Не всегда знаменитые картины были красивыми и декоративными, как не всегда в обычной жизни существует лишь красота без уродства. Страшные картины позволяют задуматься и сопереживать, вызывают куда более сильные чувства и запечатлеваются в памяти дольше, нежели какой-либо стандартный портрет салонных академистов, где всё гладко и красиво, но одновременно и пусто на душе. Про приведённую ниже подборку этого не скажешь, неслучайно все эти картины были признаны незаурядными произведениями искусства и мало кого оставляют равнодушными.
Картина фламандского художника Квентина Массейса «Уродливая герцогиня» по сути дела представляет собой первую карикатуру на неуёмное желание некоторых дам бальзаковского возраста выглядеть моложе и привлекательнее своих лет. Массейс довёл это стремление до абсурда — намеренно исказил черты лица до крайности, написал в руке герцогини сорванную молодую розу, символизирующую молодость и красоту. Да и одежда герцогини составляет странное сочетание модного платья, явно ей не по возрасту — одеваться нужно куда скромнее и устаревшего чепца, который носили лишь старухи. В общем, это не портрет, а неприкрытая насмешка, хотя не исключено, что даже такая уродливая герцогиня вполне может найти себе в мужья, а то и в любовники симпатичного юношу — всё же деньги и знатное происхождение и могут творить чудеса, когда речь идёт об отношениях между людьми.
Картина «Калеки» Питера Брейгеля Старшего посвящена бесчинству испанской инквизиции в Нидерландах, когда во имя Господа испанские фанатики творили страшные вещи, в частности, калечили и убивали всех протестантов, вся вина которых заключалось в том, что они придерживались другого направления в христианстве.
Но при этом картина разноплановая — есть в ней элементы гротеска, доброй и сочувствующей насмешки над самими калеками — для XVI века это было нечто новаторское, примерно как «Шинель» Гоголя в литературе, яркие цвета и общечеловеческий посыл о том, что никакие убеждения не оправдывают жестокость и пытки.
Отто Дикс — немецкий экспрессионист, и убеждённый антифашист, прославившийся своими по-настоящему страшными картинами, например, триптихом «Война», посвящённым личным воспоминаниям и впечатлениям Дикса во время Первой мировой войны. Там он увидел и испытал достаточно, чтобы навсегда остаться убеждённым пацифистом.
Ему удивительно точно удавалось сочетать юмор и трагедию, он мог шутить над вещами, над которыми шутить вообще было не принято, а в одной картине рассказать целую историю, передать характер и трагикомедию всей жизни своих персонажей, как ему это удалось на картине «Моряк».
Начался чудовищный шторм, корабль вот-вот утонет, но в последние минуты своей жизни моряк думает о плотских желаниях и женщинах, которые дожидаются его в каждом порту. Действительно, горбатого могила исправит.
А свой подход к работе Дикс объяснил просто: «я пытаюсь изобразить на картине то, что накипело внутри меня». Его картины очень остросоциальные, Дикс не стеснялся отражать все негативные явления в жизни, но делал это с неизменным юмором, прекрасно понимая, что от страшного до смешного зачастую всего один шаг.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.