Найти тему

КПТ. Техника "Падающая стрела"

Техника "падающая стрела" используется в когнитивно-поведенческой психотерапии для выявления и анализа негативных, дисфункциональных, "неудобных" мыслей и убеждений.

Такие мысли, ставшие когда-то сложными, социально обусловленными рефлексами, нередко приводят к эмоциональным проблемам и стереотипному, жёсткому поведению, не соответствующему актуальной ситуации.

Суть этой техники заключается в том, чтобы помочь клиенту заметить свои негативные мысли и убеждения и рассмотреть, как эти мысли влияют на его настроение и поведение.

Далее клиент пытается найти рационализировать обнаруженные мысли, собирая доказательства "за" и "против" истинности этих мыслей.

Полученное новое знание помогает ему, с помощью консультанта, сформулировать новые, более здоровые и конструктивные соображения.

Техника "падающая стрела" позволяет клиенту осознать связь между его рефлекторными мыслями, эмоциями и поведением, а также разработать новые, осознанные стратегии мышления и реагирования в сложных ситуациях.

Эта техника часто применяется в работе с тревожностью, депрессией, фобиями и другими психологическими проблемами.


Такие вопросы, постепенно затрагивая всё более глубокие слои мышления, позволяют сделать видимыми скрытые, полузабытые и вытесненные из области сознания предубеждения. Нередко при этом вскрываются табуированные темы, которые психика прячет до поры не желая осознавать неприятные, стыдные, запретные темы, такие, как эгоизм, глубинные страхи, младенческие стратегии выживания.
Такие вопросы, постепенно затрагивая всё более глубокие слои мышления, позволяют сделать видимыми скрытые, полузабытые и вытесненные из области сознания предубеждения. Нередко при этом вскрываются табуированные темы, которые психика прячет до поры не желая осознавать неприятные, стыдные, запретные темы, такие, как эгоизм, глубинные страхи, младенческие стратегии выживания.

Глубинные убеждения, несмотря на малую осознанность в моменте, тем не менее, влияют на нашу эмоциональную оценку происходящего, и вызывают в нас "естественную" реакцию на событие, плохо поддающуюся разумному анализу и контролю.

Такие убеждения, являясь следами детской памяти, очень часто являются ошибочными, так как возникают в возрасте, когда мы еще мало знаем о мире и о себе.

Наша задача - с помощью упражнений вернуть эти убеждения в область сознания, подвергнуть их логической обработке с учётом новых, взрослых знаний и реалий, и построить новую, гибкую систему убеждений.

И тогда обновлённая, более зрелая личность сможет жить спокойно и счастливо!

В публикации использованы материалы книги:

Бек Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)