Найти тему
Галерея "Artinvia"

BTS – падшие ангелы? Как кей-поп играет с западным искусством

Иллюстрация кадр из клипа группы Red Velvet на песню Feel My Rhythm. 2022. Музыкальный лейбл SM Entertainment Co
Иллюстрация кадр из клипа группы Red Velvet на песню Feel My Rhythm. 2022. Музыкальный лейбл SM Entertainment Co

В последние годы мир накрыла мощная «корейская волна» – т.н. Халлю. Кей-поп группы собирают многотысячные стадионы в мировых турне, их музыкальные видео насчитывают миллионы просмотров. Зачастую клип на песню превращается в очень сложный и визуально насыщенный материал, частью которого могут стать и произведения западного искусства, как традиционного, так и современного. Креативная команда работает с этим искусством очень по-разному: создатели видео вкрапляют отдельные вещи, чтобы эстетизировать картинку и как бы приподнять ее, придать престижа; иногда произведение искусства, включенное в кадр, усиливает эмоциональную составляющую песни; а порой музыка, слова, образ, искусство складываются в настоящий Gesamtkunstwerk, в котором смысловые коннотации отдельных элементов дополняют друг друга, образуя целостное высказывание.

Иллюстрация кадр из клипа певицы Heize на песню HAPPEN. 2021. Музыкальный лейбл P Nation
Иллюстрация кадр из клипа певицы Heize на песню HAPPEN. 2021. Музыкальный лейбл P Nation

Конечно, игра с образами может быть самой поверхностной. Например, в клипе исполнителя Vincent Blue на песню It’s Raining в качестве декораций воссоздана знаменитая картина Винсента ван Гога «Спальня в Арле». Певец обыгрывает одновременно и собственный псевдоним, и меланхоличное настроение песни, созвучное творчеству художника, который в поп-культуре стал символом грусти и душевных терзаний. В музыкальном видео певицы Heize на песню HAPPEN локации вдохновлены полотнами известного американского художника Эдварда Хоппера. В клипе на песню об одиночестве герои никак не могут встретиться – картины Хоппера, часто изображающие одиноких людей в пустынных помещениях-коробках, идеально соответствуют посылу сюжета и лирики.

В этих примерах работа ведется с чисто эстетической и эмоциональной стороной произведений – искусство выполняет исключительно дополнительную функцию, в какой-то мере декоративную.

В клипе популярной женской группы Red Velvet на песню Feel My Rhythm искусство, напротив, выведено на первый план. Участницы примеряют на себя образы узнаваемых живописных произведений – «Качелей» Жана Оноре Фрагонара, «Офелии» Джона Эверетта Милле, «Дамы с зонтиком» Клода Моне. Девушки также окружены персонажами и воображаемыми архитектурными объектами со знаменитого триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». «Все границы в мире, я хочу их все стереть» – эту строчку из песни наглядно воплощает в себе синтез искусства Северного Возрождения, рококо, прерафаэлитов, импрессионистов, блестящих стразами модных нарядов и поп-песни, сэмплом для которой послужила «Ария» из «Сюиты №3 ре мажор» Иоганна Себастьяна Баха. Стираются границы хронологические и географические, между т.н. массовой и элитарной культурами, Западом и Востоком.

Иллюстрация кадр из клипа группы BTS на песню Blood, Sweat & Tears. 2016. Музыкальный лейбл Hybe Corporation
Иллюстрация кадр из клипа группы BTS на песню Blood, Sweat & Tears. 2016. Музыкальный лейбл Hybe Corporation

Но самая тонкая и нетривиальная интерпретация западного искусства – это, пожалуй, некоторые образцы творчества популярнейшей корейской группы BTS. История, которую они рассказывают в альбоме Wings, опирается на роман Германа Гессе «Дэмиан», традиционно причисляемый к жанру т.н. Bildungsroman, романа-воспитания – альбом посвящен теме взросления артиста. Кульминацией этого периода их творчества становится видео на песню Blood, Sweat & Tears – многослойный пирог аллюзий, который невероятно увлекательно разгадывать: частью шифра в нем становятся и произведения западного искусства. В самом начале видео один из участников группы замирает перед картиной Питера Брейгеля Старшего «Падение мятежных ангелов» – можно вспомнить о том, что главный герой романа Гессе одержим страхом перед грехом и одновременно влечением к нему, а его друг Дэмиан – словно перерождение Мефистофеля.

