Найти в Дзене
Счастье в книгах

"Весна в Фиальте" Набокова. Перечитываю

Моя весна начинается с "Весны в Фиальте" Набокова. В этот раз не читаю - слушаю. В ухо говорит Сергей Дрейден. Благодаря ему слышу то, что сама не вычитывала до сих пор.
До сих пор все жалела Васеньку и Нину, за 15 лет не сумевших оценить свои чувства, справиться с обстоятельствами, выбрать друг друга и перестать жить незапланированными короткими встречами. А теперь понимаю, что весна в Фиальте - это как раз время и место разрешения их, если можно так сказать, ситуации. Это точка в их отношениях, которую, на первый взгляд, поставил рок. Нина погибает. И какой яркий контраст весна - смерть! И надо же обе темы задаются уже в первом абзаце, ибо зачем же еще в здесь появляется кладбищенский кипарис, который стоит в скобках и, если сам читаешь, можно и не заметить.
А на второй и пока дальнейший мой взгляд, рок им просто подыгрывает, герои давно определились. Сами.
Васенька, в частности, не мог окончательно выбрать Нину в силу того, что ценил свое другое счастье. "Дома я оставил жену, дет

Моя весна начинается с "Весны в Фиальте" Набокова. В этот раз не читаю - слушаю. В ухо говорит Сергей Дрейден. Благодаря ему слышу то, что сама не вычитывала до сих пор.

До сих пор все жалела Васеньку и Нину, за 15 лет не сумевших оценить свои чувства, справиться с обстоятельствами, выбрать друг друга и перестать жить незапланированными короткими встречами. А теперь понимаю, что весна в Фиальте - это как раз время и место разрешения их, если можно так сказать, ситуации. Это точка в их отношениях, которую, на первый взгляд, поставил рок. Нина погибает. И какой яркий контраст весна - смерть! И надо же обе темы задаются уже в первом абзаце, ибо зачем же еще в здесь появляется кладбищенский кипарис, который стоит в скобках и, если сам читаешь, можно и не заметить.

А на второй и пока дальнейший мой взгляд, рок им просто подыгрывает, герои давно определились. Сами.

Васенька, в частности, не мог окончательно выбрать Нину в силу того, что ценил свое другое счастье. "Дома я оставил жену, детей: всегда присутствующую на ясном севере моего естества, всегда плывущую рядом со мной, даже сквозь меня, а все-таки вне меня, систему счастья", - этот момент, когда читает другой, а не ты, как-то особенно обращает на себя внимание. И сколько раз он вариативно повторится! Здесь все: и объяснение, и сожаление, и оправдание. Ему просто жизненно необходимо находиться именно в системе оставленного дома счастья.

А Нина? А Нина хорошо раскрывается в другом моменте, в лавке: "В бисерной полутьме, она долго возилась, перебирая какие-то красные кожаные кошельки, набитые нежной бумагой, смотря на подвески с ценой, словно желая узнать их возраст; затем потребовала непременно такого же, но коричневого, и когда, после десятиминутного шелеста, именно такой чудом отыскался, она было взяла из моих рук монеты, но вовремя опомнилась, и мы вышли, ничего не купив". Как с кошельками, так и с мужчинами, она быстро опоминается. Даже находя (вернее, встречая) особенного.

А еще в отношениях Нины и Васеньки много вокзального и железнодорожного, но мне не дает покоя сопровождающая все воспоминания о последней встрече тема цирка. Цирка, где артисты развлекают других со смертельным риском для себя.

Сначала появляется объявление заезжего цирка с углом, слизанным со стены, потом три апельсина в руках младенца мужского пола, которые отнимает тремя руками девочка (очень похоже на жонглеров) и снова - несколько раз, много раз - объявление, на котором мы видим то пернатого индейца, то одураченных слонов, то гусара, то наездницу с надрисованными усами, то клоуна, а затем рекламное шествие цирковых гонцов и, наконец, гибель Нины в автомобиле, влетевшем в фургон бродячего цирка.

Что же это? Акцент на трагикомичности жизни и отношений? Или то, что рок и судьба всегда найдут способ намекнуть о себе человеку?

Мое первое прочтение здесь >>