Найти тему
etiquette748

Узоры, рисунки и орнаменты в сервировке.

«какая красивая посуда» - что скрывается за этим вроде бы понятным определением и сказанным хозяйке комплиментом ? 

Либо необычная форма, либо, еще чаще, рисунок, узор, орнамент, на этой самой посуде нанесенный. Сегодня мы, конечно, в этом случае, в первую очередь, подразумеваем именно эстетику. 

Или роскошь невероятную и богатство. 

Но что еще интересного и полезного скрывается за рисунками на посуде, какие тайные или не очень смыслы там можно обнаружить. 

Если посмотреть чуть глубже. 

В общем, я продолжаю исследовать этикетную тему связанную с историей, значимостью и сакральностью застолья. 

Интересно, что керамические черепки, то есть, остатки от предметов утвари и быта, достаточно часто находят археологи и по росписям можно судить, например, о принадлежности предмета, орнаменты разных народов отличны друг от друга. 

-2

Орнаменты и узоры разных эпох - могут быть совершенно разными. 

Можно много полезного узнать об окружающем мире - о растениях и животных,характерных для этих мест. 

Можно узнать о замечательных людях и событиях, которые волновали и вдохновляли. 

Картины на посуде часто отражали действительность тех времен - от погоды и быта до жанровых сценок и моды. 

-3

Колористика - это тоже важно. 

Каждой эпохе в большей или меньшей степени могут соответствовать определенные цвета или сочетания. 

Да что уж там, даже в наши дни, насколько я знаю, при подглазурном способе нанесения рисунка на фарфор палитра используемых цветов ограничена не фантазией, а технологией. 

-4

Каких то красителей могло сначала не существовать или они могли считаться «неуместными» по разным причинам. 

Есть «классовые» вкусы и предпочтения, это далеко не только любимые или, наоборот, недоступные или игнорируемые сознательно бренды, но и сюжеты, например. 

У брендов, к слову, бывает собственный характерный лишь для них стиль или, возможно, лучше сказать, почерк. 

И едва бросив взгляд на тарелку, мы уже знаем происхождение и часто стоимость. 

Что может быть как плюсом, так и минусом. 

-5

Есть бренды с историей, есть любимцы коротких или не очень, но эпох и к тому бывают весьма увлекательные и неоднозначные причины. 

Посуда, это, конечно, как был, так и есть, это статус. 

Кто главнее и богаче тому— одно и это касается не только материала, но и рисунка, другим, вы не поверите, другое. 

До появления сервизов единообразие стола - понятие несколько условное. 

-6

А общем, картинка на посуде может открыться целой книгой с множеством глав. 

Когда же и у кого вообще появилась идея, что посуду надо как то украшать, вносить разнообразие и зачем это стали делать? 

-7

Считается, что мысль такая пришла в голову, скорее всего, женщине, потому, что керамика, так исторически получается, это дело дамское. Как и кухня. 

И произошло это так давно, что точно никто не знает, но сроки около 6000 лет назад фиксируются археологами. 

Я не проверяла, пусть так. 

Традиция украшать посуду появилась на Востоке в Персии, и в те времена орнамент или рисунок имели в первую и основную очередь, я хотела бы это подчеркнуть и выделить, вовсе не красоту, индивидуальность и эстетику, а то самое сакральное значение. 

-8

Их наносили не столько для украшения, сколько как обереги. 

Обереги от нечисти, которая не сможет при правильном изображении прикоснуться к пище, злых духов, неурожая, плохой погоды. Наконец, порчи и болезни. 

Считалось, что в посуде с определенным орнаментом или узором продукты не испортятся дольше, или, возможно, будут вкуснее. Или принесут больше пользы. 

Наши предки были мудры и знали, что лучше защищать определенной символикой не только края одежды, скажем, подол или ворот, так как там и есть опасная лазейка для всякой пакости, но и края скатерти и салфеток. 

Напоминаю, еда и все связанное с ней, от посуды до подачи и сервировки, это не просто так, вкус и красота, это сакрально, жизненно важно и требует подчеркнутого уважения, которое может быть выражено через символы, обереги и ритуалы, которые зачастую и лежат в основе правил этикета. 

Хотя я часто читаю, что вроде до Людовика 14 и не было ничего и нигде. И никогда. 

Уж извините)). 

Подтверждением сакрального подхода теории еще можно то, что места, где встречались орнаменты, скажем, на скатерти или посуде часто бывали не столь заметны, а то и скрыты от чужих глаз, то есть, вряд ли работали для услады глаз исключительно. 

Иногда нанесение рисунков помогло иметь маскировочный характер, например, цветочки на первом европейском фарфоре прикрывали различные несовершенства. 

Рисунок, узор и орнамент это не совсем одно и то же и здесь мне хотелось бы определиться с терминологией. 

Рисунок - это структурный образ зрительно воспринммемого объекта. 

Узор – это рисунок, который несет информацию, символическую смысловую нагрузку. Важно, что узор имеет произвольное расположение элементов.

А вот орнамент - это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. 

-9

Вот сколько всего интересного и таинственного можно «прочитать», если внимательно смотреть на накрытый стол). 

Ксения Маркова специально для etiquette 748