В какой-то момент на стене декораций можно разглядеть цитату из знаменитого романа Ницше (философа, сильно повлиявшего на Гессе) «Так говорил Заратустра»: «… нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Это высказывание становится ключевым для сюжета клипа, песни, альбома. На фоне еще одного полотна Брейгеля – «Падение Икара» – спрыгивает с балкона другой участник группы. Напомним, что миф об Икаре рассказывает о юноше, ослушавшемся своего гениального отца – изобретателя и создателя Критского лабиринта Дедала, – взлетевшем на своих восковых крыльях слишком высоко и в наказание рухнувшем в море. Так, перекликаются древнегреческое понятие хюбрис (т.е. высокомерие – вызов, брошенный богу и судьбе, необратимо приводящий к гибели) и библейский грех гордыни. Миф об Икаре, как и история падших ангелов – это буквальное предупреждение молодому артисту, который может стать жертвой «звездной болезни». Греческая мифология, христианские аллюзии, нидерландское искусство 16-го века, философский роман Гессе очень искусно сплетаются в единый смысловой клубок: произведение (а это самый настоящий Gesamtkunstwerk) одновременно призывает открыться всему, что есть в мире, испытать все, и свет, и тьму, чтобы быть способным творить, но вместе с тем таит в себе скрытое предостережение.

Иллюстрация кадр из клипа группы BTS на песню Spring Day. 2017. Музыкальный лейбл Hybe Corporation
Иллюстрация кадр из клипа группы BTS на песню Spring Day. 2017. Музыкальный лейбл Hybe Corporation

Иногда именно появление в кадре произведения западного искусства помогает разгадать смысл клипа. В видео на песню Spring Day все той же группы BTS, предположительно посвященном крушению парома «Севоль» 16 апреля 2014 года, в результате которого погибло 304 человека, в том числе 250 старшеклассников, появляется груда поношенной одежды, которая, вероятно, отсылает к работе современного французского художника Кристиана Болтански. Болтански, главными темами которого стали смерть, проблемы памяти, утраты воспоминаний, создал в 2010 году в парижском Гран Пале (где за двадцать лет до этого в 1992 г. выставлялся среди других советско-российских художников и Александр Попов) инсталляцию Personnes (переводится одновременно как «Люди» и «Никто») – и в том числе огромную гору-курган высотой 15 метров из вороха старой одежды, символизирующей своих забытых владельцев. Стоит заметить, что одежда в художественной практике Болтански всегда служит напоминанием о человеке, кроме того, художник часто работает с фотографией как средством увековечивания памяти – а в клипе участники группы постоянно делают характерный жест, как будто примеряются сделать снимок. Если догадки о том, что именно к этой инсталляции отсылает кипа одежды в видео, верны, то клип на незамысловатую мелодичную поп-песню превращается в социальный тезис и своего рода мемориал.

Как мы видим, корейские артисты нередко предоставляют слово искусству, созданному на другом конце света, но преодолевающему языковой барьер. Западные художественные произведения – на самом деле, часть мировой культуры – удивительно гармонично включаются в полифонический строй голосов и музыкальных инструментов, усложняя, углубляя и усиливая художественное высказывание – и, собственно, его художественность.

Конечно, западные музыканты тоже зачастую используют в своих клипах искусство, которое становится инструментом донесения смысла. Однако показательно, что корейское искусство, в отличие от западного, фигурирует в музыкальных видео кей-поп исполнителей часто вместе со всеми остальными атрибутами «корейскости» – ширмами, ханбоками (т.е. национальными костюмами), элементами ханока (традиционного корейского дома). Корейское искусство как будто бы не мыслится ими как вещь в себе, в отличие от искусства Запада. Кей-поп словно принимает европоцентристскую, существующую еще со времен колониализма, конвенцию, что именно западное искусство обозначает искусство в принципе. Складывается впечатление, что такая амбивалентность в отношении к искусству Запада и искусству Востока связана с попыткой ориентироваться и на местную, и на мировую аудиторию: западное искусство как синоним искусства в принципе (в соответствии с воспроизводящимися до сих пор колониальными установками) апеллирует и к западным слушателям, и к местным, а продвижение корейской культуры – и корейского искусства как ее части – задумано в первую очередь для иностранцев, поэтому искусство сопровождается необходимым контекстом для упрощения его понимания. Из этого вытекает закономерный вопрос: а не нуждается ли кей-поп в деколонизации?

_

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь и комментируйте!

Статьи об искусстве. На сайте галереи «ARTINVIA»

Публикации в VK. Страница «ARTINVIA» в соц.сети