Найти тему

"Такое дело не по силам". АвтоВАЗ отказывается разрабатывать собственную АКПП, проще же купить "чужую"

Оглавление

Тема про автоматические коробки передач для АвтоВАЗа - это просто какая-то вечная эпопея. Казалось бы, в наше время, когда технологии не стоят на месте, а развиваются семимильными шагами, отечественному автогиганту по плечу разработать свою надежную и современную АКПП.

Но нет, руководство АВТОВАЗа регулярно отмахивается, дескать, "такое дело не по силам". Вместо собственной разработки проще закупить готовую "чужую" импортную коробку.

Если честно, такой подход меня несколько напрягает. С одной стороны, я понимаю - свои "мозги" в этом деле штука дорогая и рискованная. Но с другой, как же тогда быть с импортозамещением и развитием отечественного автопрома? Получается, что мы так и будем вечно зависеть от иностранных комплектующих?

В этой статье я решил копнуть поглубже. Посмотрим, какие ранее были попытки создать российскую АКПП и почему они провалились. Разберемся, что сейчас происходит с этой темой на АвтоВАЗе и какие перспективы у них найти нормального поставщика автоматов. И самое главное, постараюсь объективно оценить, стоит ли "Ладе" и дальше полагаться на зарубежные коробки или все-таки взяться за разработку своей трансмиссии.

История проблемы

В былые времена на некоторые модели Лады ставили автоматические коробки передач от японской фирмы Jatco. Речь идет о классическом 4-ступенчатом "автомате" на Гранту с 98-сильным моторчиком и вариаторе на Весту и XRAY. В общем-то, коробки были ничего так, народ к ним претензий особых не имел. Но ведь это всё ж чужие разработки, не наши, отечественные.

И тут мы плавно переходим к эпической истории о компании "КАТЕ", которая взялась разработать первую российскую АКПП для АвтоВАЗа. В принципе, задумка-то огонь: своя надежная и дешевая в производстве коробка, которая удешевит машины и повысит их конкурентоспособность. Но, как часто бывает, это не по силам оказалось для этих ребят.

-2

В 2007 году начали проектировать 7-ступенчатый "автомат" под названием "КАТЕ FT703". Ажиотаж был бешеный: новые технологии, импортозамещение, вот оно будущее родного автопрома! Компания "КАТЕ" даже принадлежала жене самого Сергея Чемезова, главы "Ростеха", который как раз курировал АвтоВАЗ. Так что проекту зеленый свет был обеспечен на всех уровнях. Чего уж говорить, денег на разработку вбухали немерено.

Но как это часто бывает, чем громче обещания, тем более эпичным получается провал. С самого начала проект "КАТЕ" шел ни шатко ни валко. Сроки переносились, а коробку все никак не могли довести до ума.

В 2007-м обещали, что FT703 будет готова через год. Не вышло. Следующий дедлайн назначили на 2008-й. Тоже не получилось. В 2008-2009 коробку начали тестировать на Калине. Официально пишут, что испытания она прошла. Но на самом деле результаты были так себе - то герметичность хромала, то закусывало ее по-страшному.

В 2011-м терпение у АвтоВАЗа лопнуло. Игорь Комаров, который тогда был гендиром, сказал, что сотрудничество с "КАТЕ" ставится на паузу. Завод будет ставить проверенные коробки Jatco, а с компанией Чемезовской женушки продолжат работать только когда те сделают рабочий продукт.

А потом выяснилось, что на этот швах угрохали под 300 миллионов бюджетных денег! При этом сам Чемезов непринужденно заявлял, что проблем с АКПП никаких нет, даже Китай якобы готов их закупать.

Но факт остается фактом - за годы работы, потратив миллионы бюджетных рублей "КАТЕ" так и не создала работающую, серийную российскую автоматическую трансмиссию. Целая эпопея вышла с этой коробкой. Бессмысленная и беспощадная трата ресурсов.

Текущая ситуация

После того провала с "КАТЕ" на АвтоВАЗе поняли, что лучше переплатить, чем снова лезть в ненужную авантюру. И вот уже который год мы наблюдаем однообразную картину - в автосалонах с каждым месяцем остается все меньше и меньше Лад с автоматическими коробками передач. Кончаются запасы старых машин с вариаторами и АКПП Jatco, а новых с ними уже не выпускают.

И тут мы плавно подходим к ключевой цитате этой истории. Максим Соколов, нынешний глава АвтоВАЗа, в недавнем интервью прямо признался: разрабатывать свою российскую АКПП они пока не будут. Причина банальная - вкинуть 30 миллиардов рублей плюс 3-4 года на разработку для завода явно не потянуть. Проще и дешевле купить готовую "чужую" коробку из Китая.

