свои филиалы в Корее, а в 2022 году в Сеуле впервые прошла крупнейшая международная ярмарка искусства Frieze – и все это не кажется таким удивительным.
Южная Корея – 10-я экономика мира. В ней существует развитая сеть частных музеев и галерей, среди которых самые влиятельные игроки – это Hyundai, Kukje, Gana. Корея может похвастаться богатой и разнообразной художественной традицией помимо традиционного корейского искусства. Кроме того, в Южной Корее привлекательная налоговая политика по сравнению с Японией, Сингапуром, Тайванем и материковым Китаем – арт-рынку в Корее оказывается обширная государственная поддержка.
Южнокорейский художественный рынок обладает и некоторыми очень необычными чертами. Во-первых, долгое время основными критериями ценообразования были именитость художника, помноженная на размер работы – появление аукционных домов было призвано в том числе переломить подобную ситуацию. Во-вторых, сегодня в Корее в искусство все больше инвестируют молодые люди – представители поколения миллениалов и зумеров (корейцы объединяют их под зонтичным термином MZ). И во многом этих новых покупателей интересует цифровое искусство.
На молодых коллекционеров сильно влияет пример их ровесников-селебрити – в частности, Ким Намджуна (творческий псевдоним – RM), лидера группы BTS. Он активно коллекционирует корейское искусство 20-го века и современное корейское искусство, а также регулярно публикует посты в своих соцсетях о новых приобретениях и посещениях выставок и галерей по всему миру. Особое место в его коллекции занимает Юн Хёнгын, мастер тансэкхва, корейской монохромной живописи, зародившейся в послевоенной Корее, один из любимых художников артиста. Собственно, свою любовь к корейскому искусству он демонстрирует и в своем первом сольном альбоме «Индиго», открывающий трек в котором так и называется – «Юн». Артиста интересуют и современные западные художники – так, например, пару лет назад он приобрел за 1,2 млн долларов скульптуру американского художника Рони Хорна.
Некоторые айдолы находятся и по другую сторону баррикад на арт-рынке – например, в 2022 году Мино из группы WINNER выставлял свои картины в знаменитой галерее Saatchi в Лондоне.
Кажется, «корейская волна» вознесла на своем гребне не только сериалы, поп-музыку и косметику, но и корейский арт-рынок.
—
Арт-журнал. Художественная галерея artinvia.com
Узнавайте о новых статьях первыми. Мы в Telegram
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.