-3

Именно этим сейчас и занимается руководство Лады - ищет потенциальных поставщиков АКПП среди китайских, иранских, индийских и других производителей из дружественных стран. Речь идет либо о покупке китайских гидромеханических "автоматов", либо роботизированных коробок или вариаторов. Цель - найти универсальное решение, которое можно будет устанавливать на разные модели Лады с минимальными доработками. Об установке, например, европейских АКПП, локализованных в Китае, тоже ведутся переговоры.

Так что в ближайшей перспективе Лады с новыми автоматическими трансмиссиями нам точно ждать не стоит. Да и потом, как пойдет процесс интеграции этих самых "чужих" коробок - большой вопрос.

Анализ ситуации

Если разобраться, у АвтоВАЗа есть весомые причины не лезть в дорогостоящую и рискованную авантюру с разработкой собственной АКПП. Во-первых, у них элементарно нет нужной компетенции и опыта в создании таких сложных трансмиссий. Это совсем не то же самое, что делать простые механические коробки для бюджетных моделей. Современные автоматы - высокотехнологичный продукт, требующий много времени, ресурсов и инженерных мозгов.

-4

Тут все просто - АвтоВАЗ прикинул, что разрабатывать свою АКПП ему совсем не по карману.

У завода ж сейчас в принципе не ахти какие доходы, ежедневная борьба на выживание. А АКПП - это долгоиграющая и ресурсоемкая штука. Пока доделаешь ее до ума, пройдут лет этак 3-4 минимум. Вы серьезно думаете, что Лада в нынешних реалиях может себе позволить такую роскошь?

Да за это время рынок 100 раз успеет перевернуться. Пока возишься с разработкой, можно просто сыграть в ящик по-тихому. Нет, не вариант для АвтоВАЗа такие авантюры сейчас мутить. Надо думать о хлебе насущном, как выжить в ближайшие годы.

Вот и получается, что проще один раз купить готовый импортный "автомат" у китайцев или еще у кого, чем сотни лет корячиться над своим уникальным решением. Тем более, если получится хорошо локализовать эту коробку в России, то и цена ей будет адекватная для нашего рынка. А разрабатывать все с нуля - это универсальное лекарство от бедности, как говорится.

Выбор купить готовую импортную АКПП, пусть и китайскую, кажется логичным. Во-первых, это дешевле, чем разработка с нуля. Во-вторых, срок внедрения существенно меньше. В-третьих, при должной локализации, такая коробка может стать вполне доступным и конкурентоспособным решением для российского рынка.

-5

Конечно, есть риски совместимости и адаптации импортной трансмиссии под модели Лады. Но, судя по всему, в АвтоВАЗе считают, что с этими трудностями им будет проще справиться, чем создавать АКПП на голом энтузиазме. Да и работать с готовым, пусть и зарубежным, продуктом намного легче, чем корячиться со своими уникальными наработками.

В целом позиция руководства Лады понятна. В условиях санкций и новых рыночных реалий, импорт автоматических коробок из Китая и других дружественных стран кажется оптимальным решением проблемы на текущий момент.

Заключение

Ну что ж, друзья, похоже наш родной АвтоВАЗ окончательно махнул рукой на идею создать свою автоматическую коробку передач. И если честно, при нынешних раскладах это, пожалуй, единственно верное решение.

Сами посудите - вкладываться в дорогостоящую и рискованную разработку АКПП с нуля? Да у завода ни опыта такого, ни свободных миллиардов в кубышке нет. Пока доведешь коробку до ума, пройдут годы, а за это время конкуренты убегут вперед, рынок передернется, да и сам АвтоВАЗ рискует оказаться на жесточайшем финансовом дозоре. 

Поэтому гораздо разумнее присмотреться к уже существующим решениям. Сейчас идут переговоры с китайцами, иранцами и другими поставщиками из дружественных стран. Есть шанс прикупить готовый "автомат" по нормальной цене, локализовать его и ставить на разные модели Лады.

В конце концов, без автоматической трансмиссии в нынешних реалиях ни одна марка не протянет. Так что руководству АвтоВАЗа просто необходимо быстро закрыть вопрос с АКПП, пусть даже придется поставить "чужую" коробку. Будем надеяться, что все детали они просчитали и вскоре у нас появятся доступные Лады с нормальным автоматом.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Хорошего вам дня.